Belorus
19.09.2009, 13:50
В продолжение темы Codera, про музей РВСН, выкладываю фотоотчёт о посещении ещё одного филиала музея вооруженных сил Украины - военно-морского музейного комплекса "Балаклава".
http://i.piccy.info/i4/55/a0/902577a476b0643d97b0721ea07e.jpeg
Итак. Дополню фоты тем, что запомнилось из экскурсии и рассказов знакомого, который там служил.
В 1953-м году, в Балаклаве, началось стороительство объекта 825 ГТС (гидротехническое сооружение). По проекту, комплекс полощадью около 15 тыс. кв.м. располагался в недрах горы Таврос. Толщина породы над помещениями до 126 м, что позволяет выдерживать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100Кт.
Строил объект специальный горно-строительный отряд ЧФ и метростроевцы Москвы, Харькова и Абакана. Работали буро-взрывным методом и вывозили породу на вот таких вагонетках
http://i.piccy.info/i4/6b/26/66f3ed8fd82de3d0a0a9eb4e4f9b.jpeg
По сути, объект 825 ГТС был спеццехом судоремонтного завода с сухим доком. Во время войны он так же превращался в укрытие где прятались девять лодок малого класса (или семь среднего), военные и гражданские жители Балаклавы. Окончено строительство в 1961 году. Ещё через год в эксплуатацию сдали минно-торпедную часть и годом позже - объект 820 (Арсенал).
Комплекс начинается с водного канала
http://i.piccy.info/i4/77/b2/3d308c686aed7a66d6442af86dd3.jpeg
Перекрытие над каналом закрывало обзор канала сверху, а для дополнительной маскировки, раньше на нём стояли домики-хатки. Правда, видимо не жилые. Обзор канала со стороны перекрывала маскировочная сеть, которая по необходимости поднималась лебёдкой.
Вход во вводной канал перекрывает понтонный мост
http://i.piccy.info/i4/35/53/5d9966b15c8fa369ad6b01697ab1.jpeg
Для ввода лодки, понтон осушали, он приподнимался на полметра и отводился в сторону. Лодки входили в канал только по ночам, на малом ходу и в надводном положении.
Сразу за мостом находится Южный батапорт
http://i.piccy.info/i4/d1/4d/6ccfa94cbb7b89f559b5bd70a8c4.jpeg
Вот та ржавая коробка справа, с приваренными трапами. На сам деле, это большой затвор, который защищает канал от ядерного взрыва, весом 150 тонн. Сейчас он полностью задвинут в нишу.
Дальше экскурсия идёт по 300 метровому коридору-паттерне, вход в который закрываю вот такие мегадвери
http://i.piccy.info/i4/4c/74/7d285ac02865005e5641f0412144.jpeg
Это полукруглые противоударные ворота из металла, полые внутри. Залиты бетоном. Вес одной створки 10 тонн.
Перед воротами есть ответвление в минно-торпедную часть, где готовили соответственно мины и торпеды, но там идут восстановительные работы и вход туда закрыт
http://i.piccy.info/i4/6b/62/dfb4b3a8795635f83d5968ac4d45.jpeg
Паттерна за воротами имеет изогнутую форму, рассчитанную на гашение ударной волны
http://i.piccy.info/i4/b4/81/7e9d489f3b28b900272e61d9b615.jpeg
По потолку проходило множество коммуникаций. В "лихие" 90-е всё это было срезано "пионерами". Остался только ржавый воздуховод. Светильники, между прочим, тоже спёрли. Те которые сейчас - новые, максимально приближенные по стилистике.
Паттерна ведёт в ремонтный зал
http://i.piccy.info/i4/c1/27/24be5b2f1886429a86bd5b307d72.jpeg
Здесь когда-то стояло оборудование. Отсюда же можно было спуститься в сухой док
http://i.piccy.info/i4/bd/4b/03d4749cfb5e575081f0e78c34e7.jpeg
Лодка, например проекта 613, как на предыдущей фотке, заходила в док (справа)
http://i.piccy.info/i4/27/e0/0d87f407321b55483f8e7def5305.jpeg
после чего батапорт дока закрывался и оттуда насосами выкачивалась вода. По рассказу экскурсовода, после откачки воды в доке оставался слой рыбы до метра. Она хоть и пованивала диз.топливом, но всё равно шла "на ура" у работников дока и экипажей лодок.
После ремонта лодка уходила дальше по каналу (который слева на предыдущей фотке)
http://i.piccy.info/i4/20/f2/6f0d847e198f300aefb60b7539bb.jpeg
Канал выходил к Северному батапорту, который выходит в открытое море. Глубина канала у выхода 32 метра, что позволяло лодке выходить в подводном положении.
Пока всё. Продолжение следует.
http://i.piccy.info/i4/55/a0/902577a476b0643d97b0721ea07e.jpeg
Итак. Дополню фоты тем, что запомнилось из экскурсии и рассказов знакомого, который там служил.
В 1953-м году, в Балаклаве, началось стороительство объекта 825 ГТС (гидротехническое сооружение). По проекту, комплекс полощадью около 15 тыс. кв.м. располагался в недрах горы Таврос. Толщина породы над помещениями до 126 м, что позволяет выдерживать прямое попадание атомной бомбы мощностью 100Кт.
Строил объект специальный горно-строительный отряд ЧФ и метростроевцы Москвы, Харькова и Абакана. Работали буро-взрывным методом и вывозили породу на вот таких вагонетках
http://i.piccy.info/i4/6b/26/66f3ed8fd82de3d0a0a9eb4e4f9b.jpeg
По сути, объект 825 ГТС был спеццехом судоремонтного завода с сухим доком. Во время войны он так же превращался в укрытие где прятались девять лодок малого класса (или семь среднего), военные и гражданские жители Балаклавы. Окончено строительство в 1961 году. Ещё через год в эксплуатацию сдали минно-торпедную часть и годом позже - объект 820 (Арсенал).
Комплекс начинается с водного канала
http://i.piccy.info/i4/77/b2/3d308c686aed7a66d6442af86dd3.jpeg
Перекрытие над каналом закрывало обзор канала сверху, а для дополнительной маскировки, раньше на нём стояли домики-хатки. Правда, видимо не жилые. Обзор канала со стороны перекрывала маскировочная сеть, которая по необходимости поднималась лебёдкой.
Вход во вводной канал перекрывает понтонный мост
http://i.piccy.info/i4/35/53/5d9966b15c8fa369ad6b01697ab1.jpeg
Для ввода лодки, понтон осушали, он приподнимался на полметра и отводился в сторону. Лодки входили в канал только по ночам, на малом ходу и в надводном положении.
Сразу за мостом находится Южный батапорт
http://i.piccy.info/i4/d1/4d/6ccfa94cbb7b89f559b5bd70a8c4.jpeg
Вот та ржавая коробка справа, с приваренными трапами. На сам деле, это большой затвор, который защищает канал от ядерного взрыва, весом 150 тонн. Сейчас он полностью задвинут в нишу.
Дальше экскурсия идёт по 300 метровому коридору-паттерне, вход в который закрываю вот такие мегадвери
http://i.piccy.info/i4/4c/74/7d285ac02865005e5641f0412144.jpeg
Это полукруглые противоударные ворота из металла, полые внутри. Залиты бетоном. Вес одной створки 10 тонн.
Перед воротами есть ответвление в минно-торпедную часть, где готовили соответственно мины и торпеды, но там идут восстановительные работы и вход туда закрыт
http://i.piccy.info/i4/6b/62/dfb4b3a8795635f83d5968ac4d45.jpeg
Паттерна за воротами имеет изогнутую форму, рассчитанную на гашение ударной волны
http://i.piccy.info/i4/b4/81/7e9d489f3b28b900272e61d9b615.jpeg
По потолку проходило множество коммуникаций. В "лихие" 90-е всё это было срезано "пионерами". Остался только ржавый воздуховод. Светильники, между прочим, тоже спёрли. Те которые сейчас - новые, максимально приближенные по стилистике.
Паттерна ведёт в ремонтный зал
http://i.piccy.info/i4/c1/27/24be5b2f1886429a86bd5b307d72.jpeg
Здесь когда-то стояло оборудование. Отсюда же можно было спуститься в сухой док
http://i.piccy.info/i4/bd/4b/03d4749cfb5e575081f0e78c34e7.jpeg
Лодка, например проекта 613, как на предыдущей фотке, заходила в док (справа)
http://i.piccy.info/i4/27/e0/0d87f407321b55483f8e7def5305.jpeg
после чего батапорт дока закрывался и оттуда насосами выкачивалась вода. По рассказу экскурсовода, после откачки воды в доке оставался слой рыбы до метра. Она хоть и пованивала диз.топливом, но всё равно шла "на ура" у работников дока и экипажей лодок.
После ремонта лодка уходила дальше по каналу (который слева на предыдущей фотке)
http://i.piccy.info/i4/20/f2/6f0d847e198f300aefb60b7539bb.jpeg
Канал выходил к Северному батапорту, который выходит в открытое море. Глубина канала у выхода 32 метра, что позволяло лодке выходить в подводном положении.
Пока всё. Продолжение следует.