Брюс
21.02.2008, 15:48
... тогда читайте!
Всё, что написано ниже взято из книги писателя Фучаджи К.С. "Автомобиль ЗАЗ-1102 "Таврия". Устройство, техническое обслуживание и устранение неисправностей" - М.: Патриот, 1992.-312 с., ил.
Здесь же раскрыты некоторые тайны автомобиля.
ВВЕДЕНИЕ
К выпуску новой модели (первой партии) завод приступил в 1987 г., в дальнейшем ее производство увеличивалось и продолжает увеличиваться. Постепенно «Таврия» полностью вытеснит с конвейера «Запорожец». Параллельно с базовой моделью выпускаются автомобили в различных модификациях и комплектациях, которые отличаются комбинацией приборов, органами управления, оборудованием, отделкой салона и др.
Базовую модель «Таврии» дополнят три модификации специальных автомобилей с ручным управлением для инвалидов.
Автомобиль ЗАЗ-11027 предназначен для инвалидов, у которых повреждена одна нога, но здоровые руки. Автомобиль оборудован:
ручным приводом управления дроссельными заслонками карбюратора;
специальной педалью сцепления (под правую или левую ногу);
ручным приводом управления гидравлическим тормозом;
двухрычажным переключателем световой сигнализации и стеклоочистителей;
выключателем «массы».
Автомобиль ЗАЗ-11028 предназначен для инвалидов, у которых ампутиро¬ваны или повреждены обе ноги, но здоровые руки. Автомобиль оборудован:
ручным приводом управления дроссельными заслонками;
специальным электровакуумным приводом выключения сцепления;
ручным приводом управления гидравлическим тормозом;
двухрычажным переключателем световой сигнализации и стеклоочистителей;
выключателем «массы»;
специальной рукояткой (на рычаге управления коробкой передач) с кнопкой выключения электровакуумного привода сцепления.
Автомобиль ЗАЗ-11029 предназначен для инвалидов, имеющих здоровые одну ногу и одну руку. Автомобиль оборудован:
специальной педалью управления дроссельными заслонками;
электровакуумным приводом выключения сцепления;
специальной педалью управления гидравлическим тормозом;
рычагом управления стояночным тормозом под правую или левую руку;
специальным рулевым колесом с токосъемником на валу. На рулевом валу смонтированы выключатель звукового сигнала, переключатель поворотов, выключатель света фар, кнопка включения стеклоочистителя и стеклоомывателя, кольцо
выбора передач;
специальным ножным переключателем коробки передач;
выключателем «массы»;
специальным знаком ограничения скорости (60 км/ч) на переднем и заднем стеклах.
Запорожский орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени автомобильный завод «Коммунар», в историю которого вписано немало славных дат, является первенцем комбайностроения в СССР. С 1960 г. впервые в Союзе освоил самый маленький микролитражный автомобиль «Запорожец» модели ЗАЗ-965 с двигателем воздушного охлаждения мощностью 23 л. с. В дальнейшем, совершенствуя свою продукцию, завод начал производство автомобиля ЗАЗ-965А с двигателем мощностью 27 л. с.
С 1967 г. заводом освоен выпуск автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-966 и -966В с новыми габаритными размерами и формой кузова, на которые соответственно устанавливались двигатели мощностью 40 и 30 л. с. В результате дальнейшей модернизации завод приступил в 1971 г. к серийному производству автомобиля ЗАЗ-968 с двигателем мощностью 40 л. с. с измененной и улучшенной отделкой салона, световой сигнализации, улучшенными органами управления и другими изменениями. Дальнейшие работы по модернизации, направленные на увеличение надежности и долговечности, привели в 1974 г. к созданию автомобиля ЗАЗ-968А.
В 1979 г. завод приступил к выпуску автомобиля ЗАЗ-968М с более обтекаемой формой кузова, измененной панелью приборов и улучшенной обивкой салона. Эта модель выпускается и в настоящее время.
ЗАЗ-1102 «Таврия» — принципиально новое поколение автомобилей — характеризует собой качественный скачок в развитии отечественного автомобилестроения и играет такую же роль, как в свое время автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец».
Производство принципиально новой модели автомобиля «Таврия» это не просто замена одной модели другой. Это прежде всего внедрение в производство прогрессивных технологических процессов, освоение новых материалов, установка нового оборудования и новых автоматических линий, соответствующих современному техническому уровню.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ
Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия» является новой моделью второй группы особо малого класса, принципиально отличающейся от своих предшественников не только деталями, но и компоновкой и важнейшими техническими решениями.
Более современная переднеприводная схема пришла на смену заднемоторной, применявшейся ранее на всех автомобилях ЗАЗ. Силовой агрегат теперь размещается не в задней части кузова, а в передней и расположен поперек в моторном отсеке. Охлаждение двигателя жидкостное вместо воздушного. Кузов автомобиля клиновой формы, трехдверный, двухобъемный типа «хетчбек» пришел на смену двухдверному трехобъемному.
Автомобиль получил новое имя «Таврия» (так в древностиназывался Крымский полуостров). Оно официально зарегистрировано как торговое наименование.
Новая переднеприводная схема позволила создать на ЗАЗ-1102 более просторный и комфортабельный салон, хотя новый автомобиль короче прежней модели на 53 мм. Впервые примененная на автомобилях особо малого класса компоновка с поперечным расположением силового агрегата и передачей крутящего момента на передние колеса позволила значительно увеличить размеры пассажирского салона с двухобъемным багажным отделением, легко трансформируемым в пассажирский и грузопассажирский варианты. Запасное колесо помещается рядом с двигателем. При перевозке крупной клади заднее сиденье складывается и полезный объем багажника возрастает почти втрое.
Благодаря большим боковым дверям, боковым гнутым стеклам, передним анатомическим сиденьям с бесступенчатой регулировкой наклона спинок и большим диапазоном продольного перемещения, задним довольно широким сиденьям (автомобиль стал шире на 64 мм) обеспечен удобный вход и выход водителя и пассажиров, комфортабельная езда четырех-пяти человек. Заметно снижен уровень шума в салоне, более эффективной стала система отопления (жидкостная, действует от системы охлаждения двигателя). Она обеспечивает равномерный прогрев всего салона и его стекол.
Важнейшим показателем автомобиля является его экономичность. Высокая экономичность достигнута прежде всего благодаря двигателю с высокой степенью сжатия, двухкамерным карбюратором и отключаемым вентилятором в системе охлаждения. Масса автомобиля снижена на 130 кг по сравнению с ЗАЗ-968М, применены новая конструкция шин и пятиступенчатая коробка с ускоряющей высшей передачей. У «Таврии» более совершенная форма кузова. При езде по условному городскому циклу на скорости 90 км/ч ЗАЗ-1102 на 30 % экономичнее старой модели.
Благодаря ведущим передним колесам у «Таврии» намного выше курсовая устойчивость, в целом заметно улучшились характеристики управляемости, особенно на скользких дорогах. Привод на передние колеса создает основу для более безопасного управления автомобилем. Именно эта особенность и способствовала развитию и распространению переднеприводных автомобилей.
Из элементов активной безопасности главные—двухконтурный привод тормозов с диагональной схемой трубопроводов, передняя подвеска с отрицательным плечом обкатки колес (5 мм). Пассивная безопасность обеспечивается конструкцией кузова. Благодаря ей при аварии поглощается энергия удара и сохраняется заданное пространство в салоне. Испытания боковым ударом о неподвижное препятствие выявили, что ветровое стекло остается в проеме, а двери не открываются.
Кроме этого, автомобиль оборудован инерционными ремнями безопасности, мягкой обивкой стоек кузова, энергоемкими бамперами из ударопрочной пластмассы, травмобезопасной рулевой колонкой и трехслойным ветровым стеклом. Топливный бак вынесен в защищенную от ударов зону над задней осью.
Кузов автомобиля стал более долговечным за счет хорошей антикоррозионной защиты. Перед окраской проводится грунтовка современным методом катафореза (электроосаждение). Ресурс автомобиля до первого капитального ремонта составляет 125000 км.
Объем обслуживания «Таврии» по сравнению с ЗАЗ-968М снижен вчетверо, с 1,0 до 0,25 человеко-часов на 1000 км пробега. Это достигнуто за счет исключения точек периодической смазки, применения узлов с высокой надежностью, не требующих регулировок. На автомобиле установлены необслуживаемая аккумуляторная батарея, саморегулирующиеся тормоза, шарниры равных угловых скоростей с «пожизненным» запасом смазки. Узлы шасси вообще не требуют смазки, а бесконтактная электронная система зажигания, привод распределительного вала, шестерни главной передачи не нуждаются в регулировках.
Периодичность технического обслуживания для ЗАЗ-1102 составляет 15000 км. Это означает, что в среднем раз в год требуется замена масла в двигателе, масляного и воздушного фильтров. Установленный в ступицах передних колес сдвоенный подшипник не нуждается в регулировках. На «Таврии» значительно уменьшилась материалоемкость за счет широкого использования легких материалов, упрощения конструкции. Новый силовой агрегат, хотя у него чугунный блок цилиндров и трансмиссия с пятью передачами (вместо четырех), легче на 30 кг. Это достигнуто за счет более рациональной конструкции всех деталей силового агрегата. Сокращению массы способствовали ременный привод расположенного в головке блока цилиндров распределительного вала и многие отлитые из легких сплавов детали. У ЗАЗ-1102 на 30...40 % меньше крепежных элементов. Этим значительно снижена трудоемкость сборки. Алюминиевые радиаторы системы охлаждения двигателя и отопителя, большое число пластмассовых деталей (60 кг на автомобиль), даже колеса с тремя крепежными болтами (их замена требует меньших физических усилий, что в первую очередь оценят водители-инвалиды), реечный рулевой механизм вместо червячного и многие другие решения способствовали экономии материалов и снижению массы.
В конструкции автомобиля применены оригинальные нетрадиционные решения. В переднем тормозе суппорт охватывает диск не снаружи, а изнутри, через большое отверстие. Сам же диск соединен со ступицей колеса не центральной частью, а периферией. Примененные впервые в практике отечественного автомобилестроения шины позволили сократить объемы колесных ниш, рациональнее использовать внутреннее пространство кузова, снизить массу неподрессоренных деталей. Конструкция колеса позволила удобнее разместить «запаску» под капотом, надев ее на чашку верхней опоры передней подвески.
Шарниры равных угловых скоростей (полуоси): внутренние—типа «Трипод» со сферическими сухарями, наружные— шариковые, типа «Лебро». Это компактные и легкие узлы, надежные и долговечные в эксплуатации. Эти и некоторые другие решения благоприятно отразились на комфортабельности и качестве автомобиля.
При внешнем осмотре кузова бросается в глаза отсутствие хромированных элементов оформления и декоративного покрытия на колпаках колес. А один большой рычаг стеклоочистителя, захватывающий значительную часть ветрового стекла, проще и легче привычных двух.
На многие оригинальные технические и оформительские решения специалисты завода получили авторские свидетельства.
В ближайшее время базовую модель ЗАЗ-1102 дополнит пятидверный автомобиль ЗАЗ-1105.
Всё, что написано ниже взято из книги писателя Фучаджи К.С. "Автомобиль ЗАЗ-1102 "Таврия". Устройство, техническое обслуживание и устранение неисправностей" - М.: Патриот, 1992.-312 с., ил.
Здесь же раскрыты некоторые тайны автомобиля.
ВВЕДЕНИЕ
К выпуску новой модели (первой партии) завод приступил в 1987 г., в дальнейшем ее производство увеличивалось и продолжает увеличиваться. Постепенно «Таврия» полностью вытеснит с конвейера «Запорожец». Параллельно с базовой моделью выпускаются автомобили в различных модификациях и комплектациях, которые отличаются комбинацией приборов, органами управления, оборудованием, отделкой салона и др.
Базовую модель «Таврии» дополнят три модификации специальных автомобилей с ручным управлением для инвалидов.
Автомобиль ЗАЗ-11027 предназначен для инвалидов, у которых повреждена одна нога, но здоровые руки. Автомобиль оборудован:
ручным приводом управления дроссельными заслонками карбюратора;
специальной педалью сцепления (под правую или левую ногу);
ручным приводом управления гидравлическим тормозом;
двухрычажным переключателем световой сигнализации и стеклоочистителей;
выключателем «массы».
Автомобиль ЗАЗ-11028 предназначен для инвалидов, у которых ампутиро¬ваны или повреждены обе ноги, но здоровые руки. Автомобиль оборудован:
ручным приводом управления дроссельными заслонками;
специальным электровакуумным приводом выключения сцепления;
ручным приводом управления гидравлическим тормозом;
двухрычажным переключателем световой сигнализации и стеклоочистителей;
выключателем «массы»;
специальной рукояткой (на рычаге управления коробкой передач) с кнопкой выключения электровакуумного привода сцепления.
Автомобиль ЗАЗ-11029 предназначен для инвалидов, имеющих здоровые одну ногу и одну руку. Автомобиль оборудован:
специальной педалью управления дроссельными заслонками;
электровакуумным приводом выключения сцепления;
специальной педалью управления гидравлическим тормозом;
рычагом управления стояночным тормозом под правую или левую руку;
специальным рулевым колесом с токосъемником на валу. На рулевом валу смонтированы выключатель звукового сигнала, переключатель поворотов, выключатель света фар, кнопка включения стеклоочистителя и стеклоомывателя, кольцо
выбора передач;
специальным ножным переключателем коробки передач;
выключателем «массы»;
специальным знаком ограничения скорости (60 км/ч) на переднем и заднем стеклах.
Запорожский орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени автомобильный завод «Коммунар», в историю которого вписано немало славных дат, является первенцем комбайностроения в СССР. С 1960 г. впервые в Союзе освоил самый маленький микролитражный автомобиль «Запорожец» модели ЗАЗ-965 с двигателем воздушного охлаждения мощностью 23 л. с. В дальнейшем, совершенствуя свою продукцию, завод начал производство автомобиля ЗАЗ-965А с двигателем мощностью 27 л. с.
С 1967 г. заводом освоен выпуск автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-966 и -966В с новыми габаритными размерами и формой кузова, на которые соответственно устанавливались двигатели мощностью 40 и 30 л. с. В результате дальнейшей модернизации завод приступил в 1971 г. к серийному производству автомобиля ЗАЗ-968 с двигателем мощностью 40 л. с. с измененной и улучшенной отделкой салона, световой сигнализации, улучшенными органами управления и другими изменениями. Дальнейшие работы по модернизации, направленные на увеличение надежности и долговечности, привели в 1974 г. к созданию автомобиля ЗАЗ-968А.
В 1979 г. завод приступил к выпуску автомобиля ЗАЗ-968М с более обтекаемой формой кузова, измененной панелью приборов и улучшенной обивкой салона. Эта модель выпускается и в настоящее время.
ЗАЗ-1102 «Таврия» — принципиально новое поколение автомобилей — характеризует собой качественный скачок в развитии отечественного автомобилестроения и играет такую же роль, как в свое время автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец».
Производство принципиально новой модели автомобиля «Таврия» это не просто замена одной модели другой. Это прежде всего внедрение в производство прогрессивных технологических процессов, освоение новых материалов, установка нового оборудования и новых автоматических линий, соответствующих современному техническому уровню.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЕ
Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия» является новой моделью второй группы особо малого класса, принципиально отличающейся от своих предшественников не только деталями, но и компоновкой и важнейшими техническими решениями.
Более современная переднеприводная схема пришла на смену заднемоторной, применявшейся ранее на всех автомобилях ЗАЗ. Силовой агрегат теперь размещается не в задней части кузова, а в передней и расположен поперек в моторном отсеке. Охлаждение двигателя жидкостное вместо воздушного. Кузов автомобиля клиновой формы, трехдверный, двухобъемный типа «хетчбек» пришел на смену двухдверному трехобъемному.
Автомобиль получил новое имя «Таврия» (так в древностиназывался Крымский полуостров). Оно официально зарегистрировано как торговое наименование.
Новая переднеприводная схема позволила создать на ЗАЗ-1102 более просторный и комфортабельный салон, хотя новый автомобиль короче прежней модели на 53 мм. Впервые примененная на автомобилях особо малого класса компоновка с поперечным расположением силового агрегата и передачей крутящего момента на передние колеса позволила значительно увеличить размеры пассажирского салона с двухобъемным багажным отделением, легко трансформируемым в пассажирский и грузопассажирский варианты. Запасное колесо помещается рядом с двигателем. При перевозке крупной клади заднее сиденье складывается и полезный объем багажника возрастает почти втрое.
Благодаря большим боковым дверям, боковым гнутым стеклам, передним анатомическим сиденьям с бесступенчатой регулировкой наклона спинок и большим диапазоном продольного перемещения, задним довольно широким сиденьям (автомобиль стал шире на 64 мм) обеспечен удобный вход и выход водителя и пассажиров, комфортабельная езда четырех-пяти человек. Заметно снижен уровень шума в салоне, более эффективной стала система отопления (жидкостная, действует от системы охлаждения двигателя). Она обеспечивает равномерный прогрев всего салона и его стекол.
Важнейшим показателем автомобиля является его экономичность. Высокая экономичность достигнута прежде всего благодаря двигателю с высокой степенью сжатия, двухкамерным карбюратором и отключаемым вентилятором в системе охлаждения. Масса автомобиля снижена на 130 кг по сравнению с ЗАЗ-968М, применены новая конструкция шин и пятиступенчатая коробка с ускоряющей высшей передачей. У «Таврии» более совершенная форма кузова. При езде по условному городскому циклу на скорости 90 км/ч ЗАЗ-1102 на 30 % экономичнее старой модели.
Благодаря ведущим передним колесам у «Таврии» намного выше курсовая устойчивость, в целом заметно улучшились характеристики управляемости, особенно на скользких дорогах. Привод на передние колеса создает основу для более безопасного управления автомобилем. Именно эта особенность и способствовала развитию и распространению переднеприводных автомобилей.
Из элементов активной безопасности главные—двухконтурный привод тормозов с диагональной схемой трубопроводов, передняя подвеска с отрицательным плечом обкатки колес (5 мм). Пассивная безопасность обеспечивается конструкцией кузова. Благодаря ей при аварии поглощается энергия удара и сохраняется заданное пространство в салоне. Испытания боковым ударом о неподвижное препятствие выявили, что ветровое стекло остается в проеме, а двери не открываются.
Кроме этого, автомобиль оборудован инерционными ремнями безопасности, мягкой обивкой стоек кузова, энергоемкими бамперами из ударопрочной пластмассы, травмобезопасной рулевой колонкой и трехслойным ветровым стеклом. Топливный бак вынесен в защищенную от ударов зону над задней осью.
Кузов автомобиля стал более долговечным за счет хорошей антикоррозионной защиты. Перед окраской проводится грунтовка современным методом катафореза (электроосаждение). Ресурс автомобиля до первого капитального ремонта составляет 125000 км.
Объем обслуживания «Таврии» по сравнению с ЗАЗ-968М снижен вчетверо, с 1,0 до 0,25 человеко-часов на 1000 км пробега. Это достигнуто за счет исключения точек периодической смазки, применения узлов с высокой надежностью, не требующих регулировок. На автомобиле установлены необслуживаемая аккумуляторная батарея, саморегулирующиеся тормоза, шарниры равных угловых скоростей с «пожизненным» запасом смазки. Узлы шасси вообще не требуют смазки, а бесконтактная электронная система зажигания, привод распределительного вала, шестерни главной передачи не нуждаются в регулировках.
Периодичность технического обслуживания для ЗАЗ-1102 составляет 15000 км. Это означает, что в среднем раз в год требуется замена масла в двигателе, масляного и воздушного фильтров. Установленный в ступицах передних колес сдвоенный подшипник не нуждается в регулировках. На «Таврии» значительно уменьшилась материалоемкость за счет широкого использования легких материалов, упрощения конструкции. Новый силовой агрегат, хотя у него чугунный блок цилиндров и трансмиссия с пятью передачами (вместо четырех), легче на 30 кг. Это достигнуто за счет более рациональной конструкции всех деталей силового агрегата. Сокращению массы способствовали ременный привод расположенного в головке блока цилиндров распределительного вала и многие отлитые из легких сплавов детали. У ЗАЗ-1102 на 30...40 % меньше крепежных элементов. Этим значительно снижена трудоемкость сборки. Алюминиевые радиаторы системы охлаждения двигателя и отопителя, большое число пластмассовых деталей (60 кг на автомобиль), даже колеса с тремя крепежными болтами (их замена требует меньших физических усилий, что в первую очередь оценят водители-инвалиды), реечный рулевой механизм вместо червячного и многие другие решения способствовали экономии материалов и снижению массы.
В конструкции автомобиля применены оригинальные нетрадиционные решения. В переднем тормозе суппорт охватывает диск не снаружи, а изнутри, через большое отверстие. Сам же диск соединен со ступицей колеса не центральной частью, а периферией. Примененные впервые в практике отечественного автомобилестроения шины позволили сократить объемы колесных ниш, рациональнее использовать внутреннее пространство кузова, снизить массу неподрессоренных деталей. Конструкция колеса позволила удобнее разместить «запаску» под капотом, надев ее на чашку верхней опоры передней подвески.
Шарниры равных угловых скоростей (полуоси): внутренние—типа «Трипод» со сферическими сухарями, наружные— шариковые, типа «Лебро». Это компактные и легкие узлы, надежные и долговечные в эксплуатации. Эти и некоторые другие решения благоприятно отразились на комфортабельности и качестве автомобиля.
При внешнем осмотре кузова бросается в глаза отсутствие хромированных элементов оформления и декоративного покрытия на колпаках колес. А один большой рычаг стеклоочистителя, захватывающий значительную часть ветрового стекла, проще и легче привычных двух.
На многие оригинальные технические и оформительские решения специалисты завода получили авторские свидетельства.
В ближайшее время базовую модель ЗАЗ-1102 дополнит пятидверный автомобиль ЗАЗ-1105.