Андрей Олегович
18.08.2005, 16:52
Обычно такую поездку в гости к родственникам, живущим в пригороде Москвы, военном городке Монино, мы с женой совершаем на поезде, но, начитавшись Интернета, решил, а чем я хуже других :) и убедил супругу ехать на машине. Узнав об этом, с нами в гости засобирались тесть с тещей. Итого имеем на мою Славуту четырех взрослых и одного пятилетнего ребенка, что для дальней поездки является максимумом. Ездить ночью по незнакомым дорогам я не люблю, народу много, днем - жара, кондиционера в машине нет, зато есть тесть гипертоник и маленький ребенок. Поэтому решили по дороге туда и обратно остановиться на ночь у знакомых в Белгороде и Белгородской области. Тем более, что ездим мы к ним тоже регулярно и проезжая мимо грех не заехать.
Выезд из Украины
Из Харькова выехали в понедельник 1 августа в 6:30. Последний раз я выезжал в Белгородскую область на машине 10 лет назад, когда весь пограничный переход Гоптовка-Нехотеевка состоял из двух-трех вагончиков на трассе, и никакие бумажки не оформлялись. Поэтому на руках была распечатанная инструкция «Путешествие из Киева в Москву» и ряд нормативных актов. На украинской стороне постояли в очереди из четырех машин. Пограничник в будке проверил паспорта, и я поехал дальше. Сразу за будкой пограничника, метрах в 10, возле нашей полосы стоял скучающий таможенник. Ну, думаю, человек вышел свежим воздухом подышать, и еду мимо него (правда, медленно). Оказывается, надо было остановиться. После предъявления паспорта, техпаспорта, открывания багажника с произнесением ключевых слов «личные вещи», был отпущен с миром. На мое предложение оформить временный вывоз машины, таможенник ответил взглядом, которым смотрят на безнадежных психических больных, и сказал, что не надо. Я на всякий случай еще раз переспросил, не вызовет ли это проблем при возвращении на родину, и после отрицательного ответа выкатился с территории Украины.
Въезд в Россию
На въезде в Россию пограничник пересчитал число голов в машине и выдал пять бланков миграционных карт, предупредив, чтобы обязательно заполнили и на ребенка. Меня до сих пор терзает вопрос, почему в поездах и автобусах никто о миграционной карте на ребенка даже не заикается. Может быть там пограничники другие? :). Очередь к российским пограничникам была побольше (машин десять на каждой полосе). Но нам повезло, потому что попалась полоса, которую обслуживали две тетеньки с компьютерами. После того, как тетенька в окошко посмотрела на наши лица, она предложила остаться одному человеку у окошка, а остальным садиться в машину. Мы в ответ предложили остаться ребенку. Тетенька шутку оценила и, может быть, поэтому не потребовала техпаспорт на машину, а просто попросила назвать номер и тоже что-то с ним делала в компьютере. Другая тетенька-пограничник с палкой попросила открыть багажник. Пока она заглядывала туда (вообще загадка, что пограничники и таможенники там могли найти, если поверх сумок лежал костюм тестя в пакете, закрывающий весь багажник) вернулся с проверенными паспортами народ из джипа, стоящего за мной. Его водитель посчитал, что с пограничниками все закончено, вырулил из очереди и поехал на таможню. Тетенька с палочкой начала вяло ему в след кричать «стойте», потом обреченно махнула палкой и направилась к следующей машине. Подъехав к таможне, порадовался четко обозначенным полосам – для белых и для черных, то есть для граждан России и иностранных граждан. Правда на этом вся наглядная информация заканчивалась. Пришлось ставить машину и бегать в поисках того, кто меня осчастливит страховкой. Такие люди довольно быстро нашлись. Они сидят в вагончике слева и называются ЗАО «Росток-Белгород». В обозримых окрестностях их конкурентов не наблюдалось, так что выбора не было, и я пристроился за человеком, которому уже оформляли страховку. Получив мои паспорт и техпаспорт и уточнив, что страховаться более чем на 15 суток у меня желания нет, дядька в вагончике долго стучал по клавиатуре, а затем выдал клочок бумажки, на котором было нацарапано 277.20, и показал пальцем на другой вагончик в котором находится касса. Радости моей не было предела, так как эта сумма в точности до копейки соответствовала изученному заранее алгоритму (http://www.bmwua.net/saiphorum/read.php?f=1&i=61662&t=58226). Но тетя в кассе быстро опустила меня на землю, озвучив цифры 277.20 на переданном ей клочке бумажки как 527.20. На мой вопрос, входит ли в названную ей сумму оформление временного ввоза через брокера, она ответила «да» сквозь зубы и только после того, как этот невинный вопрос был ей задан второй раз. Так как я удостоверение временного ввоза в глаза не видел, и у меня были планы воспользоваться услугами брокера, то я без возражений передал требуемую сумму. Кроме этого, я по привычке ей в окошко протянул и свои документы. Свою ошибку понял, когда она засунула мой паспорт в ксерокс и нажала на кнопку. Пришлось окончательно испортить тете настроение и сказать, что делать ксерокопии документов я ее не просил (кстати, сосед по гаражу говорил, что за ксерокс там берут чуть ли не 100 р.). Отнеся квитанцию в окошко, где оформляли страховку, я получил российский страховой полис, вместе с которым дали брошюрку с бланками извещений о ДТП, памятками, выдержками из законов и адресами представителей (кстати, украинская страховая компания мне ничего кроме листика-полиса не давала, это так во всех наших СК?). Оказалось, что моя страховая компания называется не Росток-Белгород, а Макс. После этого я отдал паспорт, техпаспорт, их копии, полученную страховку и таможенную декларацию, заполненную еще в Харькове, в соседнее окошко в том же вагончике и другой сотрудник ЗАО «Росток-Белгород» осчастливил меня второй раз, выдав удостоверение временного ввоза. Номера ни брокер, ни в последствии таможенник не проверяли. Кстати, не понятно, зачем в декларации указывать номер кузова, если в удостоверении временного ввоза его все равно не пишут. Кроме авто я в декларации заявил о ввозе 300 USD (хоть я и не обязан, но право такое у меня есть), но подлый брокер эту строчку зачеркнул и сказал, что если хотите еще что-то декларировать, заполняйте отдельную декларацию, а эту он забирает. Заполнять еще раз декларацию у меня желания уже не было, тем более, что таможенник, к которому я подъехал, сказал, что париться из-за таких пустяков не зачем и даже, если я все 300 долларов повезу обратно, ни он лично, ни его коллеги приставать ко мне не будут. На вопрос, а можно ли удостоверение временного ввоза оформить бесплатно, он, отведя глаза в сторону, как голубой воришка в исполнении Табакова в «12 стульях», сказал, что в принципе можно, но мы это делаем только льготникам, причем объяснить какие льготы могут быть в России у граждан других государств он не смог. Так что вопрос, о том, где в Нехотеевке бесплатно оформляют удостоверение временного ввоза, остался открытым. В конце концов, таможенник, как и его украинские коллеги и пограничники, поглядел на костюм тестя, закрывающий весь багажник, и услышав пароль «личные вещи» потерял ко мне всякий интерес.
Итого 1 час 15 минут на всю границу и мы выруливаем на четырехрядную дорогу в сторону Белгорода.
Белгород
Помня о том, что я иностранец, что в России можно ехать +10, а не +20, с трудом сдерживая себя, я поплелся по этой прекрасной (по сравнению с харьковскими) трассе со скоростью 90 км/ч, чем очень расстроил своего сына, который через каждые пару минут спрашивал: «папа, почему тебя все обгоняют, а ты никого не обгоняешь». Но так как спешить было некуда, мы спокойно доехали до Белгорода, где поставили машину на стоянку и в течение дня общались с друзьями, пили, ели, гуляли по городу. Из автомобильных впечатлений – сразу бросилось в глаза нежелание белгородских водителей пропускать пешеходов на пешеходных переходах, даже если на дороге всего одна машина, и она движется со скоростью 20-40 км/ч. Сам же, пропуская один раз пешеходов, был обфафакан и обмиган подкатившимся сзади (опять таки на небольшой скорости) жигуленком.
Российская сим-карта
Если я сажусь за руль без мобильного телефона, я чувствую себя неуютно. О том что, плата за роуминг за границей не дешевая я знаю не по наслышке (В один из предыдущих приездов в Москву мне названивала какая-то дура, которая считала, что я ее друг Артур, который не хочет с ней разговаривать. Все мои попытки убедить дуру, что я не ее знакомый и тем более не Артур, а Артур ее попросту кинул, дав отфанарный номер телефона ни к чему не привели. Определитель номера в роуминге не работал, а я ждал звонок от коллеги по работе. В результате всего этого за пять разговоров с дурой, каждый из которых продолжался не более пары десятков секунд, мне пришлось выложить более 50 грн.). Поэтому появилась острая необходимость купить сим-карту одного из российских операторов. Зная о том, что иностранным гражданам без регистрации ни один российский оператор сим-карту не продаст, я совершил поход в магазин на пару с белгородской подружкой моей жены. Продавщица лишний раз подтвердила, что мне сим-карта не светит, но на предложение подружки зарегестрировать все на нее сразу же согласилась, из чего я сделал вывод, что это у них в порядке вещей. Было предложено на выбор два пакета без абонплаты Би-лайна и Мегафона. Тарифы примерно одинаковые: какая то мелочь (вплоть до 3 центов/минута) за разговоры на своей территории и что-то около 5 рублей за минуту внутрисетевого роуминга (если кто не в курсе – ни один российский оператор не обеспечивает единой сети с едиными тарифами по всей территории своей страны). Цены внутрисетевого роуминга в России оказались сопоставимы с обычными тарифами украиснких операторов, но я все равно мысленно поругал себя последними словами, что надо было не слушать год назад жену, а купить сим-карту в Москве, где телефоном пользуюсь чаще, чем в Белгороде. Приятно порадовало то, что все деньги, которые платишь за сим-карту (150р) попадают тебе на счет, в отличие от украинских операторов. Правда пришлось сразу пополнить счет еще на 100р, чтобы работал внутрисетевой роуминг (минимум требуется 200р на счету). В конце концов, я выбрал Мегафон (пакет Мега-Хит). Дальнейшие события показали, что выбор был не совсем удачным, так как Би-Лайн предоставляет роуминг для Мегафона (зачем – не понятно), а у первого, скорее всего, покрытие больше и оборудование базовых станций получше, чем у второго. Во всяком случае, мой телефон и на трассе, и по приезду в Москву все время регистрировался в Би-Лайне, пока я не отключил опцию автоматического выбора сети. Забегая вперед, скажу, что по приезду на родину я был также неприятно удивлен тому, что у Мегафона нет роуминга с украинскими операторами. Еще одна прикольная фича – это непонятный принцип съема денег со счета. Они снимаются не сразу после окончания разговора, а спустя некоторое время, которое примерно равно двум суткам.
Белгород-Москва
На следующий день выехали опять таки в 6:30 (правда уже по российскому времени). Сразу за Белгородом в Строителе залил полный бак на заправке ТНК (16.40р/1л 95). Довольно скоро (а точнее на границе с Курской областью) хорошая дорога закончилась и началось нечто, местами напоминающее дороги между райцентрами в родной Харьковской области.
Смешанное впечатление вызвали двухрядные (один ряд в одну сторону, другой - встречка) участки этой дороги. Довольно часто там встречаются продолжительные участки, на которых с краю дороги есть некая полоса, судя по разметке не являющаяся полосой для движения транспортных средств в смысле ПДД. В то же время назвать ее заасфальтированной обочиной у меня тоже язык не поворачивается, так как качество ее такое же как и других полос, ширина намного больше тех обочин, что встречаются на Украине и рядом присутствует обычная грунтовая обочина. С одной стороны очень удобно, что по этой полосе едут всякие тошнотики типа тракторов и убитых автобусов. И обгон на таких участках не вызывает проблемы, так как обгоняемое ТС всегда уходит на эту полосу, пропуская обгоняющее, в результате чего последнее совершает не обгон (ни по украинским ни даже по российским ПДД), а просто опережение. С другой стороны эта полоса в любой момент может закончиться карманом автобусной остановки, ограждением моста или еще чем-нибудь, и развивать на ней большую скорость ИМХО не безопасно. Кстати было довольно много мостов, на которых велись ремонтные работы, в результате чего свободной оставалась одна полоса. К чести российских дорожников они очень грамотно расставляли перед такими мостами знаки ограничения скорости, которые сводили к нулю вероятность возникновения неприятных ситуаций (естественно, если эти знаки соблюдать :)).
По поводу заправок у меня сложилось мнение, что на трассе в России их меньше чем в Украине. Кроме того, подавляющее большинство по внешнему виду не вызывает доверия. Больше половины заправок либо наглым образом шифруются под ТНК (те же внешние атрибуты, только схожие названия ГНК, IНК, а в Тульской области – даже в наглую ТНК, где Т – это конечно же Тульская), либо когда то были таковыми, но не оправдали доверия (в их названии остались только слова «нефтяная компания» и большой промежуток перед ними). Была также замечена заправка ЮКО, в которой кроме последней буквы С отсутствовал также желтый верх треугольничка. Второй раз я заправлялся около Тулы на ЛукОйле (15.50р), где посмотреть на последнюю версию Запорожца сбежались чуть ли не все заправщики. На самих заправках немного напрягает то, что заправщики, даже если и присутствуют, не берут у клиента деньги, а посылают в кассу, а кассиры не верят в честность клиента, в результате чего, чтобы заправить полный бак приходится ходить к окошку два раза - первый раз неся предоплату, а второй раз - за сдачей.
По трассе наблюдалось около пяти засад ГИБДДшников в населенных пунктах и на участках, на которых запрещен обгон. Примерно такое же количество и стационарных постов. О всех засадах и некоторых постах был предупрежден заранее, за что предупреждавшим спасибо. Российские ИДПСы к моей скромной иностранной персоне проявляли интереса не больше, чем их украинские коллеги. А так как я в их присутствии правил не нарушал, то ни разу остановлен не был. Была, правда, одна засада в какой-то деревне Орловской области, которая тормозила каждого второго не взирая на гражданство и расовую принадлежность, но я оказался первым :). В общем, где-то между Орлом и Тулой я понял, что сдерживая свою правую ногу, я только доставляю беспокойство своей нервной системе, и покатил в привычном для себя режиме, то есть около 110 км/ч (естественно только там, где это позволяла дорожная обстановка).
Вскоре после Тулы началась долгожданная автомагистраль. Кстати, соответствующего знака я не заметил. Понял лишь по тому, что на нее был мудреный выезд и появилась разделительная травка. Вскоре на боковых съездах с нее были замечены знаки конца автомагистрали, что подтвердило мою догадку. Однако, существенно увеличить скорость не позволило качество покрытия, местами напоминающее стиральную доску со следами ямочного ремонта. Спустя некоторое время (ИМХО при пересечении границы Московской области) это безобразие прекратилось, но началось другое – ремонтные работы уже в рамках целой полосы с рассыпанными камнями по другой полосе. В результате всего этого автомагистралью я начал наслаждаться уже где-то после Серпухова, когда и машин побольше стало и автомагистраль стала такой как должна быть. Правда, небольшое беспокойство я начал испытывать, когда две полосы моего направления неожиданно превратились в четыре, причем две левые отделены от двух правых пятой заасфальтированной разделительной полосой. Никаких знаков я опять не заметил. Так как я перед такой метаморфозой дороги ехал по левой полосе, то после нее оказался на двух левых. Справа мелькали съезды с автомагистрали и, если бы мне было необходимо свернуть в какой-либо из них, то сделать это, не нарушив грубо ПДД, у меня не было бы возможности. В результате всего этого я начал опасаться, что такая картина протянется до МКАД, где мне надо будет свернуть направо, а эта разделительная полоса заведет меня в Москву. Но спустя несколько километров это безобразие прекратилось, я перестроился на левые полосы, а вскоре показался и знак, извещающий меня, что надо готовиться сворачивать на МКАД. Кстати, смысл этой разделительной полосы я так и не понял.
Общее впечатление от дороги: участок «федеральная магистральная автодорога М2» трассы, носящей гордое название «международная Е105», кардинальным образом отличается от украинского участка этой же дороги лишь в Белгородской и Московской областях (что лишь подтверждает слова белгородской знакомой таможенницы, что оборот белгородской таможни - второй в России). Честно говоря, от наших северных братьев ожидал лучшего :(
Итак, где-то в районе 16:00 я свернул на МКАД. Из восьми с половиной часов где-то час-полтора часа ушло на пять-семь краткосрочных и две долгосрочные остановки. Вот она – прелесть путешествия в большой компании :(, каждый из членов которой к тому же считает себя главнее водителя :). Если бы после Тулы я не начал всех торопить, что нам надо съехать с МКАД на горьковскую трассу до 17:00, когда все жители Подмосковья ломанутся с работы домой, то остановок было бы еще больше. На протяжении всего пути погода преподнесла приятный сюрприз в виде легкой облачности, которая резко контрастировала с неделей жаркой солнечной погоды.
Москва и ее окрестности
Протиснувшись между горами арбузов, занимавших обочину и первую полосу съезда с симферопольской трассы на МКАД, я вырулил на знаменитое кольцо, состоящее из пяти полос в одну и пяти полос в другую сторону. Жена отзвонилась родственнику и сообщила, что мы уже приближаемся. Он сказал, что выезжает с работы и встретит нас в Монино возле КПП, и посоветовал ехать осторожно. Сначала я принял решение не высовываться и ехать в первом ряду, чтобы не проскочить нужный поворот. Однако, оказалось, что эта полоса едет со скоростью не более 60-70 км/ч, а перед очередным съездом с МКАД тащится 20-30км/ч. Проехать в таком режиме четверть кольца мне не захотелось, и я вырулил в третью полосу. Час знаменитых московских пробок и тянучек еще не наступил, и тут скорость соответствовала той, которая максимально была разрешена на ней на данный момент. Понравилось, что на мостах над каждой полосой висит электронное подобие знака ограничения скорости, цифры на котором по идее некий ГИБДДшник, сидящий высоко и глядящий далеко может менять в любой момент. Во время моей поездки по всем полосам разрешалось двигаться со скоростью не более 100км/ч. Конечно, эти ограничения не мешали машинам в пятой полосе катиться со скоростью 120 и более км/ч :). Мои опасения проскочить нужный поворот на МКАД оказались напрасными, так как о каждом поресечении извещают две таблички: одна непосредственно перед съездом, а другая заранее, за несколько сотен метров. Машин было много, но между ними встречались свободные места (харьковчане могут представить себе Московский проспект в часы пик, например в районе станции метро Советской Армии), которыми большинство с удовольствием пользовалось, чтобы обогнать впереди идущего. Не стал исключением и я. Болтаясь между второй и четвертой полосой я довольно быстро доехал до нужного нам поворота. Самый левый ряд был плотно забит машинами и тащился со скоростью 20 км/ч, но я, вспомнив то, что видел, ездя по Москве и Подмосковью в качестве пассажира, а также опыт движения в харьковских пробках и тянучках, стал в наглую ломиться в этот ряд. Со второй попытки мои старания увенчались успехом и я помигал фуре, едущей за мной аравийкой. Впрочем, возможно совершенно напрасно, так как у москвичей втиснуться в чужой ряд в порядке вещей (просто способа другого перестроиться зачастую не бывает) и я не видел, чтобы кто-то кого-то за это благодарил.
На горьковской трассе беспредела пока еще тоже не наблюдалось. Светофоры в Балашихе, о которых меня предупреждали, исправно работали, но особых проблем не создавали. Во всяком случае максимум неприятностей – это проезд двух перекрестков со второго раза. За Балашихой встретились еще несколько мелких населенных пунктов, в которых, несмотря на присутствие ИДПСов никто не соблюдал скоростной режим. ИДПСы с пониманием относились к участникам дорожного движения и никого не трогали. Последняя местная достопримечательность, удивившая меня, - это таблички названия автобусных остановок, выполненных в виде знаков начала населенного пункта и расположенных как и знак перпендикулярно к трассе. Наконец показался перекресток с указателем Монино, и я, проехав еще пару километров вдоль забора, отделяющего военный городок от вольной территории, припарковался возле КПП где-то в 16:45.
Опять перезвонили родственнику и высказали ему претензию, что он нас не встречает. Он был удивлен нашей прыти, и сказал, что еще только в пути. Так что пришлось пока бросить машину и идти в гости пешком. Спустя пол-часа, когда он приехал, машина была поставлена к нему в гараж (за территорией городка), я на несколько дней превратился в пешехода и пассажира, а моя жизнь – в праздник. Наступили дни веселья, объедания, питья всевозможных горячительных напитков, осмотра достопримечательностей, в общем все то, что к тематике данного форума не имеет никакого отношения :).
Обратная дорога
Изначально обратно планировали ехать в понедельник 8 августа, но дни безудержного веселья надоели и гостям и хозяевам, и выезд был перенесен на утро воскресенья. Как оказалось, это было правильное решение, потому что уже, когда мы уселись в машину, вспомнили, что в понедельник утром в сторону Москвы едут не только те, кто осуществляет ежедневные поездки из Подмосковья в Москву на работу, но также возвращается с дач и уикендов еще куча народу. МКАД в воскресенье в 7:00 выглядела совсем пустынной (естественно по московским меркам). Родственник выдал мне неверную информацию, что съезд на симферопольскую трассу будет после соответствующего моста. Поэтому, проигнорировав указатель, который был установлен перед мостом и советовал таким дуракам как я сворачивать вовремя, я намотал по МКАД и пригородам Москвы лишние пару километров, пока наконец не очутился на автомагистрали М2.
Обратная дорога ничем не отличалась от дороги в Москву. Та же стиральная доска на автомагистрали в Тульской области, те же ремонтируемые мосты, только в большем количестве, те же неожиданно начинающие и неожиданно заканчивающиеся дополнительные полосы вдоль обочины, те же, в большинстве своем, не вызывающие доверия автозаправки, те же многочисленные остановки. Заправлялся опять два раза – один раз в Московской области на ТатНефте (15.50) и второй раз в районе Курска ТНК (15.50). Как и по дороге в Москву не было ни солнца, ни дождя. Где-то в два-три часа дня добрались до Ивни (райцентр на севере Белгородской области), где остановились на ночь у знакомых. Здесь обнаружилась первая и последняя проблема в машине – перестало включаться пусковое устройство в карбюраторе. На утро, выспавшись, не спеша двинулись в сторону границы. По дороге посетили мемориал Курской дуги, расположенный прямо около трассы. К сожалению, в понедельник музей был закрыт. Из новых дорожных впечатлений – плохое качество объездной дороги вокруг Белгорода по сравнению с остальными участками трассы в Белгородской области и его ближайших пригородах. На одной из последних заправок перед границей (ЮКОС) опять залил полный бак (17.10р). Видел там людей заливающих в канистры. Разве с ними через границу пускают? Первая и последняя засада ГИБДДшников на всем обратном пути из Москвы располагалась метрах в 300-500 перед границей.
Россия-Украина
Пересечение границы на посту Нехотеевка-Гоптовка в сторону родины, несмотря на большее количество машин, доставило гораздо меньше хлопот. На российской территории была лишь одна очередь – к пограничникам. На нашей полосе – машин десять. В хвосте очереди по всем полосам бегал таможенник, который просто отбирал удостоверения временного ввоза. На этом общение с российской таможней заканчивалось. Во всяком случае, ко мне в багажник он не заглянул. Спустя минут 10-15 – проверка паспортов, и я подруливаю к магазинам duty free, посетить которые законным способом можно только выезжая из России. Несмотря на это ограничение, а также на таможенные ограничения (например, 2 л), отдельные российские индивидуумы скупают там все ящиками и возвращаются на родину без заезда в Украину.
Пока моя жена полчаса (не в переносном, а в буквальном смысле!) выбирала себе духи, очередь на украинской стороне к пограничникам вытянулась аж до шлагбаума. Всего было где-то 50 машин. Российских автомобилей было явное большинство, и это стало беспокоить моего тестя. Он начал мне доказывать, что мне надо вырулить из очереди и сразу ломиться к будке с пограничниками. После перенесенного инсульта с ним спорить не может даже моя теща :). Поэтому я не стал второй раз повторять ему, что через пять машин стоит пограничник, который направляет все украинские машины на левую полосу, а предложил пойти проконсультироваться у пограничников. Он прошел пешком до будок, где проверяют паспорта и к нашему удивлению, спустя пять минут вернулся обратно и сказал, что можно действительно выруливать и сейчас лично для нас откроют полосу, над которой висит «кирпич», и по которой обычно выезжают из Украины. Это действительно произошло, пограничник убрал переносной барьер, открыл отдельную будку, включил компьютер, проверил паспорта, поинтересовался, есть ли украинская страховка (саму страховку не смотрел, удовлетворился ответом, что она лежит в бардачке), и через пару минут мы порулили прямо в сторону таможенников (красные коридоры и оформление российских автомобилей находятся справа под отдельными навесами). Что мой тесть говорил пограничникам осталось загадкой, он лишь признался в том, что сказал, что мы граждане Украины и уже долго стоим. Так что, если кому-то надо быстро пересечь границу, могу сдавать своего тестя в аренду :). Украинский таможенник посмотрел мои документы, как и его российский коллега не стал подходить к багажнику и мы въехали на родину.
Вся процедура заняла полтора часа, из которых не менее получаса было потрачено на магазины.
Отличия практики пересечения границы от теории
1. Украинская таможня не требует заполнения декларации на вывоз транспортного средства (МД-7).
2. Большинство российских и украинских водителей игнорируют требования Статьи 37 Конвенции о дорожном движении (пп 29.1б, 30.3i ПДД Украины и п 2.2 ПДД РФ). На границе это никого не волнует.
3. Остался открытым вопрос, каким образом и где бесплатно оформить удостоверение временного ввоза (правда я особо и не пытался его разрешить).
4. Видел собственными глазами Москвич-412, пересекающий границу с номерами, в которых присутствовали буквы «э» и «Ж»
Родина
Родная харьковская земля встретила нас узкой дорогой с отсутствующей разметкой, свинцовыми тучами, из которых лился проливной дождь, и множеством идиотов, которые в таких условиях не хотели включать даже габариты.
На следующий день обнаружилась причина нежелания работать пускового устройства – погнулся его привод. Пришлось менять.
Так как в дороге машина была хорошо груженая, а я дома я езжу в основном один, то разницу в качестве украинского и российского бензина почувствовал только по возвращении домой. Машина летает на остатках российского топлива по Харькову и его окрестностям так, как никогда за свои уже почти два года :). Вернее летала да тех пор, пока я не вывихнул колено :(. Зато появилось время написать отчет :).
Итог
Пройдено 1685 км. Средний расход 6.44 л/100км. Всего потрачено 2227 рублей (из которых 1700 ушло на бензин, а 527 – на пересечение границы), что примерно равно стоимости поездки одного человека на поезде.
Благодарности
Огромное спасибо всем участникам форума УДД (http://www.bmwua.net/saiphorum) за советы, и в особенности Осторожному за его статьи, ФАКи и другие подробнейшие инструкции. Если бы не он, я вряд ли бы решился на эту поездку.
Выезд из Украины
Из Харькова выехали в понедельник 1 августа в 6:30. Последний раз я выезжал в Белгородскую область на машине 10 лет назад, когда весь пограничный переход Гоптовка-Нехотеевка состоял из двух-трех вагончиков на трассе, и никакие бумажки не оформлялись. Поэтому на руках была распечатанная инструкция «Путешествие из Киева в Москву» и ряд нормативных актов. На украинской стороне постояли в очереди из четырех машин. Пограничник в будке проверил паспорта, и я поехал дальше. Сразу за будкой пограничника, метрах в 10, возле нашей полосы стоял скучающий таможенник. Ну, думаю, человек вышел свежим воздухом подышать, и еду мимо него (правда, медленно). Оказывается, надо было остановиться. После предъявления паспорта, техпаспорта, открывания багажника с произнесением ключевых слов «личные вещи», был отпущен с миром. На мое предложение оформить временный вывоз машины, таможенник ответил взглядом, которым смотрят на безнадежных психических больных, и сказал, что не надо. Я на всякий случай еще раз переспросил, не вызовет ли это проблем при возвращении на родину, и после отрицательного ответа выкатился с территории Украины.
Въезд в Россию
На въезде в Россию пограничник пересчитал число голов в машине и выдал пять бланков миграционных карт, предупредив, чтобы обязательно заполнили и на ребенка. Меня до сих пор терзает вопрос, почему в поездах и автобусах никто о миграционной карте на ребенка даже не заикается. Может быть там пограничники другие? :). Очередь к российским пограничникам была побольше (машин десять на каждой полосе). Но нам повезло, потому что попалась полоса, которую обслуживали две тетеньки с компьютерами. После того, как тетенька в окошко посмотрела на наши лица, она предложила остаться одному человеку у окошка, а остальным садиться в машину. Мы в ответ предложили остаться ребенку. Тетенька шутку оценила и, может быть, поэтому не потребовала техпаспорт на машину, а просто попросила назвать номер и тоже что-то с ним делала в компьютере. Другая тетенька-пограничник с палкой попросила открыть багажник. Пока она заглядывала туда (вообще загадка, что пограничники и таможенники там могли найти, если поверх сумок лежал костюм тестя в пакете, закрывающий весь багажник) вернулся с проверенными паспортами народ из джипа, стоящего за мной. Его водитель посчитал, что с пограничниками все закончено, вырулил из очереди и поехал на таможню. Тетенька с палочкой начала вяло ему в след кричать «стойте», потом обреченно махнула палкой и направилась к следующей машине. Подъехав к таможне, порадовался четко обозначенным полосам – для белых и для черных, то есть для граждан России и иностранных граждан. Правда на этом вся наглядная информация заканчивалась. Пришлось ставить машину и бегать в поисках того, кто меня осчастливит страховкой. Такие люди довольно быстро нашлись. Они сидят в вагончике слева и называются ЗАО «Росток-Белгород». В обозримых окрестностях их конкурентов не наблюдалось, так что выбора не было, и я пристроился за человеком, которому уже оформляли страховку. Получив мои паспорт и техпаспорт и уточнив, что страховаться более чем на 15 суток у меня желания нет, дядька в вагончике долго стучал по клавиатуре, а затем выдал клочок бумажки, на котором было нацарапано 277.20, и показал пальцем на другой вагончик в котором находится касса. Радости моей не было предела, так как эта сумма в точности до копейки соответствовала изученному заранее алгоритму (http://www.bmwua.net/saiphorum/read.php?f=1&i=61662&t=58226). Но тетя в кассе быстро опустила меня на землю, озвучив цифры 277.20 на переданном ей клочке бумажки как 527.20. На мой вопрос, входит ли в названную ей сумму оформление временного ввоза через брокера, она ответила «да» сквозь зубы и только после того, как этот невинный вопрос был ей задан второй раз. Так как я удостоверение временного ввоза в глаза не видел, и у меня были планы воспользоваться услугами брокера, то я без возражений передал требуемую сумму. Кроме этого, я по привычке ей в окошко протянул и свои документы. Свою ошибку понял, когда она засунула мой паспорт в ксерокс и нажала на кнопку. Пришлось окончательно испортить тете настроение и сказать, что делать ксерокопии документов я ее не просил (кстати, сосед по гаражу говорил, что за ксерокс там берут чуть ли не 100 р.). Отнеся квитанцию в окошко, где оформляли страховку, я получил российский страховой полис, вместе с которым дали брошюрку с бланками извещений о ДТП, памятками, выдержками из законов и адресами представителей (кстати, украинская страховая компания мне ничего кроме листика-полиса не давала, это так во всех наших СК?). Оказалось, что моя страховая компания называется не Росток-Белгород, а Макс. После этого я отдал паспорт, техпаспорт, их копии, полученную страховку и таможенную декларацию, заполненную еще в Харькове, в соседнее окошко в том же вагончике и другой сотрудник ЗАО «Росток-Белгород» осчастливил меня второй раз, выдав удостоверение временного ввоза. Номера ни брокер, ни в последствии таможенник не проверяли. Кстати, не понятно, зачем в декларации указывать номер кузова, если в удостоверении временного ввоза его все равно не пишут. Кроме авто я в декларации заявил о ввозе 300 USD (хоть я и не обязан, но право такое у меня есть), но подлый брокер эту строчку зачеркнул и сказал, что если хотите еще что-то декларировать, заполняйте отдельную декларацию, а эту он забирает. Заполнять еще раз декларацию у меня желания уже не было, тем более, что таможенник, к которому я подъехал, сказал, что париться из-за таких пустяков не зачем и даже, если я все 300 долларов повезу обратно, ни он лично, ни его коллеги приставать ко мне не будут. На вопрос, а можно ли удостоверение временного ввоза оформить бесплатно, он, отведя глаза в сторону, как голубой воришка в исполнении Табакова в «12 стульях», сказал, что в принципе можно, но мы это делаем только льготникам, причем объяснить какие льготы могут быть в России у граждан других государств он не смог. Так что вопрос, о том, где в Нехотеевке бесплатно оформляют удостоверение временного ввоза, остался открытым. В конце концов, таможенник, как и его украинские коллеги и пограничники, поглядел на костюм тестя, закрывающий весь багажник, и услышав пароль «личные вещи» потерял ко мне всякий интерес.
Итого 1 час 15 минут на всю границу и мы выруливаем на четырехрядную дорогу в сторону Белгорода.
Белгород
Помня о том, что я иностранец, что в России можно ехать +10, а не +20, с трудом сдерживая себя, я поплелся по этой прекрасной (по сравнению с харьковскими) трассе со скоростью 90 км/ч, чем очень расстроил своего сына, который через каждые пару минут спрашивал: «папа, почему тебя все обгоняют, а ты никого не обгоняешь». Но так как спешить было некуда, мы спокойно доехали до Белгорода, где поставили машину на стоянку и в течение дня общались с друзьями, пили, ели, гуляли по городу. Из автомобильных впечатлений – сразу бросилось в глаза нежелание белгородских водителей пропускать пешеходов на пешеходных переходах, даже если на дороге всего одна машина, и она движется со скоростью 20-40 км/ч. Сам же, пропуская один раз пешеходов, был обфафакан и обмиган подкатившимся сзади (опять таки на небольшой скорости) жигуленком.
Российская сим-карта
Если я сажусь за руль без мобильного телефона, я чувствую себя неуютно. О том что, плата за роуминг за границей не дешевая я знаю не по наслышке (В один из предыдущих приездов в Москву мне названивала какая-то дура, которая считала, что я ее друг Артур, который не хочет с ней разговаривать. Все мои попытки убедить дуру, что я не ее знакомый и тем более не Артур, а Артур ее попросту кинул, дав отфанарный номер телефона ни к чему не привели. Определитель номера в роуминге не работал, а я ждал звонок от коллеги по работе. В результате всего этого за пять разговоров с дурой, каждый из которых продолжался не более пары десятков секунд, мне пришлось выложить более 50 грн.). Поэтому появилась острая необходимость купить сим-карту одного из российских операторов. Зная о том, что иностранным гражданам без регистрации ни один российский оператор сим-карту не продаст, я совершил поход в магазин на пару с белгородской подружкой моей жены. Продавщица лишний раз подтвердила, что мне сим-карта не светит, но на предложение подружки зарегестрировать все на нее сразу же согласилась, из чего я сделал вывод, что это у них в порядке вещей. Было предложено на выбор два пакета без абонплаты Би-лайна и Мегафона. Тарифы примерно одинаковые: какая то мелочь (вплоть до 3 центов/минута) за разговоры на своей территории и что-то около 5 рублей за минуту внутрисетевого роуминга (если кто не в курсе – ни один российский оператор не обеспечивает единой сети с едиными тарифами по всей территории своей страны). Цены внутрисетевого роуминга в России оказались сопоставимы с обычными тарифами украиснких операторов, но я все равно мысленно поругал себя последними словами, что надо было не слушать год назад жену, а купить сим-карту в Москве, где телефоном пользуюсь чаще, чем в Белгороде. Приятно порадовало то, что все деньги, которые платишь за сим-карту (150р) попадают тебе на счет, в отличие от украинских операторов. Правда пришлось сразу пополнить счет еще на 100р, чтобы работал внутрисетевой роуминг (минимум требуется 200р на счету). В конце концов, я выбрал Мегафон (пакет Мега-Хит). Дальнейшие события показали, что выбор был не совсем удачным, так как Би-Лайн предоставляет роуминг для Мегафона (зачем – не понятно), а у первого, скорее всего, покрытие больше и оборудование базовых станций получше, чем у второго. Во всяком случае, мой телефон и на трассе, и по приезду в Москву все время регистрировался в Би-Лайне, пока я не отключил опцию автоматического выбора сети. Забегая вперед, скажу, что по приезду на родину я был также неприятно удивлен тому, что у Мегафона нет роуминга с украинскими операторами. Еще одна прикольная фича – это непонятный принцип съема денег со счета. Они снимаются не сразу после окончания разговора, а спустя некоторое время, которое примерно равно двум суткам.
Белгород-Москва
На следующий день выехали опять таки в 6:30 (правда уже по российскому времени). Сразу за Белгородом в Строителе залил полный бак на заправке ТНК (16.40р/1л 95). Довольно скоро (а точнее на границе с Курской областью) хорошая дорога закончилась и началось нечто, местами напоминающее дороги между райцентрами в родной Харьковской области.
Смешанное впечатление вызвали двухрядные (один ряд в одну сторону, другой - встречка) участки этой дороги. Довольно часто там встречаются продолжительные участки, на которых с краю дороги есть некая полоса, судя по разметке не являющаяся полосой для движения транспортных средств в смысле ПДД. В то же время назвать ее заасфальтированной обочиной у меня тоже язык не поворачивается, так как качество ее такое же как и других полос, ширина намного больше тех обочин, что встречаются на Украине и рядом присутствует обычная грунтовая обочина. С одной стороны очень удобно, что по этой полосе едут всякие тошнотики типа тракторов и убитых автобусов. И обгон на таких участках не вызывает проблемы, так как обгоняемое ТС всегда уходит на эту полосу, пропуская обгоняющее, в результате чего последнее совершает не обгон (ни по украинским ни даже по российским ПДД), а просто опережение. С другой стороны эта полоса в любой момент может закончиться карманом автобусной остановки, ограждением моста или еще чем-нибудь, и развивать на ней большую скорость ИМХО не безопасно. Кстати было довольно много мостов, на которых велись ремонтные работы, в результате чего свободной оставалась одна полоса. К чести российских дорожников они очень грамотно расставляли перед такими мостами знаки ограничения скорости, которые сводили к нулю вероятность возникновения неприятных ситуаций (естественно, если эти знаки соблюдать :)).
По поводу заправок у меня сложилось мнение, что на трассе в России их меньше чем в Украине. Кроме того, подавляющее большинство по внешнему виду не вызывает доверия. Больше половины заправок либо наглым образом шифруются под ТНК (те же внешние атрибуты, только схожие названия ГНК, IНК, а в Тульской области – даже в наглую ТНК, где Т – это конечно же Тульская), либо когда то были таковыми, но не оправдали доверия (в их названии остались только слова «нефтяная компания» и большой промежуток перед ними). Была также замечена заправка ЮКО, в которой кроме последней буквы С отсутствовал также желтый верх треугольничка. Второй раз я заправлялся около Тулы на ЛукОйле (15.50р), где посмотреть на последнюю версию Запорожца сбежались чуть ли не все заправщики. На самих заправках немного напрягает то, что заправщики, даже если и присутствуют, не берут у клиента деньги, а посылают в кассу, а кассиры не верят в честность клиента, в результате чего, чтобы заправить полный бак приходится ходить к окошку два раза - первый раз неся предоплату, а второй раз - за сдачей.
По трассе наблюдалось около пяти засад ГИБДДшников в населенных пунктах и на участках, на которых запрещен обгон. Примерно такое же количество и стационарных постов. О всех засадах и некоторых постах был предупрежден заранее, за что предупреждавшим спасибо. Российские ИДПСы к моей скромной иностранной персоне проявляли интереса не больше, чем их украинские коллеги. А так как я в их присутствии правил не нарушал, то ни разу остановлен не был. Была, правда, одна засада в какой-то деревне Орловской области, которая тормозила каждого второго не взирая на гражданство и расовую принадлежность, но я оказался первым :). В общем, где-то между Орлом и Тулой я понял, что сдерживая свою правую ногу, я только доставляю беспокойство своей нервной системе, и покатил в привычном для себя режиме, то есть около 110 км/ч (естественно только там, где это позволяла дорожная обстановка).
Вскоре после Тулы началась долгожданная автомагистраль. Кстати, соответствующего знака я не заметил. Понял лишь по тому, что на нее был мудреный выезд и появилась разделительная травка. Вскоре на боковых съездах с нее были замечены знаки конца автомагистрали, что подтвердило мою догадку. Однако, существенно увеличить скорость не позволило качество покрытия, местами напоминающее стиральную доску со следами ямочного ремонта. Спустя некоторое время (ИМХО при пересечении границы Московской области) это безобразие прекратилось, но началось другое – ремонтные работы уже в рамках целой полосы с рассыпанными камнями по другой полосе. В результате всего этого автомагистралью я начал наслаждаться уже где-то после Серпухова, когда и машин побольше стало и автомагистраль стала такой как должна быть. Правда, небольшое беспокойство я начал испытывать, когда две полосы моего направления неожиданно превратились в четыре, причем две левые отделены от двух правых пятой заасфальтированной разделительной полосой. Никаких знаков я опять не заметил. Так как я перед такой метаморфозой дороги ехал по левой полосе, то после нее оказался на двух левых. Справа мелькали съезды с автомагистрали и, если бы мне было необходимо свернуть в какой-либо из них, то сделать это, не нарушив грубо ПДД, у меня не было бы возможности. В результате всего этого я начал опасаться, что такая картина протянется до МКАД, где мне надо будет свернуть направо, а эта разделительная полоса заведет меня в Москву. Но спустя несколько километров это безобразие прекратилось, я перестроился на левые полосы, а вскоре показался и знак, извещающий меня, что надо готовиться сворачивать на МКАД. Кстати, смысл этой разделительной полосы я так и не понял.
Общее впечатление от дороги: участок «федеральная магистральная автодорога М2» трассы, носящей гордое название «международная Е105», кардинальным образом отличается от украинского участка этой же дороги лишь в Белгородской и Московской областях (что лишь подтверждает слова белгородской знакомой таможенницы, что оборот белгородской таможни - второй в России). Честно говоря, от наших северных братьев ожидал лучшего :(
Итак, где-то в районе 16:00 я свернул на МКАД. Из восьми с половиной часов где-то час-полтора часа ушло на пять-семь краткосрочных и две долгосрочные остановки. Вот она – прелесть путешествия в большой компании :(, каждый из членов которой к тому же считает себя главнее водителя :). Если бы после Тулы я не начал всех торопить, что нам надо съехать с МКАД на горьковскую трассу до 17:00, когда все жители Подмосковья ломанутся с работы домой, то остановок было бы еще больше. На протяжении всего пути погода преподнесла приятный сюрприз в виде легкой облачности, которая резко контрастировала с неделей жаркой солнечной погоды.
Москва и ее окрестности
Протиснувшись между горами арбузов, занимавших обочину и первую полосу съезда с симферопольской трассы на МКАД, я вырулил на знаменитое кольцо, состоящее из пяти полос в одну и пяти полос в другую сторону. Жена отзвонилась родственнику и сообщила, что мы уже приближаемся. Он сказал, что выезжает с работы и встретит нас в Монино возле КПП, и посоветовал ехать осторожно. Сначала я принял решение не высовываться и ехать в первом ряду, чтобы не проскочить нужный поворот. Однако, оказалось, что эта полоса едет со скоростью не более 60-70 км/ч, а перед очередным съездом с МКАД тащится 20-30км/ч. Проехать в таком режиме четверть кольца мне не захотелось, и я вырулил в третью полосу. Час знаменитых московских пробок и тянучек еще не наступил, и тут скорость соответствовала той, которая максимально была разрешена на ней на данный момент. Понравилось, что на мостах над каждой полосой висит электронное подобие знака ограничения скорости, цифры на котором по идее некий ГИБДДшник, сидящий высоко и глядящий далеко может менять в любой момент. Во время моей поездки по всем полосам разрешалось двигаться со скоростью не более 100км/ч. Конечно, эти ограничения не мешали машинам в пятой полосе катиться со скоростью 120 и более км/ч :). Мои опасения проскочить нужный поворот на МКАД оказались напрасными, так как о каждом поресечении извещают две таблички: одна непосредственно перед съездом, а другая заранее, за несколько сотен метров. Машин было много, но между ними встречались свободные места (харьковчане могут представить себе Московский проспект в часы пик, например в районе станции метро Советской Армии), которыми большинство с удовольствием пользовалось, чтобы обогнать впереди идущего. Не стал исключением и я. Болтаясь между второй и четвертой полосой я довольно быстро доехал до нужного нам поворота. Самый левый ряд был плотно забит машинами и тащился со скоростью 20 км/ч, но я, вспомнив то, что видел, ездя по Москве и Подмосковью в качестве пассажира, а также опыт движения в харьковских пробках и тянучках, стал в наглую ломиться в этот ряд. Со второй попытки мои старания увенчались успехом и я помигал фуре, едущей за мной аравийкой. Впрочем, возможно совершенно напрасно, так как у москвичей втиснуться в чужой ряд в порядке вещей (просто способа другого перестроиться зачастую не бывает) и я не видел, чтобы кто-то кого-то за это благодарил.
На горьковской трассе беспредела пока еще тоже не наблюдалось. Светофоры в Балашихе, о которых меня предупреждали, исправно работали, но особых проблем не создавали. Во всяком случае максимум неприятностей – это проезд двух перекрестков со второго раза. За Балашихой встретились еще несколько мелких населенных пунктов, в которых, несмотря на присутствие ИДПСов никто не соблюдал скоростной режим. ИДПСы с пониманием относились к участникам дорожного движения и никого не трогали. Последняя местная достопримечательность, удивившая меня, - это таблички названия автобусных остановок, выполненных в виде знаков начала населенного пункта и расположенных как и знак перпендикулярно к трассе. Наконец показался перекресток с указателем Монино, и я, проехав еще пару километров вдоль забора, отделяющего военный городок от вольной территории, припарковался возле КПП где-то в 16:45.
Опять перезвонили родственнику и высказали ему претензию, что он нас не встречает. Он был удивлен нашей прыти, и сказал, что еще только в пути. Так что пришлось пока бросить машину и идти в гости пешком. Спустя пол-часа, когда он приехал, машина была поставлена к нему в гараж (за территорией городка), я на несколько дней превратился в пешехода и пассажира, а моя жизнь – в праздник. Наступили дни веселья, объедания, питья всевозможных горячительных напитков, осмотра достопримечательностей, в общем все то, что к тематике данного форума не имеет никакого отношения :).
Обратная дорога
Изначально обратно планировали ехать в понедельник 8 августа, но дни безудержного веселья надоели и гостям и хозяевам, и выезд был перенесен на утро воскресенья. Как оказалось, это было правильное решение, потому что уже, когда мы уселись в машину, вспомнили, что в понедельник утром в сторону Москвы едут не только те, кто осуществляет ежедневные поездки из Подмосковья в Москву на работу, но также возвращается с дач и уикендов еще куча народу. МКАД в воскресенье в 7:00 выглядела совсем пустынной (естественно по московским меркам). Родственник выдал мне неверную информацию, что съезд на симферопольскую трассу будет после соответствующего моста. Поэтому, проигнорировав указатель, который был установлен перед мостом и советовал таким дуракам как я сворачивать вовремя, я намотал по МКАД и пригородам Москвы лишние пару километров, пока наконец не очутился на автомагистрали М2.
Обратная дорога ничем не отличалась от дороги в Москву. Та же стиральная доска на автомагистрали в Тульской области, те же ремонтируемые мосты, только в большем количестве, те же неожиданно начинающие и неожиданно заканчивающиеся дополнительные полосы вдоль обочины, те же, в большинстве своем, не вызывающие доверия автозаправки, те же многочисленные остановки. Заправлялся опять два раза – один раз в Московской области на ТатНефте (15.50) и второй раз в районе Курска ТНК (15.50). Как и по дороге в Москву не было ни солнца, ни дождя. Где-то в два-три часа дня добрались до Ивни (райцентр на севере Белгородской области), где остановились на ночь у знакомых. Здесь обнаружилась первая и последняя проблема в машине – перестало включаться пусковое устройство в карбюраторе. На утро, выспавшись, не спеша двинулись в сторону границы. По дороге посетили мемориал Курской дуги, расположенный прямо около трассы. К сожалению, в понедельник музей был закрыт. Из новых дорожных впечатлений – плохое качество объездной дороги вокруг Белгорода по сравнению с остальными участками трассы в Белгородской области и его ближайших пригородах. На одной из последних заправок перед границей (ЮКОС) опять залил полный бак (17.10р). Видел там людей заливающих в канистры. Разве с ними через границу пускают? Первая и последняя засада ГИБДДшников на всем обратном пути из Москвы располагалась метрах в 300-500 перед границей.
Россия-Украина
Пересечение границы на посту Нехотеевка-Гоптовка в сторону родины, несмотря на большее количество машин, доставило гораздо меньше хлопот. На российской территории была лишь одна очередь – к пограничникам. На нашей полосе – машин десять. В хвосте очереди по всем полосам бегал таможенник, который просто отбирал удостоверения временного ввоза. На этом общение с российской таможней заканчивалось. Во всяком случае, ко мне в багажник он не заглянул. Спустя минут 10-15 – проверка паспортов, и я подруливаю к магазинам duty free, посетить которые законным способом можно только выезжая из России. Несмотря на это ограничение, а также на таможенные ограничения (например, 2 л), отдельные российские индивидуумы скупают там все ящиками и возвращаются на родину без заезда в Украину.
Пока моя жена полчаса (не в переносном, а в буквальном смысле!) выбирала себе духи, очередь на украинской стороне к пограничникам вытянулась аж до шлагбаума. Всего было где-то 50 машин. Российских автомобилей было явное большинство, и это стало беспокоить моего тестя. Он начал мне доказывать, что мне надо вырулить из очереди и сразу ломиться к будке с пограничниками. После перенесенного инсульта с ним спорить не может даже моя теща :). Поэтому я не стал второй раз повторять ему, что через пять машин стоит пограничник, который направляет все украинские машины на левую полосу, а предложил пойти проконсультироваться у пограничников. Он прошел пешком до будок, где проверяют паспорта и к нашему удивлению, спустя пять минут вернулся обратно и сказал, что можно действительно выруливать и сейчас лично для нас откроют полосу, над которой висит «кирпич», и по которой обычно выезжают из Украины. Это действительно произошло, пограничник убрал переносной барьер, открыл отдельную будку, включил компьютер, проверил паспорта, поинтересовался, есть ли украинская страховка (саму страховку не смотрел, удовлетворился ответом, что она лежит в бардачке), и через пару минут мы порулили прямо в сторону таможенников (красные коридоры и оформление российских автомобилей находятся справа под отдельными навесами). Что мой тесть говорил пограничникам осталось загадкой, он лишь признался в том, что сказал, что мы граждане Украины и уже долго стоим. Так что, если кому-то надо быстро пересечь границу, могу сдавать своего тестя в аренду :). Украинский таможенник посмотрел мои документы, как и его российский коллега не стал подходить к багажнику и мы въехали на родину.
Вся процедура заняла полтора часа, из которых не менее получаса было потрачено на магазины.
Отличия практики пересечения границы от теории
1. Украинская таможня не требует заполнения декларации на вывоз транспортного средства (МД-7).
2. Большинство российских и украинских водителей игнорируют требования Статьи 37 Конвенции о дорожном движении (пп 29.1б, 30.3i ПДД Украины и п 2.2 ПДД РФ). На границе это никого не волнует.
3. Остался открытым вопрос, каким образом и где бесплатно оформить удостоверение временного ввоза (правда я особо и не пытался его разрешить).
4. Видел собственными глазами Москвич-412, пересекающий границу с номерами, в которых присутствовали буквы «э» и «Ж»
Родина
Родная харьковская земля встретила нас узкой дорогой с отсутствующей разметкой, свинцовыми тучами, из которых лился проливной дождь, и множеством идиотов, которые в таких условиях не хотели включать даже габариты.
На следующий день обнаружилась причина нежелания работать пускового устройства – погнулся его привод. Пришлось менять.
Так как в дороге машина была хорошо груженая, а я дома я езжу в основном один, то разницу в качестве украинского и российского бензина почувствовал только по возвращении домой. Машина летает на остатках российского топлива по Харькову и его окрестностям так, как никогда за свои уже почти два года :). Вернее летала да тех пор, пока я не вывихнул колено :(. Зато появилось время написать отчет :).
Итог
Пройдено 1685 км. Средний расход 6.44 л/100км. Всего потрачено 2227 рублей (из которых 1700 ушло на бензин, а 527 – на пересечение границы), что примерно равно стоимости поездки одного человека на поезде.
Благодарности
Огромное спасибо всем участникам форума УДД (http://www.bmwua.net/saiphorum) за советы, и в особенности Осторожному за его статьи, ФАКи и другие подробнейшие инструкции. Если бы не он, я вряд ли бы решился на эту поездку.