Voblin_UA
11.01.2006, 16:05
В этой ветке будут выкладываться материалы, посвящённые работе штурманов.
Сразу хочу оговорить один момент: работа штурмана в классических ралли и в любительских - это не просто не одно и то же, а совершенно разные вещи. Общее есть, но его мало (только на дорожных секторах, а на скоростных спецучастках всё совсем по-другому).
А вот работа штурмана в любительских ралли и в ралли-рейдах фактически одинакова. А в ралли-рейдовом любительском зачёте "Рейд" - так и подавно, 99% одно и то же.
Так как по уровню подготовки автомобилей и участников до "боевых" ралли нам ещё далеко (давайте исходить из этого), то начнём с любительских.
Для начала - несколько страничек легенды:
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page1_2003.jpg
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page3_2003.jpg
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page2_2003.jpg
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page6_2003.jpg
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page5_2003.jpg
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page7_2003.jpg
Всё понятно? ;-)
Если даже всё понятно, то кое-что всё равно объясню.
Пилот - таксист ;-) Ибо он крутит руль и нажимает педали. Иногда дёргает рычаг переключения передач :lol: Штурман же хотя и не знает, куда ехать, но хотя бы может предположить, где и куда повернуть. Для этого надо иногда посматривать в легенду ;-)
Если смотрем в книгу, видим.. Ну, ничего не понятно, то всё в порядке, ибо пока я ничего не объяснил :lol:
Гонка начинается с прочтения регламента, где указано, как надо ехать, где можно останавливаться, где нельзя, и какое наказание за невыполнение этих требований. Забегая вперёд, уточню, что победителем будет тот экипаж, который умудрится нахватать штрафов поменьше. Имейте в виду, что штрафы, заработанные на одном участке, нельзя отработать на следующем. То есть штрафы суммируются.
Перед стартом рекомендую всем штурманам сверить часы с судейскими часами, которые между собой будут синхронизированы заранее. С момента сверки часов остального времени для вас не существует, пусть хоть 3 часа ночи показывают судейские (а заодно и ваши) часы, а а в это время в небе ярко светит солнышко. Соответственно, все дальнейшие телодвижения - только по часам, синхронизированным с судейскими.
Далее. Основные инструменты штурмана - секундомер и калькулятор. После получения на руки легенды - пилотам рекомендую штурмана не кантовать, при пожаре выносить в первую очередь. Ибо до старта штурман будет с ногами в легенде, считать, в какой точке во сколько минут сколько секунд с момента старта надо быть. Заодно неплохо бы уже на трассе хотя бы иметь общее представление, сколько в этот момент должны показывать часы. Ибо 0:23:15,37 на секундомере вам ничего не скажут, так как в контрольную карту судьи занесут реальное время прибытия на КВ (что такое КВ - читаем в регламенте ;-)). Если серьёзно, то надо знать не только сколько должен показывать секундомер в момент прибытия на КВ, но и сколько в этот момент должно быть на часах.
То есть штурману никак не помешает иметь и часы, и секундомер. Заодно ещё и карандаш, которым, не ленясь, возле каждой позиции записываем рассчитанное на калькуляторе время прибытия на эту позицию. Дистанция в 50 м между позициями может оказаться весьма обманчивой: пробка, светофор, колесо спустило, заглохли и т.п. - и штурман теряется во времени. Кстати, чтобы не заблудиться, по мере прохождения дистанции тем же карандашиком рекомендую помечать пройденные позиции легенды. В случае блуда поможет вернуться на последнюю правильную позицию.
Далее - старт. На старт надо въехать в свою минуту (читаем регламент, что это такое ;-)). В момент начала своей минуты (а пенализация за опережение начинается уже с момента въезда на старт) - запускаем секундомер. Потом спокойно въезжаем на старт, попадаем в свою минуту (уже знаем, о чём речь), подаём судье контрольную карту (это делает штурман, который только что нажал на секундомер, при этом вовсю следит за временем, старается не уронить легенду, которая лежит на коленях, и который командует в этот момент пилоту, куда ехать ;-)), получаем отметку в контрольной карте, и поехали. Почему секундомер нельзя нажать в момент фактического старта? Можно. Но тогда представляем такую картину: стартуем в реальное время 11:02:45 при своей минуте в 11:02. Если нажать секундомер в момент старта, т.е. по фактическому времени, то, подъезжая к КВ в свою минуту, и видя на секундомере хотя бы +15 секунд от "нуля" рассчётного времени, то получится, что реально уже привезли минуту опоздания... Напомню, что время считается с точностью до минуты, то есть своей минутой считается от n минут 00 секунд до n минут 59 секунд по судейским часам. Выход в +/- хотя бы на секунду - это уже следующая минута, со всеми причитающимися штрафами. Потому важно запустить секундомер вовремя.
Командует штурман, управляет пилот. Если штурман вдруг выясняет, что экипаж везёт две минуты опережения там, где можно в +/- уйти только на минуту (читаем регламент, почему так, и что и где разрешено/запрещено ;-)), то можно истошно орать: "АААААА, везём две минуты!!!! Осади!!!" (В случае опоздания можно кричать "АААА!!! Две минуты сливаем! Вали!!!") Но делать так можно только в том случае, если у пилота крепкие нервы. Или слабые уши :lol: В иных случаях - лучше сообщать об этом спокойно, не забывайте, что едем без шлемов, а без шлема щелчок пилота по штурманскому лбу может быть весьма болезненным ;-)
Дык, теперь, собственно, о тех фигах, что нарисованы в легенде. Слева в табличке самые весёлые цифры. Крупно пишутся циферки, которые обозначают дистанцию до данной позиции. Мелко - расстояние от старта и собственно номер позиции по легенде. Номер нужен для того, чтобы потом можно было что-то опротестовать (если есть что) или хотя бы связно задать вопрос о позиции номер nn (как в анекдоте о поручике Ржевском и пронумерованных анекдотах :lol: )
В среднем окошке нарисована собственно позиция. Условные обозначения будут прилагаться к каждой легенде, и если кому-то что-то на данный момент не понятно - время разобраться будет. Посмотрите на страничку 26, КЧ-5 — КЧ-6, "Лісництво - Слалом". Позиции 146, 149, 150. Такая ерунда называется примыканием. На странице 28 в самом низу есть позиция 162. Лично я такие позиции называю "штаны". Весёлая в плане прочтения пилоту - позиция номер 147. Выглядит слабопонятно, тем не менее это - просто лужа (что и указано в примечании графе справа), которую можно объехать. Но там видно, что дорога как-то расходится... Как читать? Читаем "пятьдесят раздвоение через лужу едем слева пятьдесят". Пятьдесят в начале - это дистанция до этой позиции, пятьдесят в конце - дистанция до следующей позиции после этой. Если справа или слева есть примыкание, то особенно на грунте его надо обязательно прочесть пилоту, даже в том случае, если "там хорошо, но нам туда не надо" ;-) Обосновываю: читаем что-нить вроде "сто пятьдесят правое примыкание прямо двести пятьдесят", и если на асфальте "ненужные" примыкания - лишь ориентиры, нужные только штурману, чтобы не заблуджиться, то на грунте наверняка в месте примыкания будет выход поперечной колеи, а значит - ямы, колдобины, влетать на которые надо либы быстрее 80-90 км/ч, либо потихоньку, чего и вам желаю, ибо машины гражданские, и на чём-то ещё хотя бы до дому доехать надо :-? Посему машины бережём, и пилоты в таких местах едут по грунту внимательно.
А как диктовать пилоту, ежели повернуть надобно? Тоже относительно просто... Представляете себе обычные стрелочные часы? Так вот, модная и прогрессивная система квалификации сложности поворотов привязывается именно к цифрам циферблата. Самый страшный поворот - на 180°, имеет сложность "шесть". Сложность "ноль" - это по циферблату от "12" до середины углового расстояния до "1". То есть совсем незначительный поворот. Ну, а дальше - на один час - "один", на два часа - "два" и так далее. Понимаю, в легенде повороты указаны достаточно схематично, но общее представление получить можно, и позицию 146 на странице 26 штурман читает примерно так: "сто пятьдесят правый три пятьдесят". (В стенограммах классического ралли это пишут как "150 Р3 50", левый поворот обозначают буквой "L"). Следующая позиция начинает читаться пилоту на входе в текущую позицию. То есть в данном случае на входе в правый три штурман уже диктует следующую позицию "пятьдесят раздвоение через лужу едем слева пятьдесят", в луже - "пятьдесят правый два длинный сто пятьдесят", дальше, на входе в поворот (позиция 149) - "сто пятьдесят через правое примыкание прямо на левый два сто", далее - "сто правое примыкание правый три КРУТО! четыреста", и так далее. При этом неплохо не забывать при прохождении позиции поглядывать на секундомер, и сравнивать его покаазния с заранее просчитанным временем, собственноручно прописанным в легенде возле каждой позиции. Не стоит оставлять без внимания примечания, написанные справа от условных обозначений. Их все ОБЯЗАТЕЛЬНО надо сообщать пилоту. Особенно такие примечания, как на странице 41 позиция 232 "пятьдесят правый пять опасно слева бетон сто". Примечание "КРУТО!" значит не прилив эмоций и сообщение о необычайно красивом пейзаже, а именно крутой поворот, в плане траектории. В таких местах валить (перевожу - гнать, быстро ехать) не стоит. Это опасно.
Теперь о подсчёте дистанций. Это будет совсем непросто в виду повального отсутствия оттарированных штурманских раллийных компьютеров. Посему расстояние придётся отслеживать не штурману, а пилоту на основании показаний штатного одометра. Понятное дело, что дистанции порядка 50-100 метров легко могут отслеживаться "на глаз". Сложнее будет в лесу, когда дорога будет петлять, продолжения дороги не будет видно из-за рельефа, и потому будет очень трудно отследить, сколько проехали: двести метров или пятьсот, к примеру. На дистанциях порядка километра будет вообще клиника ;-) Ну, тем веселее, скучно точно не будет :lol: Когда штурмана окончательно переполняют эмоции, и слов уже не остаётся, одни выражения, то лучше эти выражение придержать при себе, лаконично ткнув пилоту пальцем и сказав "ТУДА!!!" ;-)
Что забыл? А, да, как считать... Идеальный вариант - инженерный иликактамего калькулятор. Тот, который градусы/минуты/секунды считает. В "Детском мире" на первом этаже есть в разных точках, минимум в трёх. Видел лично. Цена - примерно от 21 гривны. На Барабашке могут быть и дешевле. Понять, что калькулятор умеет считать градусы/минуты/секунды можно, глянув на его кнопки. Точнее, смотреть надо над кнопками, ибо эта функция относится к разряду дополнительных. Так вот, над одной из кнопок будет либо серия запятых (' " '''), либо буквы D, M, S. Для начала считаем среднюю скорость на ДОПе. Это мы делаем на основании данных, имеющихся на каждой странице легенды в самом верху. К примеру, посчитаем среднюю на примере КЧ-5 — КЧ-6 (КЧ - контроль часу, это по-украински ;-)): протяжённость 20,650 км делим на 40 минут нормы времени и умножаем на 60 минут. Получаем 30,975 км/ч. Не округляем, заносим в память, это нам ещё понадобится. Теперь посчитаем, для примера, через сколько минут/секунд мы должны образоваться в районе позиции 158 (страница 28). Расстояние от старта до позиции - 2,650 км, это расстояние мы делим на среднюю скорость. Получаем абракадабру из кучи цифр. Не то. Далее активируем функцию DMS, и получаем 0,05079903147699757869............. Всё понятно? Нет??? Тогда читаем инструкцию к калькулятору, откуда узнаём, что до запятой - градусы (в нашем случае - часы), первые две цифры после запятой - это минуты, и третья и четвёртая цифры после запятой - секунды. Соответственно, чуток округляем получившееся число, и начинаем понимать, что рассчётное время прибытия на позицию 158 - это 05 минут 08 секунд. В легенде напротив позиции (я писал справа, под примечаниями) карандашиком так и записываем: 0-05-08. Ну, и таким же точно образом - каждую позицию. Ничего трудного нет. Я перед гонкой считал на обычном калькуляторе (могу дать на гонку, если надо кому), там много сложнее всё, на всё про всё часа хватит за глаза, это с пивом, девками (простите!), перекурами и шаманскими танцами с бубном вокруг машины ;-)
На финише подаём контрольную карту судье, и судья делает в ней отметку времени. Штурман должен проверить, что вписано действительно то время, которое в данный момент на часах. Судьи тоже люди, что-то могут напутать. А ответственность - только на штурмане. Кстати, что-то писать в контрольную карту может только судья. За самовольное вписывание чего-либо или исправления членами экипажа - снятие с гонки.
ФУУУУУУУУУУУУХХХХХХХХХ!!! Наверняка что-то забыл... Вопросы?
Сразу хочу оговорить один момент: работа штурмана в классических ралли и в любительских - это не просто не одно и то же, а совершенно разные вещи. Общее есть, но его мало (только на дорожных секторах, а на скоростных спецучастках всё совсем по-другому).
А вот работа штурмана в любительских ралли и в ралли-рейдах фактически одинакова. А в ралли-рейдовом любительском зачёте "Рейд" - так и подавно, 99% одно и то же.
Так как по уровню подготовки автомобилей и участников до "боевых" ралли нам ещё далеко (давайте исходить из этого), то начнём с любительских.
Для начала - несколько страничек легенды:
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page1_2003.jpg
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page3_2003.jpg
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page2_2003.jpg
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page6_2003.jpg
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page5_2003.jpg
http://www.japan4x4.lin.com.ua/images/legenda_page7_2003.jpg
Всё понятно? ;-)
Если даже всё понятно, то кое-что всё равно объясню.
Пилот - таксист ;-) Ибо он крутит руль и нажимает педали. Иногда дёргает рычаг переключения передач :lol: Штурман же хотя и не знает, куда ехать, но хотя бы может предположить, где и куда повернуть. Для этого надо иногда посматривать в легенду ;-)
Если смотрем в книгу, видим.. Ну, ничего не понятно, то всё в порядке, ибо пока я ничего не объяснил :lol:
Гонка начинается с прочтения регламента, где указано, как надо ехать, где можно останавливаться, где нельзя, и какое наказание за невыполнение этих требований. Забегая вперёд, уточню, что победителем будет тот экипаж, который умудрится нахватать штрафов поменьше. Имейте в виду, что штрафы, заработанные на одном участке, нельзя отработать на следующем. То есть штрафы суммируются.
Перед стартом рекомендую всем штурманам сверить часы с судейскими часами, которые между собой будут синхронизированы заранее. С момента сверки часов остального времени для вас не существует, пусть хоть 3 часа ночи показывают судейские (а заодно и ваши) часы, а а в это время в небе ярко светит солнышко. Соответственно, все дальнейшие телодвижения - только по часам, синхронизированным с судейскими.
Далее. Основные инструменты штурмана - секундомер и калькулятор. После получения на руки легенды - пилотам рекомендую штурмана не кантовать, при пожаре выносить в первую очередь. Ибо до старта штурман будет с ногами в легенде, считать, в какой точке во сколько минут сколько секунд с момента старта надо быть. Заодно неплохо бы уже на трассе хотя бы иметь общее представление, сколько в этот момент должны показывать часы. Ибо 0:23:15,37 на секундомере вам ничего не скажут, так как в контрольную карту судьи занесут реальное время прибытия на КВ (что такое КВ - читаем в регламенте ;-)). Если серьёзно, то надо знать не только сколько должен показывать секундомер в момент прибытия на КВ, но и сколько в этот момент должно быть на часах.
То есть штурману никак не помешает иметь и часы, и секундомер. Заодно ещё и карандаш, которым, не ленясь, возле каждой позиции записываем рассчитанное на калькуляторе время прибытия на эту позицию. Дистанция в 50 м между позициями может оказаться весьма обманчивой: пробка, светофор, колесо спустило, заглохли и т.п. - и штурман теряется во времени. Кстати, чтобы не заблудиться, по мере прохождения дистанции тем же карандашиком рекомендую помечать пройденные позиции легенды. В случае блуда поможет вернуться на последнюю правильную позицию.
Далее - старт. На старт надо въехать в свою минуту (читаем регламент, что это такое ;-)). В момент начала своей минуты (а пенализация за опережение начинается уже с момента въезда на старт) - запускаем секундомер. Потом спокойно въезжаем на старт, попадаем в свою минуту (уже знаем, о чём речь), подаём судье контрольную карту (это делает штурман, который только что нажал на секундомер, при этом вовсю следит за временем, старается не уронить легенду, которая лежит на коленях, и который командует в этот момент пилоту, куда ехать ;-)), получаем отметку в контрольной карте, и поехали. Почему секундомер нельзя нажать в момент фактического старта? Можно. Но тогда представляем такую картину: стартуем в реальное время 11:02:45 при своей минуте в 11:02. Если нажать секундомер в момент старта, т.е. по фактическому времени, то, подъезжая к КВ в свою минуту, и видя на секундомере хотя бы +15 секунд от "нуля" рассчётного времени, то получится, что реально уже привезли минуту опоздания... Напомню, что время считается с точностью до минуты, то есть своей минутой считается от n минут 00 секунд до n минут 59 секунд по судейским часам. Выход в +/- хотя бы на секунду - это уже следующая минута, со всеми причитающимися штрафами. Потому важно запустить секундомер вовремя.
Командует штурман, управляет пилот. Если штурман вдруг выясняет, что экипаж везёт две минуты опережения там, где можно в +/- уйти только на минуту (читаем регламент, почему так, и что и где разрешено/запрещено ;-)), то можно истошно орать: "АААААА, везём две минуты!!!! Осади!!!" (В случае опоздания можно кричать "АААА!!! Две минуты сливаем! Вали!!!") Но делать так можно только в том случае, если у пилота крепкие нервы. Или слабые уши :lol: В иных случаях - лучше сообщать об этом спокойно, не забывайте, что едем без шлемов, а без шлема щелчок пилота по штурманскому лбу может быть весьма болезненным ;-)
Дык, теперь, собственно, о тех фигах, что нарисованы в легенде. Слева в табличке самые весёлые цифры. Крупно пишутся циферки, которые обозначают дистанцию до данной позиции. Мелко - расстояние от старта и собственно номер позиции по легенде. Номер нужен для того, чтобы потом можно было что-то опротестовать (если есть что) или хотя бы связно задать вопрос о позиции номер nn (как в анекдоте о поручике Ржевском и пронумерованных анекдотах :lol: )
В среднем окошке нарисована собственно позиция. Условные обозначения будут прилагаться к каждой легенде, и если кому-то что-то на данный момент не понятно - время разобраться будет. Посмотрите на страничку 26, КЧ-5 — КЧ-6, "Лісництво - Слалом". Позиции 146, 149, 150. Такая ерунда называется примыканием. На странице 28 в самом низу есть позиция 162. Лично я такие позиции называю "штаны". Весёлая в плане прочтения пилоту - позиция номер 147. Выглядит слабопонятно, тем не менее это - просто лужа (что и указано в примечании графе справа), которую можно объехать. Но там видно, что дорога как-то расходится... Как читать? Читаем "пятьдесят раздвоение через лужу едем слева пятьдесят". Пятьдесят в начале - это дистанция до этой позиции, пятьдесят в конце - дистанция до следующей позиции после этой. Если справа или слева есть примыкание, то особенно на грунте его надо обязательно прочесть пилоту, даже в том случае, если "там хорошо, но нам туда не надо" ;-) Обосновываю: читаем что-нить вроде "сто пятьдесят правое примыкание прямо двести пятьдесят", и если на асфальте "ненужные" примыкания - лишь ориентиры, нужные только штурману, чтобы не заблуджиться, то на грунте наверняка в месте примыкания будет выход поперечной колеи, а значит - ямы, колдобины, влетать на которые надо либы быстрее 80-90 км/ч, либо потихоньку, чего и вам желаю, ибо машины гражданские, и на чём-то ещё хотя бы до дому доехать надо :-? Посему машины бережём, и пилоты в таких местах едут по грунту внимательно.
А как диктовать пилоту, ежели повернуть надобно? Тоже относительно просто... Представляете себе обычные стрелочные часы? Так вот, модная и прогрессивная система квалификации сложности поворотов привязывается именно к цифрам циферблата. Самый страшный поворот - на 180°, имеет сложность "шесть". Сложность "ноль" - это по циферблату от "12" до середины углового расстояния до "1". То есть совсем незначительный поворот. Ну, а дальше - на один час - "один", на два часа - "два" и так далее. Понимаю, в легенде повороты указаны достаточно схематично, но общее представление получить можно, и позицию 146 на странице 26 штурман читает примерно так: "сто пятьдесят правый три пятьдесят". (В стенограммах классического ралли это пишут как "150 Р3 50", левый поворот обозначают буквой "L"). Следующая позиция начинает читаться пилоту на входе в текущую позицию. То есть в данном случае на входе в правый три штурман уже диктует следующую позицию "пятьдесят раздвоение через лужу едем слева пятьдесят", в луже - "пятьдесят правый два длинный сто пятьдесят", дальше, на входе в поворот (позиция 149) - "сто пятьдесят через правое примыкание прямо на левый два сто", далее - "сто правое примыкание правый три КРУТО! четыреста", и так далее. При этом неплохо не забывать при прохождении позиции поглядывать на секундомер, и сравнивать его покаазния с заранее просчитанным временем, собственноручно прописанным в легенде возле каждой позиции. Не стоит оставлять без внимания примечания, написанные справа от условных обозначений. Их все ОБЯЗАТЕЛЬНО надо сообщать пилоту. Особенно такие примечания, как на странице 41 позиция 232 "пятьдесят правый пять опасно слева бетон сто". Примечание "КРУТО!" значит не прилив эмоций и сообщение о необычайно красивом пейзаже, а именно крутой поворот, в плане траектории. В таких местах валить (перевожу - гнать, быстро ехать) не стоит. Это опасно.
Теперь о подсчёте дистанций. Это будет совсем непросто в виду повального отсутствия оттарированных штурманских раллийных компьютеров. Посему расстояние придётся отслеживать не штурману, а пилоту на основании показаний штатного одометра. Понятное дело, что дистанции порядка 50-100 метров легко могут отслеживаться "на глаз". Сложнее будет в лесу, когда дорога будет петлять, продолжения дороги не будет видно из-за рельефа, и потому будет очень трудно отследить, сколько проехали: двести метров или пятьсот, к примеру. На дистанциях порядка километра будет вообще клиника ;-) Ну, тем веселее, скучно точно не будет :lol: Когда штурмана окончательно переполняют эмоции, и слов уже не остаётся, одни выражения, то лучше эти выражение придержать при себе, лаконично ткнув пилоту пальцем и сказав "ТУДА!!!" ;-)
Что забыл? А, да, как считать... Идеальный вариант - инженерный иликактамего калькулятор. Тот, который градусы/минуты/секунды считает. В "Детском мире" на первом этаже есть в разных точках, минимум в трёх. Видел лично. Цена - примерно от 21 гривны. На Барабашке могут быть и дешевле. Понять, что калькулятор умеет считать градусы/минуты/секунды можно, глянув на его кнопки. Точнее, смотреть надо над кнопками, ибо эта функция относится к разряду дополнительных. Так вот, над одной из кнопок будет либо серия запятых (' " '''), либо буквы D, M, S. Для начала считаем среднюю скорость на ДОПе. Это мы делаем на основании данных, имеющихся на каждой странице легенды в самом верху. К примеру, посчитаем среднюю на примере КЧ-5 — КЧ-6 (КЧ - контроль часу, это по-украински ;-)): протяжённость 20,650 км делим на 40 минут нормы времени и умножаем на 60 минут. Получаем 30,975 км/ч. Не округляем, заносим в память, это нам ещё понадобится. Теперь посчитаем, для примера, через сколько минут/секунд мы должны образоваться в районе позиции 158 (страница 28). Расстояние от старта до позиции - 2,650 км, это расстояние мы делим на среднюю скорость. Получаем абракадабру из кучи цифр. Не то. Далее активируем функцию DMS, и получаем 0,05079903147699757869............. Всё понятно? Нет??? Тогда читаем инструкцию к калькулятору, откуда узнаём, что до запятой - градусы (в нашем случае - часы), первые две цифры после запятой - это минуты, и третья и четвёртая цифры после запятой - секунды. Соответственно, чуток округляем получившееся число, и начинаем понимать, что рассчётное время прибытия на позицию 158 - это 05 минут 08 секунд. В легенде напротив позиции (я писал справа, под примечаниями) карандашиком так и записываем: 0-05-08. Ну, и таким же точно образом - каждую позицию. Ничего трудного нет. Я перед гонкой считал на обычном калькуляторе (могу дать на гонку, если надо кому), там много сложнее всё, на всё про всё часа хватит за глаза, это с пивом, девками (простите!), перекурами и шаманскими танцами с бубном вокруг машины ;-)
На финише подаём контрольную карту судье, и судья делает в ней отметку времени. Штурман должен проверить, что вписано действительно то время, которое в данный момент на часах. Судьи тоже люди, что-то могут напутать. А ответственность - только на штурмане. Кстати, что-то писать в контрольную карту может только судья. За самовольное вписывание чего-либо или исправления членами экипажа - снятие с гонки.
ФУУУУУУУУУУУУХХХХХХХХХ!!! Наверняка что-то забыл... Вопросы?