Просмотр полной версии : "Умный" реле-регулятор ТОРН
Хотелось бы услышать мнения и отзывы купивших сие чудо аккумуляторного долголетия
http://adam-ae.narod.ru/torn_.htm
Сулит оно много чего, поэтому...
Я уже несколько раз тут говорил, что установил ТОРН-53 этим летом.
Про долголетие аккумулятора не берусь судить, но всё остальное, о чём пишет Адамчук - налицо.
Сейчас по показометру видно, что зарядное напряжение выше, чем было летом.
На ХХ просадки нет, пока не заработает вентилятор на радиаторе, а нагрузку "печка+подогрев стекла+ближний свет" штатный 55А генератор держит.
Летом, когда опасался, что в пробках всё-таки возможен перезаряд из-за длительно отпущенной педали акселератора, подключал вход "Коррекция-" к обмотке пневмоэлектроклапана ЭПХХ. На ХХ искуственного повышения напряжения не делал, только на время ПХХ. Сейчас подключил вход "Коррекция-" к микропереключателю на оси ДЗ-1, на ХХ напряжение повышается.
Были и глюки.
Если подключить ТОРН-5x нормально, без рэле, которое Адамчук стал рекомендовать недавно, заметите, что КЛ мигает при включенном зажигании, но остановленном двигателе. Причина мной выяснена, Адамчуку предложена схема доработки, приводящая поведение КЛ в полное соответствие с описанием (http://adam-ae.narod.ru/Control.htm).
Второй глюк неприятнее (двигатель не заглушить выключением зажигания), но проще вылечить - или предотвратить при установке ТОРНа: в щёточный узел, при его доработке (выкусывании "таблетки"), устанавливается демпферный диод VD2 (см. схему), а с обратной стороны печатной платы ТОРНа - отпаивается лишний диод.
И об этом Адамчуку тоже сообщено.
Видимо - подавляющее большинство ТОРНов устанавливалось все эти годы на "копейки" с генератором Г-222, где обмотка возбуждения запитывается от аккумулятора, а не от дополнительной секции диодов, как в современных схемах.
Но я полностью доволен - и в машине поковырялся, и ТОРН поулучшал, и результат отличный! Тьюнинг!!!
:)
Из ТОРН-53 можно сделать ТОРН-57К1, чтобы разгружать двигатель при разгонах.
Сейчас я ваяю блок для МПСЗ-ZH, чтобы отключать генератор при расходах воздуха (нагрузке на двигатель), выше ~10.
Это же можно получить и простой установкой дополнительного микропереключателя, срабатывающего при 60% нажатии на акселератор.
В общем и целом - прусь, как слон!
:)
babuby
в общем и целом - интересно. хотя 180 грн за него немного жаба давит, но экономия на АКБ и нервах весьма кстати. плюс пересылка из России...:evil:
Адамчук их упаковывает в небольшие конверты, во всяком случае мне пришёл маленький пакетик.
Не думаю, что будут трудности с пересылкой на Украину.
Может быть имеет смысл немного подождать, чтобы Адамчук внёс исправления в печатную плату (сейчас маркировка v0.2), чтобы самому ничего не паять.
Vadim_Viktorovich
08.01.2011, 02:04
немного жаба давит
Может это поможет, если с паяльником в ладах. Очень похоже на ТОРН, но другого автора.
Vadim_Viktorovich
спасибо, но мороки много, как по мне. если бы был макет платы и импортная элементная база - можно было бы повторить.
Может это поможет, если с паяльником в ладах. Очень похоже на ТОРН, но другого автора.
Описание скачал... а схему бы глянуть.. С ув Витала
Vadim_Viktorovich
спасибо, но мороки много, как по мне. если бы был макет платы и импортная элементная база - можно было бы повторить.
Вых каскад на германиевом транзисторе ГТ906 надо пересчитать под кремниевый, естественно. Отношение R13/R14 - немного сместить.
И еще - если есть сомнения что ОУ 153уд2 можно заменить на шото импортное - следует их отбросить :)
И еще, электролиты надо бы поменять на неелектролиты. Будет оно побольше немного, но зато не потечет в мороз/жару.
ПС. "Радио", думаю, имеет пачку схем, на новой ЭБ.
Можно на СМД базу перевести но возни не мало ......хотя для специалиста на пару часов работы ...
Vadim_Viktorovich
08.01.2011, 21:01
мороки много
Это верно...
Вот бы умельцы Слава или Кварц взялись бы за изготовление! Было бы здорово. Думаю приобрел бы...
Это верно...
Вот бы умельцы Слава или Кварц взялись бы за изготовление! Было бы здорово. Думаю приобрел бы...
отличнейшая мысль! а что, я тоже бы купил. и я уверен - сделали бы легко, у них и софт и мозги есть готовые для этого. надо будет маякнуть...
Если у вас древние генераторы,с шоколадкой-одно дело,но и там выход есть,если новые-купите хоть ВТН с отдельным проводником на выходную клемму.Не навешивайте много всяких умностей,в один прекрасный момент авта от большого ума и ехать не захочет.
+1 нах навешивать разный сомнительный бред , ненравится те как работает тавро генератор поменяй на другой от какойто иномарки и будет тебе щастье и никаких головняков с зарядкой и АКБ увеличит жизнь :D .
ЗЫ: перед новым годом ставил другу на тавр генератор от старого митсубиси галант 80А ,так вот терь у него по утрам машина норм заводится и на холостых норм с зарядкой при полной нагрузке ниже 14в непадает , ездит довольный что ппц ,хотя грешил что АКБ очень плохой утром плохо заводил, и на холостых свет жолтым становился и подмаргивал.И это лудше микросхем на плохом генераторе.
+1 нах навешивать разный сомнительный бред , ненравится те как работает тавро генератор поменяй на другой от какойто иномарки и будет тебе щастье и никаких головняков с зарядкой и АКБ увеличит жизнь :D .
ЗЫ: перед новым годом ставил другу на тавр генератор от старого митсубиси галант 80А ,так вот терь у него по утрам машина норм заводится и на холостых норм с зарядкой при полной нагрузке ниже 14в непадает , ездит довольный что ппц ,хотя грешил что АКБ очень плохой утром плохо заводил, и на холостых свет жолтым становился и подмаргивал.И это лудше микросхем на плохом генераторе.
дело в том что не каждый из форумчан ГОТОВ купить гену от иномарки... просто комуто и взять неге его ...тема вообщем то про модернизацию а не про замену ... А 50 80 120 ВТ генератор то отдает при оборотах начиная от 2000-2500 и выше ... При этих оборотах подключайте хоть что... А мое мнение тема нужная с ув Витала
80А (только не совковского автопрома) при 700-800 оборотах безнапряга вытаскивает 70А .И эти даные взяты не из пальца а с практики и показаний стенда для проверки генераторов .Я вот непойму кто сказал что генератор выдает вернее может вытянуть макс нагрузку только 2000-2500 оборотов да бред .
ЗЫ некому нече непытаюсь навязывать , но эти переделки и непонятные усовершенствования чет я недоганяю .
На холостых оборотах включите нагрузку дальний и свет+печку и посмотрите как поведет себя напряжение ... тоже самое проделайте на 2500 об\мин и посмотрите на напряжение... или я не прав? С ув Витала
Vadim_Viktorovich
08.01.2011, 23:24
80А (только не совковского автопрома) при 700-800 оборотах безнапряга вытаскивает 70А .И эти даные взяты не из пальца а с практики и показаний стенда для проверки генераторов .Я вот непойму кто сказал что генератор выдает вернее может вытянуть макс нагрузку только 2000-2500 оборотов да бред .
ЗЫ некому нече непытаюсь навязывать , но эти переделки и непонятные усовершенствования чет я недоганяю .
Странно... У меня установлен Dynamo 80А, но выдавать он начинает только с 1000-1100 об/мин. Да и речь не о недостаточности тока, а о заботе о АКБ.
Странно... У меня установлен Dynamo 80А, но выдавать он начинает только с 1000-1100 об/мин. Да и речь не о недостаточности тока, а о заботе о АКБ.
Чудный ГРАФИК... смотрим при каких оборотах иы получим ну хоть половину мощности ... С ув Витала
На холостых оборотах включите нагрузку дальний и свет+печку и посмотрите как поведет себя напряжение ... тоже самое проделайте на 2500 об\мин и посмотрите на напряжение... или я не прав? С ув Витала
Немного просядет потом выровняется на свои 14.3-14.4В ,у меня когда небыло МПСЗ так генератор мог просадить двиг на 200 оборотов но зарядка неупадет ...И на 2500 будет точьно такоеже напряжение для этого и стоит Р\р в нем чтоб напряжение независимо от оборотов неплавало ...
Немного просядет потом выровняется на свои 14.3-14.4В ,у меня когда небыло МПСЗ так генератор мог просадить двиг на 200 оборотов но зарядка неупадет ...И на 2500 будет точьно такоеже напряжение для этого и стоит Р\р в нем чтоб напряжение независимо от оборотов неплавало ...
спорить не буду... .. каждый останется со своими знаниями и практикой..тема то не о том .. тут как я понял важен температурный режим и режим холостого хода при нагрузке.. С ув Витала
:)
Ну-ну!
В добрый путь!
На ГТ-906, или любом другом биполярном, получить минимальные потери (то есть, падение напряжения не более 0.15V) - флаг вам в руки...
А всё остальное - в ТОРН и выльется.
Только не по этой схеме из прошлого тысячелетия...
А зачем гнаться за минимальными потерями? Нормальный РН работает в релейном,а не линейном режиме.К тому же,на германиевом таки падает меньше.Раритет-правда.
Как дипломированный инженер вам говорю: ни на каком биполярном транзисторе, тем более старинном, вы не получите столь малое напряжение Uce в открытом состоянии, какое легко обеспечивают современные ключи на полевых транзисторах.
Зачем малые потери?!
Чтобы
получить максимальный ток на ХХ
исключить нагрев транзистора в ключе
Не страдайте ерундой.
Не хотите покупать ТОРН-5x - в интернете есть схема одной из предыдущих моделей (ТОРН 33.3702-32), паяйте её.
Ну,я тоже-эндокринолог...(с)
Как тогда вы не понимаете,что максимальный ток ограничивается не этим химерным падением,а сопротивлением всей цепи- 2 щетки,ОВ,переходное сопротивление.При сопротивлении большинства ОВ около 3 Ом вы все равно не получите 5 ампер,а вот насыщение-точно наступит,а там-повышай,не повышай...
Ну и зачем к этой куче источников потерь добавлять ещё и гораздо более высокое (по сравнению с остальными) сопротивление древнего транзистора?!
И тема незаметно переехала...
У германиевого падение всегда меньше,чем у кремниевого.Тем не менее и этот на мизерной подложке не сильно страдает.Частота переключения в штатном РН какая?
Изначально базар был о чем?
RE биполярные "кремний vs германий":
"1: Не люблю грузин. Грузины хуже, чем армяне!
2: Чем они хуже?
1: Чем армяне!"
А надо - "полевые vs биполярные".
Тема началась вопросом к пользователям ТОРНов.
Я, как один из них, рассказал, почему считаю ТОРН-5x настоящим регулятором напряжения, стОящей покупкой.
Лет через пять~семь сможем обсудить, сбылись ли обещания о долголетии аккумулятора.
Но и сейчас разницу со старой "таблеткой" видно по всем параметрам.
С "таблеткой" и напряжение сильно плавало, и аккумулятор был всё время недозаряжен (судя по плотности электролита). Прошлой зимой в -30°C отсутствие блокировки генератора при пуске стартёром ощущалось.
Может быть у нас разные подходы к теме владения автомобилем.
Лично мне он нужен поковыряться (60%) и покататься (40%). Для забавы, одним словом.
Нахожу забаву и в ТОРН-53: Адамчук выбрал высоковатую, на мой взгяд, температуру отключения стартовой коррекции зарядного напряжения. На моём экземпляре, с моим ДТОЖ ТМ-106, она получилась около (я подозреваю) 80°C, далеко за открытием термостата, почти перед самым срабатыванием "карлссона".
Летом в пробках - всё в порядке, сейчас - стартовая коррекция отключается редко (картонку в решётку радиатора не ставлю, стрелка "показометра" ТОЖ всё время на границе белого и зелёного секторов).
Срисовал схему ТОРН-53, выяснил, номиналы каких резисторов надо изменить, чтобы порог стал ~60°C. Каникулы кончатся - перепаяю.
Обо всех доработках и улучшениях сообщаю Адамчуку, он обещает учесть при выпуске следующего поколения ТОРНов.
Итог: я - доволен! И ТОРНом, и жизнью, и вообще!...
:)
Может это поможет, если с паяльником в ладах. Очень похоже на ТОРН, но другого автора.
:)
Гы-гы-гы!
Почитал описание - хвалёному германиевому транзистору требуется такой большой радиатор, что не в каждую машину поместится!
В моторный отсек "Запорожца", например, не влезет!
Я плакалЪ!
:D
Кстати, похоже, именно это изделие и вдохновило Адамчука в своё время...
Уж больно похожи некоторые пассажи в тексте.
И в заключение: использовать операционные усилители в качестве компараторов - моветон.
Vadim_Viktorovich
09.01.2011, 23:07
:)
Гы-гы-гы!
Почитал описание - хвалёному германиевому транзистору требуется такой большой радиатор, что не в каждую машину поместится!
В моторный отсек "Запорожца", например, не влезет!
Я плакалЪ!
:D
Поделился тем, что было...
И мне не важно германиевый там транзистор или кремниевый.
Было время, каждый радиолюбитель-автовладелец считал себя обязанным сваять схему регулятора напряжения. В журнале "Радио" их раз в пару месяцев публиковали, а всякие "радиолюбители/врл" пестрели ими по пять схем в номере...
:)
Схема регулятора на современный лад \под СМДможно\... выложена для критики...
Такая схема отработала 8 лет до продажи Таврии:
Такая схема отработала 8 лет до продажи Таврии:
Да.согласен как вариант.....простенький и надежный
Витала,если бы вы,и кто еще из моих оппонентов внимательно посмотрел старую добрую схему Я112В,то увидел бы там нечто подобное- разнесение точек питания,а о простой доработке 121.3702 и т.п. уже писал,но вам же подавай СМД и ПЛД,а не массовые и простые варианты.
Кроме начитанности,дипломирован ости и знания чистой науки не мешает иметь и практику.А практика,многолетняя,показ ывает,что есть транзисторы,которые при перегрузках сгорают до бесконечного сопротивления,а некоторые-до короткого.И первый транзистор в РН не угробит АКБ,а второй может.Аналогично и в УНЧ.
Массовые и простые варианты продаются в промышленном исполнении НА КАЖДОМ УГЛУ. Чем они вас не устраивают?
Массовые и простые варианты продаются в промышленном исполнении НА КАЖДОМ УГЛУ. Чем они вас не устраивают?
Да мне хоть на лапе 6с45п пусть они будут собраны... но когда цену назовешь ....будет вопрос почему дорого... Так ведь на лампе... Челвек посчитал что девайс стоит 180гр+пересылка..что бы сделать рел-рег дешевле не плохо было бы его размеры уменьшить ... Извените за флуд С ув Витала
Chernig0v
11.01.2011, 02:14
Дёшево и сердито)
http://cxem.net/avto/electronics/4-50.php
Дёшево и сердито)
http://cxem.net/avto/electronics/4-50.php
+100 соглашусь
Chernig0v
11.01.2011, 02:30
На схеме оригинала приведены мои доработки - замена супрессора параметрическим стабилизатором и драйвер ключа. Далее штатная схема включения и мой вариант мотажа вместо таблетки. (с)
http://radikal.ru/F/s45.radikal.ru/i107/0907/4b/0899e5005ceb.jpg.html
Витала,если бы вы,и кто еще из моих оппонентов внимательно посмотрел старую добрую схему Я112В,то увидел бы там нечто подобное- разнесение точек питания,а о простой доработке 121.3702 и т.п. уже писал,но вам же подавай СМД и ПЛД,а не массовые и простые варианты.
Кроме начитанности,дипломирован ости и знания чистой науки не мешает иметь и практику.А практика,многолетняя,показ ывает,что есть транзисторы,которые при перегрузках сгорают до бесконечного сопротивления,а некоторые-до короткого.И первый транзистор в РН не угробит АКБ,а второй может.Аналогично и в УНЧ.
Никогда не слушад про кра подход основанный на данном свойстве транзисторов. Кук - это наука двинулась вперед или я, - назад?
(с) (http://mzadornov.livejournal.com/) "только советский чеовек матюкается на красивый закат ..."
.А практика,многолетняя,показ ывает,что есть транзисторы,которые при перегрузках сгорают до бесконечного сопротивления,а некоторые-до короткого.И первый транзистор в РН не угробит АКБ,а второй может.Аналогично и в УНЧ.[/QUOTE]
По этому по сей день в Классческом регуляторе напряжения\ 37 02 хх \стоит тоненькая проволочка \предохранитель\ ...
А вы попробуйте получить практику-купите десяток 837-х, убейте и увидите.
Витала,уточните тип.Такой маркировки РН нет,есть ххх.3702,где 3702- типовая подгруппа "регуляторы,реле-регуляторы"
К тому же,далеко не все производители делают этот предохранитель.
На схеме оригинала приведены мои доработки - замена супрессора параметрическим стабилизатором и драйвер ключа. Далее штатная схема включения и мой вариант мотажа вместо таблетки. (с)
http://radikal.ru/F/s45.radikal.ru/i107/0907/4b/0899e5005ceb.jpg.html
Уважаемый, это именно ваши доработки, или вы нашли схему ТОРН 33.3702-32 на другом форуме?
+100 соглашусь
А это те же ГТ-906, только сбоку...
А вы попробуйте получить практику-купите десяток 837-х, убейте и увидите...
На 100% уверен, результируещее состояние (КЗ vs обрыв) зависит от того, как "убивали" (перегрев vs превышение напряжения Ube vs превышение напряжения Uce vs превышение тока vs комбинация указанного).
babuby
не оверпостите - нехорошо это. разве трудно отредактировать готовое?
Согласен, больше не буду.
Но возмущает же!
Выкапывают схемы прошлого тысячелетия, и бессмысленно рассуждают, как оно сгорит, и почему оно сгорит лучше чем ТОРН...
Если в РН таврогенератора супрессор ставится,пора ноги уносить с этого конвульсиума квазинаучного...
Если в РН таврогенератора супрессор ставится,пора ноги уносить с этого конвульсиума квазинаучного...
а чо не поставить, если он копеечный :)
а чо не поставить, если он копеечный :)
Бо в копейке генератор не такой :yes:
Я имею в виду стоимость самих радиодеталей достаточно низкая. Если ставить его для защиты цепи - то наверно оправданно, так думаю.
Может это поможет, если с паяльником в ладах. Очень похоже на ТОРН, но другого автора.
Да, здесь это выложено http://vksn.narod.ru/auto/r585a.html
Я же делал немного другую схему, попроще http://vksn.narod.ru/auto/r194rr.html Но пришлось подбирать стабилитрон VD1 чтобы с отключеным датчиком из цепочки диодов напряжение не превышало 15 вольт. Ну и количество диодов датчика зависит от их типа, на 1 может быть больше или меньше.
:)
Гы-гы-гы!
Почитал описание - хвалёному германиевому транзистору требуется такой большой радиатор, что не в каждую машину поместится!
В моторный отсек "Запорожца", например, не влезет!
Я плакалЪ!
:D
Влезет, не переживай. Именно такой регулятор в далеких 80-х (как только эта статья появилась в журнале Радио) мой дядька спаял для своего запорожца. До сих пор работает. И радиатор там мизерный.
...И радиатор там мизерный.
А в ТОРН-5x - вообще нет, так как транзистор НЕ ГРЕЕТСЯ.
Сейчас перепаял резисторы в делителе, чтобы понизить порог отключения стартовой термокоррекции - порог стал в конце 2/3 белого сектора показометра ТОЖ.
Новые номиналы:
4k3 верхнее плечо
6k2 нижнее плечо
Раньше было наоборот:
5k1 верхнее плечо
4k3 нижнее плечо
Алекс Шульц
20.02.2011, 10:18
ТОРН для Украины будет стоить 33УЕ - 1000 российский рублей с пересылкой.
Если бы заказать несколько...
Или бы кто-то смышленный мог бы сделать аналог - тут, на Украине
Советую чуть-чуть подождать с заказами - Адамчук сейчас занят доработкой пятого поколения по результатам использования ТОРН-5x в современных машинах (до этого основная масса его покупателей была на "копейках").
Все мои замечания (см. выше (http://tavria.org.ua/forum/showpost.php?p=978209&postcount=2)) будут учтены.
Кстати, он просил давать отзывы по ТОРНам - и от нынешних пользователей, и от потенциальных. Спишитесь с ним.
Советую чуть-чуть подождать с заказами - Адамчук сейчас занят доработкой пятого поколения по результатам использования ТОРН-5x в современных машинах (до этого основная масса его покупателей была на "копейках").
Все мои замечания (см. выше (http://tavria.org.ua/forum/showpost.php?p=978209&postcount=2)) будут учтены.
Кстати, он просил давать отзывы по ТОРНам - и от нынешних пользователей, и от потенциальных. Спишитесь с ним.
Отзыв - "это жесть пять "поколений"".
vBulletin® v3.8.6, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot