PDA

Просмотр полной версии : Что почитать штурману? (По просьбам страждущих) (+)


Voblin_UA
11.01.2006, 16:05
В этой ветке будут выкладываться материалы, посвящённые работе штурманов.
Сразу хочу оговорить один момент: работа штурмана в классических ралли и в любительских - это не просто не одно и то же, а совершенно разные вещи. Общее есть, но его мало (только на дорожных секторах, а на скоростных спецучастках всё совсем по-другому).
А вот работа штурмана в любительских ралли и в ралли-рейдах фактически одинакова. А в ралли-рейдовом любительском зачёте "Рейд" - так и подавно, 99% одно и то же.
Так как по уровню подготовки автомобилей и участников до "боевых" ралли нам ещё далеко (давайте исходить из этого), то начнём с любительских.

Для начала - несколько страничек легенды:
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page1_2003.jpg

http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page3_2003.jpg

http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page2_2003.jpg

http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page6_2003.jpg

http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page5_2003.jpg

http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page7_2003.jpg

Всё понятно? ;-)
Если даже всё понятно, то кое-что всё равно объясню.
Пилот - таксист ;-) Ибо он крутит руль и нажимает педали. Иногда дёргает рычаг переключения передач :lol: Штурман же хотя и не знает, куда ехать, но хотя бы может предположить, где и куда повернуть. Для этого надо иногда посматривать в легенду ;-)
Если смотрем в книгу, видим.. Ну, ничего не понятно, то всё в порядке, ибо пока я ничего не объяснил :lol:
Гонка начинается с прочтения регламента, где указано, как надо ехать, где можно останавливаться, где нельзя, и какое наказание за невыполнение этих требований. Забегая вперёд, уточню, что победителем будет тот экипаж, который умудрится нахватать штрафов поменьше. Имейте в виду, что штрафы, заработанные на одном участке, нельзя отработать на следующем. То есть штрафы суммируются.
Перед стартом рекомендую всем штурманам сверить часы с судейскими часами, которые между собой будут синхронизированы заранее. С момента сверки часов остального времени для вас не существует, пусть хоть 3 часа ночи показывают судейские (а заодно и ваши) часы, а а в это время в небе ярко светит солнышко. Соответственно, все дальнейшие телодвижения - только по часам, синхронизированным с судейскими.
Далее. Основные инструменты штурмана - секундомер и калькулятор. После получения на руки легенды - пилотам рекомендую штурмана не кантовать, при пожаре выносить в первую очередь. Ибо до старта штурман будет с ногами в легенде, считать, в какой точке во сколько минут сколько секунд с момента старта надо быть. Заодно неплохо бы уже на трассе хотя бы иметь общее представление, сколько в этот момент должны показывать часы. Ибо 0:23:15,37 на секундомере вам ничего не скажут, так как в контрольную карту судьи занесут реальное время прибытия на КВ (что такое КВ - читаем в регламенте ;-)). Если серьёзно, то надо знать не только сколько должен показывать секундомер в момент прибытия на КВ, но и сколько в этот момент должно быть на часах.
То есть штурману никак не помешает иметь и часы, и секундомер. Заодно ещё и карандаш, которым, не ленясь, возле каждой позиции записываем рассчитанное на калькуляторе время прибытия на эту позицию. Дистанция в 50 м между позициями может оказаться весьма обманчивой: пробка, светофор, колесо спустило, заглохли и т.п. - и штурман теряется во времени. Кстати, чтобы не заблудиться, по мере прохождения дистанции тем же карандашиком рекомендую помечать пройденные позиции легенды. В случае блуда поможет вернуться на последнюю правильную позицию.
Далее - старт. На старт надо въехать в свою минуту (читаем регламент, что это такое ;-)). В момент начала своей минуты (а пенализация за опережение начинается уже с момента въезда на старт) - запускаем секундомер. Потом спокойно въезжаем на старт, попадаем в свою минуту (уже знаем, о чём речь), подаём судье контрольную карту (это делает штурман, который только что нажал на секундомер, при этом вовсю следит за временем, старается не уронить легенду, которая лежит на коленях, и который командует в этот момент пилоту, куда ехать ;-)), получаем отметку в контрольной карте, и поехали. Почему секундомер нельзя нажать в момент фактического старта? Можно. Но тогда представляем такую картину: стартуем в реальное время 11:02:45 при своей минуте в 11:02. Если нажать секундомер в момент старта, т.е. по фактическому времени, то, подъезжая к КВ в свою минуту, и видя на секундомере хотя бы +15 секунд от "нуля" рассчётного времени, то получится, что реально уже привезли минуту опоздания... Напомню, что время считается с точностью до минуты, то есть своей минутой считается от n минут 00 секунд до n минут 59 секунд по судейским часам. Выход в +/- хотя бы на секунду - это уже следующая минута, со всеми причитающимися штрафами. Потому важно запустить секундомер вовремя.
Командует штурман, управляет пилот. Если штурман вдруг выясняет, что экипаж везёт две минуты опережения там, где можно в +/- уйти только на минуту (читаем регламент, почему так, и что и где разрешено/запрещено ;-)), то можно истошно орать: "АААААА, везём две минуты!!!! Осади!!!" (В случае опоздания можно кричать "АААА!!! Две минуты сливаем! Вали!!!") Но делать так можно только в том случае, если у пилота крепкие нервы. Или слабые уши :lol: В иных случаях - лучше сообщать об этом спокойно, не забывайте, что едем без шлемов, а без шлема щелчок пилота по штурманскому лбу может быть весьма болезненным ;-)
Дык, теперь, собственно, о тех фигах, что нарисованы в легенде. Слева в табличке самые весёлые цифры. Крупно пишутся циферки, которые обозначают дистанцию до данной позиции. Мелко - расстояние от старта и собственно номер позиции по легенде. Номер нужен для того, чтобы потом можно было что-то опротестовать (если есть что) или хотя бы связно задать вопрос о позиции номер nn (как в анекдоте о поручике Ржевском и пронумерованных анекдотах :lol: )
В среднем окошке нарисована собственно позиция. Условные обозначения будут прилагаться к каждой легенде, и если кому-то что-то на данный момент не понятно - время разобраться будет. Посмотрите на страничку 26, КЧ-5 — КЧ-6, "Лісництво - Слалом". Позиции 146, 149, 150. Такая ерунда называется примыканием. На странице 28 в самом низу есть позиция 162. Лично я такие позиции называю "штаны". Весёлая в плане прочтения пилоту - позиция номер 147. Выглядит слабопонятно, тем не менее это - просто лужа (что и указано в примечании графе справа), которую можно объехать. Но там видно, что дорога как-то расходится... Как читать? Читаем "пятьдесят раздвоение через лужу едем слева пятьдесят". Пятьдесят в начале - это дистанция до этой позиции, пятьдесят в конце - дистанция до следующей позиции после этой. Если справа или слева есть примыкание, то особенно на грунте его надо обязательно прочесть пилоту, даже в том случае, если "там хорошо, но нам туда не надо" ;-) Обосновываю: читаем что-нить вроде "сто пятьдесят правое примыкание прямо двести пятьдесят", и если на асфальте "ненужные" примыкания - лишь ориентиры, нужные только штурману, чтобы не заблуджиться, то на грунте наверняка в месте примыкания будет выход поперечной колеи, а значит - ямы, колдобины, влетать на которые надо либы быстрее 80-90 км/ч, либо потихоньку, чего и вам желаю, ибо машины гражданские, и на чём-то ещё хотя бы до дому доехать надо :-? Посему машины бережём, и пилоты в таких местах едут по грунту внимательно.
А как диктовать пилоту, ежели повернуть надобно? Тоже относительно просто... Представляете себе обычные стрелочные часы? Так вот, модная и прогрессивная система квалификации сложности поворотов привязывается именно к цифрам циферблата. Самый страшный поворот - на 180°, имеет сложность "шесть". Сложность "ноль" - это по циферблату от "12" до середины углового расстояния до "1". То есть совсем незначительный поворот. Ну, а дальше - на один час - "один", на два часа - "два" и так далее. Понимаю, в легенде повороты указаны достаточно схематично, но общее представление получить можно, и позицию 146 на странице 26 штурман читает примерно так: "сто пятьдесят правый три пятьдесят". (В стенограммах классического ралли это пишут как "150 Р3 50", левый поворот обозначают буквой "L"). Следующая позиция начинает читаться пилоту на входе в текущую позицию. То есть в данном случае на входе в правый три штурман уже диктует следующую позицию "пятьдесят раздвоение через лужу едем слева пятьдесят", в луже - "пятьдесят правый два длинный сто пятьдесят", дальше, на входе в поворот (позиция 149) - "сто пятьдесят через правое примыкание прямо на левый два сто", далее - "сто правое примыкание правый три КРУТО! четыреста", и так далее. При этом неплохо не забывать при прохождении позиции поглядывать на секундомер, и сравнивать его покаазния с заранее просчитанным временем, собственноручно прописанным в легенде возле каждой позиции. Не стоит оставлять без внимания примечания, написанные справа от условных обозначений. Их все ОБЯЗАТЕЛЬНО надо сообщать пилоту. Особенно такие примечания, как на странице 41 позиция 232 "пятьдесят правый пять опасно слева бетон сто". Примечание "КРУТО!" значит не прилив эмоций и сообщение о необычайно красивом пейзаже, а именно крутой поворот, в плане траектории. В таких местах валить (перевожу - гнать, быстро ехать) не стоит. Это опасно.
Теперь о подсчёте дистанций. Это будет совсем непросто в виду повального отсутствия оттарированных штурманских раллийных компьютеров. Посему расстояние придётся отслеживать не штурману, а пилоту на основании показаний штатного одометра. Понятное дело, что дистанции порядка 50-100 метров легко могут отслеживаться "на глаз". Сложнее будет в лесу, когда дорога будет петлять, продолжения дороги не будет видно из-за рельефа, и потому будет очень трудно отследить, сколько проехали: двести метров или пятьсот, к примеру. На дистанциях порядка километра будет вообще клиника ;-) Ну, тем веселее, скучно точно не будет :lol: Когда штурмана окончательно переполняют эмоции, и слов уже не остаётся, одни выражения, то лучше эти выражение придержать при себе, лаконично ткнув пилоту пальцем и сказав "ТУДА!!!" ;-)
Что забыл? А, да, как считать... Идеальный вариант - инженерный иликактамего калькулятор. Тот, который градусы/минуты/секунды считает. В "Детском мире" на первом этаже есть в разных точках, минимум в трёх. Видел лично. Цена - примерно от 21 гривны. На Барабашке могут быть и дешевле. Понять, что калькулятор умеет считать градусы/минуты/секунды можно, глянув на его кнопки. Точнее, смотреть надо над кнопками, ибо эта функция относится к разряду дополнительных. Так вот, над одной из кнопок будет либо серия запятых (' " '''), либо буквы D, M, S. Для начала считаем среднюю скорость на ДОПе. Это мы делаем на основании данных, имеющихся на каждой странице легенды в самом верху. К примеру, посчитаем среднюю на примере КЧ-5 — КЧ-6 (КЧ - контроль часу, это по-украински ;-)): протяжённость 20,650 км делим на 40 минут нормы времени и умножаем на 60 минут. Получаем 30,975 км/ч. Не округляем, заносим в память, это нам ещё понадобится. Теперь посчитаем, для примера, через сколько минут/секунд мы должны образоваться в районе позиции 158 (страница 28). Расстояние от старта до позиции - 2,650 км, это расстояние мы делим на среднюю скорость. Получаем абракадабру из кучи цифр. Не то. Далее активируем функцию DMS, и получаем 0,05079903147699757869............. Всё понятно? Нет??? Тогда читаем инструкцию к калькулятору, откуда узнаём, что до запятой - градусы (в нашем случае - часы), первые две цифры после запятой - это минуты, и третья и четвёртая цифры после запятой - секунды. Соответственно, чуток округляем получившееся число, и начинаем понимать, что рассчётное время прибытия на позицию 158 - это 05 минут 08 секунд. В легенде напротив позиции (я писал справа, под примечаниями) карандашиком так и записываем: 0-05-08. Ну, и таким же точно образом - каждую позицию. Ничего трудного нет. Я перед гонкой считал на обычном калькуляторе (могу дать на гонку, если надо кому), там много сложнее всё, на всё про всё часа хватит за глаза, это с пивом, девками (простите!), перекурами и шаманскими танцами с бубном вокруг машины ;-)
На финише подаём контрольную карту судье, и судья делает в ней отметку времени. Штурман должен проверить, что вписано действительно то время, которое в данный момент на часах. Судьи тоже люди, что-то могут напутать. А ответственность - только на штурмане. Кстати, что-то писать в контрольную карту может только судья. За самовольное вписывание чего-либо или исправления членами экипажа - снятие с гонки.

ФУУУУУУУУУУУУХХХХХХХХХ!!! Наверняка что-то забыл... Вопросы?

Voblin_UA
11.01.2006, 16:11
http://bestpics.ru/full/obnulis-.jpg

ex_Dancer
11.01.2006, 16:11
Воблин, респектище. Уже послал на печать, в ближайшие пару дней у моего штурмана активный семинар. Вопросы постараюсь записывать,потом передавать тебе :D

Voblin_UA
11.01.2006, 16:25
Воблин, респектище. Уже послал на печать, в ближайшие пару дней у моего штурмана активный семинар. Вопросы постараюсь записывать,потом передавать тебе :D

Это я написал ещё с год назад. Сейчас прочёл, и опять (как и тогда, и мне на это указывали) увидел, что местами несколько перестраховался с описанием поворотов. Ибо это всё расписано для любителей на некаркашенных машинах, которым улетать с дороги ни к чему совершенно . Впрочем, как и всем остальным. Но у остальных есть каркас и т.п. А у любителей нет. Потому меня так никто и не переубедил, до сих пор считаю,что в любителях штурман может несколько перегнуть палку, указав заранее несколько более крутой поворот. Лучше зря вытормозиться, чем зря улететь в кювет. Вроде как и по графику движешься, но когда пробьёшь колесо, и на его замене потеряешь минуты 4, то становится не смешно, и пилот начинает валить (как вспомню наши 170 ночью... :shock: :oops: :roll: ). Не надо. Лучше перестраховаться.

Естественно, когда еду в ралли-рейде, уже гораздо активнее проставляю акценты, но там чаще приходится указывать на особенности вроде гребёнки или "Жёстко!", а на "Немирове-2005" у нас в дорожной книге было полторы страницы (больше 5 км) сплошь по три восклицательных знака на каждой позиции, это был абзац :lol: :lol: :lol:

Кстати, вот ещё чтиво для любителей (напомню, в ралли-рейдах многое один в один): http://www.gps-team.ru/raznoe/Legenda.htm

Voblin_UA
11.01.2006, 16:31
Предислове от меня: в России любительские ралли называют "Ралли третьей категории", или сокращённо Р3К. Это чтобы было понятно, что за аббревиатура.


Памятка штурмана

Памятка Для Штурмана Р3к (и не только).

В Р3К, среди любителей лучины и логарифмической линейки бытует мнение, что на клавиатуре компьютера есть только несколько клавиш. Они называются 1 место, 2 место, 3 место и пробел (сход). Они считают, что только плохая координация недоумка или сильная тряска не позволяет штурману попадать в нужную клавишу. Они же называют штурмана подставкой под ноут.
Те же, кто уже воспользовался благами цивилизации, знают, что дело обстоит не совсем так. Штурману с ноутом необходимо не только попадать в кнопки строго в определенное время, но делать и еще некоторые вещи. Вещей этих довольно много и поэтому, чтобы не забыть самое главное, родилась памятка штурмана.
Может быть она поможет неопытным объехать «монстров», потому как они, конечно, сами с усами, но памятки-то у них нет.

ПАМЯТКА ШТУРМАНА

ПРИБЫТИЕ
Прибытие на ТИ за 20-30 минут до своей минуты явки;
Выставление часов по официальным на судейской машине;
Проверка наличия бюллетеней и «красной» легенды;
Общение с участниками, оргами, судьями – получение возможной дополнительной информации о трассе, покрытии, ДС и т.д.;
Отметка в свою минуту, получение ДК;
Не отходя, проверка комплектности ДК – наличие всех страниц, наличие Маршрутного листа. Замена ДК в случае необходимости;
Переписывание в ДК бюллетеней и «красной» легенды;
Выставление официального времени на всех остальных часах (ноут, секундомер и т.д.);

РАБОТА С ДК
Проверка информации МЛ, его совпадения-расхождения с ДК;
Дополнительные отметки в ДК:
- Выделение красным на первом листе каждого сектора всей информации о нем (норма времени, расстояние, средняя скорость);
- Выделение красным всех «коротких» позиций (менее 0,20), если первая позиция на листе «короткая» - красная стрелка на предыдущем листе;
- Выделение красным всех «слепых» позиций;
- Пометка красным всех обозначенных СТОПов;
- В случае старта РД по ПДД, за несколько позиций до старта или до конца предыдущего сектора пометка красным «скорость ПДД»;
- Выделение красным всех смен скоростей на РД;
- Проверка совмещенности ДСов, пометка красным информации о несовмещенности на нужный лист ДК;
- Дополнительное дублирование информации об РУ, в позиции старта – скорость, в позиции финиша – норма времени и дельта ПДД;
- Пометка на РД, РУ в позициях КРЕСТ, УПОР о потерях 5-8 сек.;

Анализ «коротких» и «слепых» позиций (возможные потери времени, возможные покупки, прорисовки приблизительной конфигурации слева на пустой странице);
Анализ всех остальных позиций (возможные ВКВ, КП, места повышенного внимания и т.д.);
Анализ РД (возможное расположение ПФ, финиша, запасы опережения в зависимости от позиций);
Результаты анализа внести пометками в ДК;

ДОРОЖНЫЙ СЕКТОР
Сразу после выяснения времени явки на КВ, записать время в последнюю позицию сектора;
Передвижение на грани льготы;
Предупреждающее повышенное внимание «слепым» и «коротким» позициям;
Корректировка дистанции в позициях не реже каждых 5 км;
Пометки в ДК о «небьющихся» позициях, «неправильных» позициях и знаках, несоответствиях регламенту;

РД
Передвижение с опережением 3 - 5 секунд;
Корректировка дистанции в каждой позиции;
Набор опережения до начала позиций с потерями (потери в позициях простой крест, упор – 5-8 секунд, крест, упор с «рюмкой», «стопом» – 15 секунд);
Набор опережения до 5 - 10 секунд перед сложной конфигурацией трассы;
Опережение 0 - 3 секунды перед возможными ПФ и финишами;

РУ
Скорость передвижения максимально возможная;
Начало выборки опережения до 3-5 секунд за 0,50 до финиша;
Опережение 0 на уровне желтого щита;

СУДЕЙСКИЕ ПУНКТЫ
Проверка расхождения часов;
Обязательная проверка любых записей в КК до отъезда от пункта;
В случае расхождения с ожидаемым, пометка в ДК о названии пункта, сути расхождений, возможных аргументах заявления;
В случае претензий к действиям судей, влияющих на результат, обязательно объявить им об этом и занести аналогичные пометки в ДК;

ФИНИШ
Пересчет вывешенных нормативов в случае расхождения с ожидаемым;
Подсчет пенализации;
В случае необходимости, заявление на снятие с выбором оптимальных аргументов;

НАГРАЖДЕНИЕ
Получение призов за любое из первых трех мест в абсолюте.

С уважением,
Владимир Головлев.

P.S. Осталось только как-то запомнить, что эту памятку надо прочитать ДО старта. :!: :!: :!:

ЗЫ от меня: в России на РД идёт финиш с точностью до секунды, в то время как у нас - до минуты. Хотя вроде как скоро сделают такую же систему и у нас. Вот где будет веселье!!! ;)

Voblin_UA
11.01.2006, 16:41
Основа основ - http://www.eulex.msk.ru/rall04.htm
Хотя по признанию самого автора и мэтров российского ралли там есть некоторые неточноти и субьективности, так что собственную голову не выключаем.

Далее - всё понятно из аннотации на странице: http://driving-art.mhost.ru/press/126/

А ещё - о возможной градации поворотов и их направлении (1-й может быть как шпилькой, согласно одной системе, так и почти прямиком, согласно другой). Нужно знание иностранно-аглицкого языка. Хотя картинки тоже можно посмотреть, там в принципе суть всё ясно, если уже прочтиано всё, что я дал в предыдущих ссылках.

Сайт английского штурмана, тут без английского совсем никак. Особое внимание рекомендую обратит на разделы "Pacenotes" и "Co-Driving". http://www.co-driver.co.uk/

Граф
18.01.2006, 01:57
Воблин, респектище.
+1