Просмотр полной версии : Электрика: набиваем и лечим шишки.
Коллеги, суть.
Вентилятор расхотел включаться... Надо проверить, что сдохло... Идем методом исключения.
а) Подаем проводом от плюсового зажима акуумулятора на плюсовую клемму вента - работает. Хух, мотор вентилятора в порядке.
б) Вынимаем обе "мамы" с термовыключателя на радиаторе, коротим - вентилятор не пашет. Может это релюха сгорела?
в) На отэтой схеме (http://img507.imageshack.us/my.php?image=tavriavf3.jpg), плюс логически - понятно, что сначала "+" подается на термовыключатель, который замыкает его на управляющую цепь реле, а уже реле включает свою силовую цепь - мотор вентилятора. Значит, либо провод от термовыключателя перебит, либо реле сдохло.
Как на указанной схеме, так и на практике - желтый провод от термовыключателя входит в "жмут", и желтый же провод подходит к контакту 86 реле. Звоню его - не звонится, знач перебит. (Ну ессно, согласно п. б), новая релюха куплена :)) Ага, значит можно было не покупать реле, дело в проводе. Соединяю напрямую проводом контакт выключателя с входом 86 реле, и что вы думаете? При достижении около 100 градусов, вместо включения вентилятора зажигается... лампа разряда батареи. (Кстати, при включении зажигания лампа разряда батареи не светится, а раньше светилась...).
Вот такая история. Кто понял, о чем я - подскажите, как быть? Может у кого более подробная схема есть именно этой группы приборов? (Вент-реле-выкл).
б) Вынимаем обе "мамы" с термовыключателя на радиаторе, коротим - вентилятор не пашет. Может это релюха сгорела?
Там бывает предохранитель. Проверь его.
А вообще весело. Получается, что у тебя лампочка генератора, отключается через термопару.
Трындец.
Фото проводки давай.
Ну вопрос первый что за машина и какого года выпуска?
И в связи с первым вопросом следующее - кто сказал, что там вообще есть рэле?
"Весело" - не то слово. (Наоборот, лампа генератора в к л ю ч а е т с я при срабатывании термовыключателя, но то детали).
Предохранители (в салоне) - визуально целые. Обычно если горит - то даже ребенок увидит, что плавкая вставка разорвана. Если успею - сегодня сделаю обратно всё, как было, на скрутках или (если получится) целиком провода брошу. И будем плясать тогда с самого начала. А пока вопросы.
1. На термовыключатель подается "+" или "-"? Иными словами, он дает дальше не реле "+" или массу?
2. Закороченные провода на реле (коричневый провод с перемычкой на схеме) - подают "+" или "-"? Логика говорит, что плюс подают, причем напрямую, независимо от ключа зажигания...
3. Не работает омыватель... Моторчик в порядке, проверял напрямую 12-ю вольтами. А с трехрычажника не включается. Насколько трудно разбирать трехрычажник? Он вообще чинится или целиком меняется да и только?
что за машина и какого года выпуска?
Машина Таврия ЗАЗ-1102N, 1,1 л, 1990 год. Реле есть, своими глазами видел и менял старое на новое.
Реле включения вентилятора??? А какой тогда термовыкючатель? Самопал? Промреле ставили с завода в 94...96-м в паре со слаботочным термовыключателем-других не было.А вообще,стоит там тм-108 и нормально работает пропеллером напрямую и давно.
Черт, неуж-то пердохранитель №1. Ну и ну... Пойду еще раз проверю...
Реле включения вентилятора??? А какой тогда термовыкючатель? Самопал?
Не самопал, нормальный... В радиатора вкручивается. Не знаю, может переделывали на новый лад, но там есть и термовыключатель на радиаторе, и реле.
если преды боченковые, то скорее всего пред. у меня пока не поменял на блок ножевых тоже частенько выдрыгивался, и перегорал, контакты в самом блоке предов были можно сказать в плачевном состоянии.
поменял на ножевые - как рукой сняло
1. На термовыключатель подается "+" или "-"? Иными словами, он дает дальше не реле "+" или массу?
Не так вопрос задаешь. В последних Славутах, которые были с карбюратором, было так - термопара, включает вентилятор, через предохранитель. Все. Больше там ничего нет. Никаких реле.
Если машина старая, - а реле ставилось 15-ть лет тому, то есть смысл переделать эту часть проводки, гофра и крепления, чтобы не болталось, - обязательно.
Термореле следует сменить, - поставить "сильнотоковое", проверить специально при покупке, у меня такое 3-й год стоит. Ничего не обгорело, пока. Но и вентилятор смазывался и чистился уже один раз.
(Наоборот, лампа генератора в к л ю ч а е т с я при срабатывании термовыключателя, но то детали).
Померять напряжение в бортсети, при этом событии.
И покажи таки фото, всего этого безобразия.
Интересно жеж.
ПС. Вот тут видно реле (http://mytavria.org.ua/forum/viewtopic.php?t=113)... но ставили сами, на вентилятор, как оказалось.
Old Nick
08.10.2009, 16:09
Steel с месяц назад ковырял жгут проводов в районе датчика температуры и реле вентилятора. прям в жгуте, возле радиатора, нашел висячий предохранитель в цепи вентилятора. проверь, может он у тебя сгорел. у себя поставил на вентилятор релюшку с предохранителем, а этот висяк убрал.
Steel с месяц назад ковырял жгут проводов в районе датчика температуры и реле вентилятора. прям в жгуте, возле радиатора, нашел висячий предохранитель в цепи вентилятора. проверь, может он у тебя сгорел. у себя поставил на вентилятор релюшку с предохранителем, а этот висяк убрал.
Вот такое? (http://mytavria.org.ua/rele-s-predoxranitelem/)
Алекс Шульц
09.10.2009, 09:53
Steel с месяц назад ковырял жгут проводов в районе датчика температуры и реле вентилятора. прям в жгуте, возле радиатора, нашел висячий предохранитель в цепи вентилятора. проверь, может он у тебя сгорел. у себя поставил на вентилятор релюшку с предохранителем, а этот висяк убрал.
Вот такое? (http://mytavria.org.ua/rele-s-predoxranitelem/)
-пред там торчит безобразно. Я подумал - куда мне его тулить? в штатный набор релешек? так если горит пред - не доберешься. под капот? можно, но вопрос еще закрепить...
Old Nick
11.10.2009, 16:43
Вот такое? (http://mytavria.org.ua/rele-s-predoxranitelem/)
дадада, именно такое. тока к нему мне на рынке дали "ухо", чтоб прикручивать можно было.
Блин,ну вы даете!
1-такое-реле с предохранителем рисовал на форуме еще в затертом году,Чукчи-не читатели,картинки не смотрят?
2-биметаллические включатели в автах,в т.ч. и в цепи вентилятора были еще в ВАЗ 2103.С тех пор только в 93...96-х годах ЗАЗ применял слаботочный с промреле.Практически всегда- ТМ-108.
3- термопары никогда в таких цепях/схемах НЕ ПРИМЕНЯЛИ!!! Им усилитель нужон.
2-биметаллические включатели в автах,в т.ч. и в цепи вентилятора были еще в ВАЗ 2103.С тех пор только в 93...96-х годах ЗАЗ применял слаботочный с промреле. Практически всегда- ТМ-108.
Не понял. У меня 90-го года Таврия, там есть включатель и реле. Что такое ТМ-108?
такое-реле с предохранителем рисовал на форуме еще в затертом году,Чукчи-не читатели,картинки не смотрят?
Вы наивный человек. Если Вы думаете, что на форуме с миллионом постов будут находить Ваши затертые картинки читатели, которые находятс тут всего месяц - другой, то Вы ошибаетесь. Черт побери на Таврофоруме самая популярная фраза "Юзай поиск", но мало кто из старожилов приводит ссылки. Вы вообще понимаете,что даже грамотно заюзав поиск, надо потратить ДЕНЬ на то, чтобы отделить зерна от плевел - найти в куче тем ответы на нужные вопросы. При том, что тому, кто тогда в той теме участвовал, найти ссылку прямо на пост с инфой - минута-две надо.
В общем, тема чукчей не раскрыта. :D
такое-реле с предохранителем рисовал на форуме еще в затертом году,Чукчи-не читатели,картинки не смотрят?
Вы наивный человек. Если Вы думаете, что на форуме с миллионом постов будут находить Ваши затертые картинки читатели, которые находятс тут всего месяц - другой, то Вы ошибаетесь. виной всему Ваша лень
Черт побери на Таврофоруме самая популярная фраза "Юзай поиск", но мало кто из старожилов приводит ссылки. Вы вообще понимаете,что даже грамотно заюзав поиск, надо потратить ДЕНЬ на то, чтобы отделить зерна от плевел - найти в куче тем ответы на нужные вопросы. При том, что тому, кто тогда в той теме участвовал, найти ссылку прямо на пост с инфой - минута-две надо.
В общем, тема чукчей не раскрыта. :D
когда приводиш ссылку в нный раз - это уже начинает напрягать ;)
а зерна от плевел - ну так кто ХОЧЕТ найти - тот находит, в крайнем случае пишет в схожей теме
1-начнем с железа.Термовыключатель ТМ-108 применили в ВАЗ 2103 в 19хх году,потом он побывал везде и на всех ВАЗах и на ЗАЗах(не всех) и никогда он не был термопарой.Было смутное время,ЗАЗ по непонятным причинам лепил слаботочный и к нему реле с массой проблем.Во всяком разе,на моей Таврии 92-го был нормальный ТМ-108 и никаких реле. И работало все до разбития ап столп.
2-если форум буде расчитан и настроен на мгновенное появление новичка,выскакивающего ...як Пилип з конопель...,и задающего не терпящие отлагательства вопросы,а 90% из них-пустяковые,Форум превратится в дежурную аптеку или справочную 09.
3-....вот такой тебе будет мой ответ!...(с) Г.Жеглов.
ЗАЗ по непонятным причинам лепил слаботочный и к нему реле с массой проблем.Во всяком разе,на моей Таврии 92-го был нормальный ТМ-108 и никаких реле. И работало все до разбития ап столп.
Значит, можно в то место, где сейчас включен слаботочный выключатель, в радиатор то есть, вкрутить ТМ-108 - подать на него "+" напрямую от аккума, и второй выход на вентилятор? И всё? И фтопку тогда реле? Сколько ТМ-108 стоит? По резьбе подойдет?
Форум превратится в дежурную аптеку или справочную 09
Прекрасно было бы. Обе службы очень популярны и приносят огромную пользу людям. Поиск на форуме - ГАВНО. Выдает стопицот страниц топиков, из которых 99% - не по теме. А Вы, дорогие наши Гуру, и не менее дорогие модераторы и старожилы, как правило из 4-х стратегий
1. При вопросе, на 100% совпадающем с имеющейся темой - дать ссылку на ПОСТ или хотя бы СТРАНИЦУ темы (а не на первую страницу темы из Х-надцати - "хде-то в этой степи читай").
2. Если ответ не помнится в какой теме, но есть в голове - написать тут же, заново. Если не в лом, и есть желание помочь.
3. Вообще ничего не писать, если в лом и помогать не хочется.
4. Кичиться своим, подогретым количеством постов, ЧСВ; тыкать вопрошающего носом в какашку, мол, "лентяи, юзать поиск!"; бубнеть "как Вы все достали".
...выбираете почему-то 4-ю. Досадно...
Полемика для другого места,коротко-не всегда непременно идти в поиск,достаточно ПРОСТО ПОЧИТАТЬ подобные темы за последние пару недель. Но часто и это-лень.
По моему,более терпеливого толкователя еще надо поискать.Но вижу,придется переквалифицироваться?
...мы еще встретимся,я тАк думаю?...(с)
Полемика для другого места
Да. Так вот. Не подскажете по теме?
Значит, можно в то место, где сейчас включен слаботочный выключатель, в радиатор то есть, вкрутить ТМ-108 - подать на него "+" напрямую от аккума, и второй выход на вентилятор? И всё? И фтопку тогда реле? Сколько ТМ-108 стоит? По резьбе подойдет?
Сколько стоит-не знаю.Давно не менял.Резьбы везде одинаковые. Схема-стандартная,если нет,выложу,если есть реле,можно и оставить(хуже не будет) и выбросить,дело выкуса,говорил Рябко.
А точно там все заводское,не самопал? А то кто-то тут недавно обнаружил висячий предохранитель возле пропеллера радиатора,чего раньше никогда завод не делал.
Прекрасно было бы. Обе службы очень популярны и приносят огромную пользу людям.
И в 09 и в справочной аптеке операторы зарплату получают. А на форуме зарплаты ты лично будешь выплачивать?
Всем привет!!!
А как Вам такая история:
Включаю дворник или вентилятор печи - глохнет двигатель?
Если кто знает, что делать, подскажите пожалуйста.
Коллеги, вернулся к вопросу включения вентилятора. До сего момента ездил без оного, периодически палил по приборам и если надо открывал капот и кидал провод напрямую с АКБ на вентилятор...
Нарисовал схему включения вентилятора (электрическую принципиальную) :) через реле.
Прошу кидать ссылку тем, у кого возникнет(-ает, -ла, -ала) трабла с вентилятором.
Особое внимание уделяйте состоянию блока предохранителей!!!
Всем удачи.
Алекс Шульц
23.10.2009, 17:19
1. зачем кидать напрямую на АКБ? Нужна феноменальная надежность? Ну если основная масса погнила, то да :)
2. контакты верны. 85 и 86 взаимозаменяемы :)
зачем кидать напрямую на АКБ? Нужна феноменальная надежность?
Не. А куда лучше плюс вывести? К предохранителю номер Х наверно? (Не помню номер).
А по поводу массы - ничего если весь ток будет идти через непосредственные части автомобиля?
Алекс Шульц
23.10.2009, 17:40
зачем кидать напрямую на АКБ? Нужна феноменальная надежность?
Не. А куда лучше плюс вывести? К предохранителю номер Х наверно? (Не помню номер).
А по поводу массы - ничего если весь ток будет идти через непосредственные части автомобиля?
-минус кидать только на кузов и соединенные с ним металлические детали. так это и принцип однопроводной схемы - минус идет по кузову. Это норма.
-минус кидать только на кузов и соединенные с ним металлические детали. так это и принцип однопроводной схемы - минус идет по кузову. Это норма.
Премного спасибо. А плюс на запобижнык пульнуть?
Алекс Шульц
23.10.2009, 19:11
-минус кидать только на кузов и соединенные с ним металлические детали. так это и принцип однопроводной схемы - минус идет по кузову. Это норма.
Премного спасибо. А плюс на запобижнык пульнуть?
-да, на плюсовый провод вешать предохранители. причем так, чтобы незащищенные участки были поменьше.
Продолжая тему чукчинечитателя. Нарисовалась проблема напряжения генератора до 16В. Календарно примерно совпало с заменой блока предохранителей на ножевые. Таблетка менялась 4 раза три б/у и одна новая, одна из б/у стояла на запасной железяке со щетками, когда менялась - была рабочая. Новая - "искаропки". Признаки абсолютно одинаковые. Если это не таблетка - то что??? НАпруга проверялась показометром и цифровым китайцем. Показания в принципе совпадают... Куда копать?
Идеальный вариант- регулируемый БП до 20 вольт,любая контрольная лампа 12В-шоб наглядней и тестер.
Всегда при ремонтах прогонял РН таким образом,тогда меньше точек для вопросов остается.
Кук
Блин, БП только до 15 вольт есть. РН должно держать 14,4?
15 вольт -достаточно.
РН должен отключить обмотку возбуждения при напряжении 13.7/8...14,1/х. Делается все просто- вместо щеток лампа+тестер,яркость(напря ение) должно расти с увеличением напр.БП, затем скачком отключаться.При снижении-включаться. И так до бесконечности,ибо именно так оно и работает всегда и везде.
pan_kotsky
23.10.2009, 21:15
Іти в пошук. Маса у тебе десь відходить.
Іти в пошук. Маса у тебе десь відходить.
Авотхрен!
Кук
Спасибо, из четырех РР нашел одно дохлое.
По сабжу - обнаружил, что на проводе возбуждения гены как раз поддерживается напруга в районе 14В, как и написано на РР. В остальной же сети - ок.15В и выше. Сделал вывод о хреновом контакте между "плюсом" бортсети и проводом возбуждения. Потому вопрос - а кудой попадает плюс на возбуждение, если на катушке напруга тоже в норме? По проводам не нашел. Где искать второй конец? Хелп!
Схему курил, не помогло...
В схеме с Я112 регулирование идет путем за/отпирания выходного транзистора.Один вывод обмотки вместе с "В" уже сидит на +12,второй подключен к коллектору транзистора "Ш",таким образом ток через обмотку возбуждения идет по цепи +12/обмотка/К-Э переход транзистора/минус(масса).
Есть вариант "навыворот"-там один вывод ОВ сидит на массе,а регулирующий транзистор включен между +12 и вторым выводом.
Проверяются всегда и везде аналогично.
Кук
Я112. Все так. Но вопрос в том, где собственно провод, идущий на возбуждение, подключается к плюсу бортсети. Потому как возникает подозрение на хреновый контакт в том месте, из-за чего на нем напруга несколько меньше общей, а регулятор контролирует как раз на этом проводе, и поддерживает в пределах 14В +/- "сколько-то-там" именно напругу на этом проводе. Радует, что, согласно схеме, коммутатор и экономайзер холостого хода тоже отсюда плюс берут, знач, сгореть не должны. Но аккум выкипеть таки может :(
Steel
РР - реле-регулятор, оно же РН - регулятор напряжения
О предохранителях.
1. Коллеги, прежде чем вы даже подумали что-либо менять или переделывать в электрике - проверьте предохранители! Как бы банально это не звучало.
2. Эти сволочи (предохранители) очень обманчивы!
3. Не верьте внешнему виду предохранителя - он может выглядеть на все 100, но при этом не проводить ток.
4. Просто открыть крышку и глянуть, что все предохранители целы - не достаточно. Надо пробником или мультиметром убедиться, что "+" есть на нижней и на верхней клемме.
5. Если Вы не достаточно проверите предохранители - Вы можете промучиться, ездя без нужных электроприборов, убить кучу времени, зря разобрать пол-машины, кучу всего "нахомутать", и окажется, что не работал предохранитель!
О предохранителях.
если у вас блок предов старого образца (бочонки), то лучше сделать так :)
http://tavria.org.ua/?p=24&m=79
Итак, в воскресенье залез под капот в электрику. Выяснилось, что в прошлый раз неверно распознал реле вентилятора... Оказывается, что собрал цепь на реле контроля заряда аккумулятора (РКЗА). Именно поэтому при достижении температуры вместо вентилятора включалась лампа низкого заряда батареи на приборах (а при включении зажигания она не включалась). Штудируя Фучаджи, разобрался! Реле вентилятора стоит выше РКЗА! За самой катушкой высокого напряжения! А я в первый подход курочил то реле, что пониже (РКЗА)... Подключено оно на первый взгляд так же, как и реле вентилятора, но цвета проводов не такие.
Начал с восстановления цепи РКЗА. Когда собрал все на свои места - лампа низкого заряда на панели стала зажигаться и гаснуть после запуска двигателя, все ОК.
Потом собрал цепь вентилятора, согласно схеме (http://www.tavria.org.ua/forum/files/___813.jpg). На выводах 30 и 85 не прощупывался "+". Я уже начал прикидывать, как я буду прокладывать под капотом провод в салон, к предохранителю №1, но решил начать с предохранителя. Открыл крышку блока, отвинтил и вытащил весь блок предохранителей из-под панели и обнаружил, что от пред. №1 (16А) идет такой же коричневый провод, как и тот, что приходит на выводы 30 и 85 реле вентилятора. "На всякий случай" решил прощупать, есть ли "+" на нём. Выяснилось, что на нижней клемме он есть, на плавкой вставке тоже есть. А на верхней - нет. Снял пред. №1 осмотрел клемму и обнаружил, что она покрыта неким слоем какого-то липкого вещества, которое сыграло роль диэлектрика между предохранителем и клеммой. Кошмар! Оказывается, именно поэтому не работал омыватель и вентилятор! А на вид предохранитель был целым, и даже я его шевелил - ничего не менялось. Зачистил верхнюю клемму наждачкой хорошенько, поставил пред. и... вуаля. Омыватель и вент. работает. Мораль - проверяйте предохранители ОООчень тщательно, прежде чем что-либо делать.
если у вас блок предов старого образца (бочонки), то лучше сделать так Smile
http://tavria.org.ua/?p=24&m=79
Здорово, а что по деньгам выходит? Сам блок плюс предохранители?
Steel
блок торгуется вместе с предохранителями. брар за 40 грн, у вас может быть дешевле. если в мафынке блоков два - второй на 8 ножевых стаёт по месту старого на 6 боченков ваще. прайс - тоже 40 грн, но в другом месте :D
Не, у меня 1 блок. А разве на 2 бывает? Для чего второй?
Как можно определить, что ножевой сгорел? Там видно сразу, как в бочонках или...
Lexa, спасибо за совет. + по карме. Ссылку получить приятнее чем "иди в... поиск". :)
Не, у меня 1 блок. А разве на 2 бывает? Для чего второй?
Как можно определить, что ножевой сгорел? Там видно сразу, как в бочонках или...
Lexa, спасибо за совет. + по карме. Ссылку получить приятнее чем "иди в... поиск". :)
вбыает и 2, ну вам это не надо
вытащил и посмотрел - сгорел или нет
совет - для начала почитали бы ЧАВО и рубрику автомобиль на сайте нашем - много вопросов отпало бы само собой
РКЗ имеет совершенно отличный от остальных габарит,эксклюзивное фамилиё.Как его можно было перепутать???
эксклюзивное фамилиё.Как его можно было перепутать???
Каюсь... Меня сбило с толку то, что "в районе термовыключателя" я увидел именно РКЗА (но я тогда не подозревал о существовании такового в машине). И подумал - "что это еще может быть, если не реле вентилятора?" :). А лишь существенно позже я, опустив голову пониже, заметил, что за катушкой притаилось истинное реле вент-ра. :D
vBulletin® v3.8.6, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot