Просмотр полной версии : Sens SX 2011 года, газ Tartarini TEC99evolution c завода
С завода газ не был настроен совсем, на газ переключался при 4000 об/мин.
из за неправильной установки датчика оборотов (стояло 4цил.двиг вместо
нужного - сдвоенные катушки). Подключил компьютер, использую программу
Tec99evolution. Кто сведущ, поделитесь методикой настройки газа при помощи
этой программы. В первую очередь интересует методика настройки редуктора
(информация, которой я располагаю, какая-то расплывчатая), необходимо ли
фиксировать значение ДПДЗ по умолчанию ("Default option locked" ставить
птичку), или лучше оставить возможность блоку управления самому
подстраивать это значение в процессе езды?
Сейчас к редуктору еще не прикасался, машина едет при отключенных
опциях "Сut-off option", "Economical driving option" и "Overboost option"
без замечаний, но при большом расходе газа (что-то свыше 20 литров).
При включении опций "Сut-off option" и "Economical driving option" при переключении
передач появились провалы в тяге.
Тут таких нет...
Это 2-е или 4-е поколение?
Сut-off option какие обороты стоят?
Это эжекторное ГБО с ламбда контролем.
По умолчанию стоит 1500 оборотов и положение ДПДЗ равно 80.
Вот выдержка из инструкции на газовый блок управления ТЕС99
как это все хозяйство настраивать:
"Коррекция настроек:
А. Вынуть плавкий предохранитель на красно-черном проводе АКБ
при выключенном двигателе.
Б. Если номер на дисплее был больше 80 для СНГ и 90 для Метана ОТКРУТИТЬ на пол оборота винт холостого хода редуктора, и наоборот, если номер на дисплее будет меньше 50 для СНГ и 60 для метана, необходимо ЗАКРУТИТЬ на пол оборота винт холостого хода редуктора. Учитывая чувствительность системы, рекомендуется проворачивать винт холостого хода редуктора на пол оборота за раз.
В. Вставить на место предохранитель АКБ при выключенном двигателе; запустить двигатель и повторить процедуру автонастройки системы.
Г. Если результат все еще не оптимальный, необходимо повторить процедуру, начиная с пункта А ."
Ну цифры, я так понимаю, значение положения актуатора (ДРДЗ), это значение можно в дальнейшем зафиксировать установкой птички в опции "Default option ocked", а
можно и не фиксировать - как надо поступить? Сейчас это значение равно 81.
И самое главное не знаю где искать этот злополучный предохранитель.
В общем или я сильно тупой, или инстукция... На 80 км израсходовал 20 л. газа.
2-е поколение.
тот красночерный провод идет по идее от самого блочка газомозгов. если предохранитель не поставили те кто устанавливал, то поставить самому. деловто.
можна попробовать не менять настройки в мозгах, а придушить немного редуктор.
на нем должен быть винт чуствительности.
а лямбда живая?
Это эжекторное ГБО с ламбда контролем.
По умолчанию стоит 1500 оборотов и положение ДПДЗ равно 80.
Вот выдержка из инструкции на газовый блок управления ТЕС99
как это все хозяйство настраивать:
"Коррекция настроек:
А. Вынуть плавкий предохранитель на красно-черном проводе АКБ
при выключенном двигателе.
Б. Если номер на дисплее был больше 80 для СНГ и 90 для Метана ОТКРУТИТЬ на пол оборота винт холостого хода редуктора, и наоборот, если номер на дисплее будет меньше 50 для СНГ и 60 для метана, необходимо ЗАКРУТИТЬ на пол оборота винт холостого хода редуктора. Учитывая чувствительность системы, рекомендуется проворачивать винт холостого хода редуктора на пол оборота за раз.
В. Вставить на место предохранитель АКБ при выключенном двигателе; запустить двигатель и повторить процедуру автонастройки системы.
Г. Если результат все еще не оптимальный, необходимо повторить процедуру, начиная с пункта А ."
Ну цифры, я так понимаю, значение положения актуатора (ДРДЗ), это значение можно в дальнейшем зафиксировать установкой птички в опции "Default option ocked", а
можно и не фиксировать - как надо поступить? Сейчас это значение равно 81.
И самое главное не знаю где искать этот злополучный предохранитель.
В общем или я сильно тупой, или инстукция... На 80 км израсходовал 20 л. газа.
Обороті КУТ ОФФ маленькие нужно 1500-2000 вібирайте что бы не глохло при резкой перегазовке на хх.
За остальное не скажу...
Лямбда живая. Значение ламбды все время меняется от бедной до богатой смеси и наоборот. Значение все время меняется. Вроде так и должно быть.
Вот сочинил для себя инструкцию для дальнейших действий, сегодня попробую:
1. На прогретом двигателе подключить компьютер, запустить программу
Tec99Evolution, запустить двигатель на холостых оборотах и на втором экране посмотреть значение актуатора (это фактически количество шагов шагового двигателя дозатора DAT99, который собственно и регулирует подачу газа в смеситель двигателя), которое должно находиться в диапазоне от 50 до 80. По видимому, лучше отрегулировать значение около 60, тогда при уменьшении подачи газа с редуктора (например в результате загрязнения фильтра), система сама увеличит значение актуатора, и при этом его значение на холостом ходу останется в диапазоне от 50 до 80. Если значение актуатора ниже желаемого, винт на редукторе необходимо закрутить, если выше - открутить. Учитывая чувствительность системы, рекомендуется проворачивать винт холостого хода редуктора на пол оборота за раз. Фиксировать значение (Default value locked) я думаю не нужно — контроллер сам сможет подстраивать значение актуатора на холостом ходу в зависимости от количества газа поступающего от редуктора и от значения длительности открытия форсунок, которое он берет от основного контроллера двигателя, и которое, в свою очередь зависит от выставленного значения оборотов двигателя на холостом ходу.
2. По поводу Сut-off option (третий экран). Значение RPM TURN-OFF CUT-OFF
по видимому должно быть около 1400 об./мин., а значение ACTUATOR POSITION IN CUT-OFF - около 25 (при минимальном значении актуатора 20).
Если я неправ, пожалуйста, поправьте. Почему-то в инете очень мало информации по поводу настройки такого сорта ГБО.
у актуатора наивысшее открытие это 255 шагов. так что 60 или 80 разница небольшая в плане запаса, до 255 далеко.
первая ошибка - открыченый винт холостого хода у редуктора. лямбдаконтроль актуаром никак не может повлиять на этот газ что идет из редуктора на постоянку, через винт ХХ.
крутить на редукторе нужно только винт чуствительности редуктора. на этот газ лямбдаконтроль может повлиять актуатором.
з.ы. давай скриншоты того всего что там в програме на экране компа.
у нас с VDM тоже 2-е поколение, но фирмы A.C. система Stag. сам понимаешь что у нас программа иная, и что там в твоей, какие опции, какие менюшки, мы можем себе только догадываться.
Вот скриншоты. Сегодня посмотрел что твоится с ГБО. На холостых оборотах значение актуатора колеблется возле цифры 60, что посчитал нормальным и редуктор не трогал. Кстати на редукторе я вижу только один регулировочный винт? После того как я отключил фиксацию значения актуатора по умолчанию (default option locked) внизу появилось значение 72 (ранее было 81), фиксацию я так и не включил, толком не понимаю значения этого параметра и где и когда контроллер его использует.
В инструкции на автомобиль приводится электрическая схема ГБО, так вот в ней я не увидел, каким образом контроллер ГБО получает информацию от ЭСУД о времени открытия форсунок. Провода от форсунок заводятся на эмулятор и оттуда уходят на ЭСУД. Каким образом тогда контроллер ГБО поддерживает выставленные в ЭСУД обороты ХХ?
Voytik: первая ошибка - открученый винт холостого хода у редуктора. лямбдаконтроль актуатором никак не может повлиять на этот газ что идет из редуктора на постоянку, через винт ХХ.
крутить на редукторе нужно только винт чуствительности редуктора. на этот газ лямбдаконтроль может повлиять актуатором.
Вроде к редуктору у меня подведены только две трубки - одна высокого давления с электромагнитного клапана высокого давления и одна выходная низкого давления, которая и идет на актуатор, т. е. отдельной трубки холостого хода, которая шла-бы в обход актуатора у меня нет.
Поэтому, я так понимаю, что холостой ход определяется также актуатором и рулится контроллером также по сигналам ламбды. Или я не прав и там еще есть трубка холостого хода напрямую в смеситель? В схеме ГБО я такого тоже не вижу. Да и как то не логично это. Контроллер тогда не смог-бы влиять никоим образом на тот газ, который проходит мимо электрического дозатора, а значит на холостых оборотах и не смог-бы поддерживать оптимальный состав смеси.
короче начинается путаница в терминах.
если у твоего редуктора только один винт - это может быть только винт чувствительности редуктора. не холостого хода как ты писал выше.
никаких двух трубок не бывает. бывает только ещё второй винт у редуктора. которым выставляется принудительный ХХ в во всяких тяжких случаях. у твоего редуктора такого получается что и нет.
2-е поколение независимо от ЭСУД двигателя. информация от него ему не нужна. нужен только сигнал о частоте оборотов двигателя, сигнал от лямбдазонда, и опционально сигнал от датчика положения дроселя, сигнал от датчика температуры редуктора.
при переходе на газ, газомозг отрубает бензофорсунки. ЭСУД об этом даже не догадывается.
касательно настроек на картинках.
- Gear change temperature 25 градусов слижком мало. темболее в зимний период. редуктор не успевает нормально прогреться, портятся его ещё холодные резиновые мембраны, газ плохо испаряется из жидкой фазы, мотор страшно жрёт. поставь 40-50 градусов. 50 лучше.
по деньгам выгоднее прогревать или ехать на бензине пока аж редукто не прогреется до 40-50 градусов.
- Revs for gear change 2000 переключение аж при 2000 тысячах на любителя. лично у меня стоит 800. соответсвенно на газ переключается само ещё при прогреве, пока я там ворота в гараже закрываю.
но, кому как нравится.
- Overboost option если важна экономная езда то лучше отключить. или хотяб поставить значение на просто немного выше того сколько шагов держит актуатор при спокойной езде.
Cut off position 80 это означает что ничего оно не делает :) с рабочих 80 куда оно будет сбрасывать, до тех же самых 80?
поставь туда чтонить типа 30-40 хотя бы.
"если у твоего редуктора только один винт - это может быть только винт чувствительности редуктора. не холостого хода как ты писал выше."
Да этот абзац и термин "винт холостого хода" я взял с инструкции, которая у меня есть и выдержку с которой я приводил ранее. Кстати, хотел выложить программу и инструкции, которые у меня есть, но файлы слишком большие, не получается.
"2-е поколение независимо от ЭСУД двигателя. информация от него ему не нужна. нужен только сигнал о частоте оборотов двигателя, сигнал от лямбдазонда, и опционально сигнал от датчика положения дроселя, сигнал от датчика температуры редуктора.
при переходе на газ, газомозг отрубает бензофорсунки. ЭСУД об этом даже не догадывается."
Да то что ЭСУД об этом не догадывается - это понятно. Но как об величине выставленных оборотах двигателя узнает газовый контролер? Ведь о времени открытия форсунок он не знает (эти сигналы на него не поступают). Тем не менее он точно поддерживает на газу выставленные в ЭСУД 870 об./мин.
"- Gear change temperature 25 градусов слижком мало. темболее в зимний период. редуктор не успевает нормально прогреться, портятся его ещё холодные резиновые мембраны, газ плохо испаряется из жидкой фазы, мотор страшно жрёт. поставь 40-50 градусов. 50 лучше.
по деньгам выгоднее прогревать или ехать на бензине пока аж редукто не прогреется до 40-50 градусов."
Да температурный датчик у меня не установлен, в программе он всегда считывется с максимальным значением 255 градусов, так что по температуре я не могу переключаться.
"- Revs for gear change 2000 переключение аж при 2000 тысячах на любителя. лично у меня стоит 800. соответсвенно на газ переключается само ещё при прогреве, пока я там ворота в гараже закрываю. но, кому как нравится."
Да летом так можно сделать, а зимой? Переключение на газ произойдет на холодном двигателе, ведь датчика температуры редуктора у меня нет. Да и с переключением нет проблем - можно выставить по оборотам, можно выставить ручное переключение и заводить горячий двигатель на газу.
"- Overboost option если важна экономная езда то лучше отключить. или хотяб поставить значение на просто немного выше того сколько шагов держит актуатор при спокойной езде."
Да он у меня и не включен.
"Cut off position 80 это означает что ничего оно не делает с рабочих 80 куда оно будет сбрасывать, до тех же самых 80? поставь туда чтонить типа 30-40 хотя бы."
Как я писал ранее сейчас у меня стоит значение RPM TURN-OFF CUT-OFF - 1400 об./мин., а значение ACTUATOR POSITION IN CUT-OFF - 25 (при минимальном значении актуатора 20).
Хотя такое значение RPM TURN-OFF CUT-OFF по видимому и приводит к провалам тяги при переключении передач (т.е при примерно 3000 об./мин. сцепление выжимается, газ сбрасывается, подача газа практически полностью прекращается, происходит торможение двигателем и когда после переключения передачи сцепление включается - двигатель тупит, получается рывок, в общем не хорошо). Возможно значение RPM TURN-OFF CUT-OFF надо ставить около 3000.
Но тогда смысл в нем? ону Буду пробовать.
Вообще система кажется идеально настроенной, (вернее она практически сама настраивается).
Буду считать потребление газа.
И все таки, как влияет настройка редуктора на работу и экономичность такой системы? Ведь контроллер способен вырулить оптимальное соотношение топливной смеси вне зависимости от количества газа, поступающего с редуктора в довольно широком диапазоне. Получается, что при изменении давления газа после редуктора будет только смещаться диапазон работы актуатора в сторону меньших значений при увеличении давления газа и в сторону больших значений при уменьшении давления газа.
А вообще поразительно, как мало толковой информации в интернете об таких ГБО. Ведь ЗАЗ ставит системы Tartariniнi TEC99 на свои автомобили с начала 2000 годов! А информации нет.
Мало того, когда я на другой день после покупки автомобиля обратился в Кировоградавто с претензией, что на газ двигатель переключается при 4000 оборотов, они не смогли ничего сделать, т. к. у них не было ни оборудования ни программного обеспечения для выполнения такой работы.
И кормили меня завтраками на протяжении 2 месяцев, пока я сам не сделал адаптер и нашел программу.
газовый мозг об оборотах двигателя знает по сигналу оборотов двигателя. это обычно тотже проводок что идет на тахометр. либо с катушки зажигания.
оборотами ХХ газомог не заведует и управлять не может. он только качество смеси (газовой) может подстраивать.
а количеством смеси и далее управляет ЭСУД. по средствам своего РХХ около дроссельной заслонки.
датчик температуры надо поставить. без него это не езда.
а езда на холодном редукторе это вот ваши 20 литров на сотню. плюс скоро придется покупать ремкомплект к редуктору. а они бывают весьма не дешевыми.
cut off чтоб не мешал переключаться нужно тогда выставить на не так мало шагов. если норма припустим 80, то для отсечки поставить 40-50.
настройка и редуктора, и соответсвие обьему движка смесителя, это всё важно.
в идеале это когда редуктор и смеситель так настроены и подобраны что в их работу (на всех оборотах!) не нужно вмешиваться постоянной подстройкой дозатора (актуатора).
актуатором газомозг должен лишь слегка подправлять. то что сдвинулось изза поменявшейся погоды, забитости фильтра, качества газа, стиля езды.
а если ему придется постоянно исправлять нифига не настроеный редуктор, то он во-первых быстро запарится это делать и быстро износится сам актуатор, во-вторых он физически не способен так быстро реагировать тем актуатором туда-сюда его ганять, от одного края к другому.
тоесть чем больше ему приходится дёргаться тем больше будет расход и тупизм движка. ибо он попросту не успевает корректировать последствия резко нажимаемой педали газа и такие же быстрые скачки неадекватности выброса газа ненастроенного редуктора.
кстати актуатор как установлен в пространстве?
если моторчиком не вертикально вверх то ему и так придет довольно скорый капец.
СБорисов
23.12.2011, 14:09
Voytik: первая ошибка - открученый винт холостого хода у редуктора. лямбдаконтроль актуатором никак не может повлиять на этот газ что идет из редуктора на постоянку, через винт ХХ.
Вот Вы и не правы, откуда газ идет, из ХХ или ГДС вашим газовым мозгам все равно, по умолчанию из редуктора должно идти немного больше топлива чем нужно, а мозги его (количество газа) подкорректируют. Главное что бы избыток мозги смогли подкорректировать.
Если использовать систему ХХ, то это можно оправдать правильным смесеобразованием и не будет необходимости крутить дозатор. Вся ваша проблема в не правильной настройке ГДС редуктора.
Могу предложить пока только одно: попробуйте так (http://tavria.org.ua/forum/showpost.php?p=1349616&postcount=572).
Пробова я ехать только на винте хх, чуйка зажата.
Неехает и все только на ХХ и еще чуть выше хватает - вывод эта настройка часный случай зависящий от комфигурации...
СБорисов
23.12.2011, 17:49
Выбор по поводу таких настроек был сделан на основании показаний ДК (http://tavria.org.ua/forum/showthread.php?t=35524) и в конце концов чуйку пришлось отпустить на несколько оборотов. В результате можно сказать что после такой настройки динамика прекрасная, открытие обеих камер в солексе, на расходе ни как не повлияли. В принципе комплекс работ проведенных с редуктором ( уменьшение средней мощности) и врезками (уменьшение диаметров и укорачивание на нет длинны) дают свой результат. Трасса 5 литров, город до средины октября был 6, а по сих пор 8 на 100 км. Смена фильтра и изменение качества топлива проходят не заметно, так ка дозаторы выкручены полностью и при попытках регулировки становится только хуже, кроме того для получения стабильных холостых пришлось от бензиновой настройки изменить положение ДЗ (приоткрыть).
Попытки настроить правильно редуктор приводили иногда к неоправданно высокому расходу доходившему до 20-22 литров.
А топикстартеру можно посоветовать временно поставить ручной дозатор и попробовать настроить с ним редуктор, а потом уже пытаться включать мозги (газовые).
я просто пробовал с самого начала с винтом ХХ чтонить настроить.
оказалось газомозгу абсолютно не всеравно и он постоянно сваливался аттуатором в одно из крайних положений, пытаясь както повлиять на тот газ что из под винта ХХ.
пришлось завинтить. да и не вижу в нем никакого смысла. лучше чтоб система работала линейно на одном режиме. без переходных скачков между режимом ХХ и рабочим.
так и родителям ГБО-1 настроил. без всяких винтов ХХ.
Выбор по поводу таких настроек был сделан на основании показаний ДК (http://tavria.org.ua/forum/showthread.php?t=35524) и в конце концов чуйку пришлось отпустить на несколько оборотов. В результате можно сказать что после такой настройки динамика прекрасная, открытие обеих камер в солексе, на расходе ни как не повлияли. В принципе комплекс работ проведенных с редуктором ( уменьшение средней мощности) и врезками (уменьшение диаметров и укорачивание на нет длинны) дают свой результат. Трасса 5 литров, город до средины октября был 6, а по сих пор 8 на 100 км. Смена фильтра и изменение качества топлива проходят не заметно, так ка дозаторы выкручены полностью и при попытках регулировки становится только хуже, кроме того для получения стабильных холостых пришлось от бензиновой настройки изменить положение ДЗ (приоткрыть).
Попытки настроить правильно редуктор приводили иногда к неоправданно высокому расходу доходившему до 20-22 литров.
А топикстартеру можно посоветовать временно поставить ручной дозатор и попробовать настроить с ним редуктор, а потом уже пытаться включать мозги (газовые).
ДАк на каких врезках остановились, по 4 мм в каждую камеру? Заподлицо со стенкой?
Только почитал сообщения - на работе сдох роутер и не было интернета.
Voytik: "газовый мозг об оборотах двигателя знает по сигналу оборотов двигателя. это обычно тотже проводок что идет на тахометр. либо с катушки зажигания.
оборотами ХХ газомог не заведует и управлять не может. он только качество смеси (газовой) может подстраивать. а количеством смеси и далее управляет ЭСУД. по средствам своего РХХ около дроссельной заслонки."
Таки да, согласен. Оборотами ХХ заведует ЭСУД при помощи РХХ. А при езде нажимая акселератор измененяем угол открытия заслонки и тем регулируем объем поступающего воздуха и значение ДПДЗ. А актуатор ГБО имеет две задачи: первая - увеличивать или уменьшать подачу газа отслеживая сигналы ДПДЗ, и вторая поддерживать оптимальный состав смеси по сигналам датчика кислорода.
Но мне до сих пор непонятно зачем в газовом контроллере есть такая штука, как дефолтное значение актуатора, которое контроллер старательно рассчитывает не знать по какому алгоритму и которое можно еще и зафиксировать? И где оно используется?
"датчик температуры надо поставить. без него это не езда.
а езда на холодном редукторе это вот ваши 20 литров на сотню. плюс скоро придется покупать ремкомплект к редуктору. а они бывают весьма не дешевыми."
Да не езжу я на холодном редукторе. А насчет 20 литров - скорее всего я ошибся в расчетах.
Когда был выставил CUT-OFF =1400/25 при выезде со стоянки несколько раз глох двигатель, и я подумал, что кончился газ. На самом деле газ наверное еще был, т. к. , когда я на другой день заправил 17 литров газа, у меня загорелось сразу три зеленых светодиода, а это никак не 17 литров для 50 литрового балона. Так-что думаю не все так печально.
А двигатель глох вот почему. Завел на бензине, газонул свыше 2000, переключил на газ. После отпускаю акселератор - включается режим CUT-OFF, подача газа прекращается до снижения оборотов до 1400- двигатель глохнет.
После этого пришел к выводу, что для устойчивого переключения на газ обороты отключения режима CUT-OFF не должныбыть ниже оборотов перехода на газ.
Кроме того при таких установках CUT-OFF наблюдались рывки при торможении двигателем и переключении передач. Совсем не понравилось. Обороты отключения CUT-OFF должны быть выше.
Вчера вечером выставил CUT-OFF = 2000/25 при 2000 оборотов для перехода на газ. Вот это другое дело! Двигатель вел себя великолепно.
Сегодня вечером выставил CUT-OFF = 1800/25, уменьшил до 1800 обороты перехода на газ и включил режим экономичной езды - подбор наилучших параметров продолжается.
"настройка и редуктора, и соответсвие обьему движка смесителя, это всё важно.
в идеале это когда редуктор и смеситель так настроены и подобраны что в их работу (на всех оборотах!) не нужно вмешиваться постоянной подстройкой дозатора (актуатора).
актуатором газомозг должен лишь слегка подправлять. то что сдвинулось изза поменявшейся погоды, забитости фильтра, качества газа, стиля езды.
а если ему придется постоянно исправлять нифига не настроеный редуктор, то он во-первых быстро запарится это делать и быстро износится сам актуатор, во-вторых он физически не способен так быстро реагировать тем актуатором туда-сюда его ганять, от одного края к другому.
тоесть чем больше ему приходится дёргаться тем больше будет расход и тупизм движка. ибо он попросту не успевает корректировать последствия резко нажимаемой педали газа и такие же быстрые скачки неадекватности выброса газа ненастроенного редуктора.
кстати актуатор как установлен в пространстве?
если моторчиком не вертикально вверх то ему и так придет довольно скорый капец."
Да нормально стоит актуатор -двигателем вверх. Я не думаю, что на ЗАЗе совсем дураки сидят.
Сделано аккуратно и с учетом необходимых требований, о которых читал и я (например трубка от актуатора до смесителя где-то сантиметров 15 - достаточно короткая, но ее длинна позволяет удобно ставить на ней хомуты).
А вот с первой частью не согласен. Актуатор ГБО выполняет не вспомогательную функцию, он все время в движении, он выполняет функцию форсунок, рулит газ по датчику кислорода и очень активно участвует в работе двигателя - повторяюсь, уже писал выше.
СБорисов - спасибо за участие, но по настройке ГБО 1-го поколения инет буквально забит информацией - я думаю что уже только из-за этого в ней так сложно найти зерно истины. Но рад бы найти толковую информацию по настройке эжекторного ГБО с ламбда контролем - но не смог- если Вы знаете и сообщите мне, где ее можно найти, буду благодарен. А то в большинстве общие фразы - наверное все хранят свои ноу-хау ( или надувают щеки, а сами толком тоже не понимают).
СБорисов
23.12.2011, 23:34
ДАк на каких врезках остановились, по 4 мм в каждую камеру? Заподлицо со стенкой?
Врезки заподлицо почти (выступают врезки только по дуге диффузоров), диаметр отверстий 3,5 мм, как уже писал: винты на дозаторе откручены полностью.
Таки да, согласен. Оборотами ХХ заведует ЭСУД при помощи РХХ. А при езде нажимая акселератор измененяем угол открытия заслонки и тем регулируем объем поступающего воздуха и значение ДПДЗ. А актуатор ГБО имеет две задачи: первая - увеличивать или уменьшать подачу газа отслеживая сигналы ДПДЗ, и вторая поддерживать оптимальный состав смеси по сигналам датчика кислорода.
Но мне до сих пор непонятно зачем в газовом контроллере есть такая штука, как дефолтное значение актуатора, которое контроллер старательно рассчитывает не знать по какому алгоритму и которое можно еще и зафиксировать? И где оно используется? немного не так.
газомозг не предназначен всё время регулировать подачу газа, а только её корректировать + ускорительный и cut off.
больше или меньше газа пропорционально количеству всасываемого воздуха дает сам редуктор. без помощи мозгов.
потому и так важно чтоб он вместе со смесителем были оптимально подобраны и настроены, и могли правильно работать самостоятельно, когда вместо актуатора стоит простой ручной дозатор с винтом. это ГБО-1.
а вот задача газомозга с актуатором вместо ручного дозатора, только, всегонавсего, подправлять количество газа. + функции ускорительно и cut off, да и то это всегонавсего эмуляция. это уже ГБО-2.
потому там и есть то дефолтное значение. включив галочку, газомозг переводится в режим без лямбдаконтроля.
только фиксированое значение количества шагов + функции ускорительно и cut off.
в этот же режим мозг и сам переходит если вдруг пропал или ещё нет сигнала от лямбды.
Когда был выставил CUT-OFF =1400/25 при выезде со стоянки несколько раз глох двигатель изза того что перед провалом сработал cut off, и загнал актуатор в почти закрытое состояние, а когда ты газнул, актуатор не успел так быстро преодолеть столько шагов от 25 к 80 чтоб открыть нормальный поток газа. вот и всё.
не стоит делать большую разницу между рабочим режимом и отсечкой, актуатор не будет успевать менять свое положение. и получаем провалы.
он выполняет функцию форсунок :)
ну .. хочешь так думать - наздоровье :)
просто что тогда в других моментах делаешь также ошибочные представления о работе. и сам себя запутываешь.
з.ы. для развития. у систем с форсунками (4-е пок.) редуктор иной. он форсункам выдает четко стабильное давление газа, (избыточное давление!). обычно 1 атм.
а в системах эжекторных (1-е и 2-е пок.) редуктор газ не дает пока его у него не соснуть. и дает он его пропорционально силе сосания. чем сильнее тем больше он газа в туже трубку влупит.
"немного не так.
газомозг не предназначен всё время регулировать подачу газа, а только её корректировать + ускорительный и cut off.
больше или меньше газа пропорционально количеству всасываемого воздуха дает сам редуктор. без помощи мозгов.
потому и так важно чтоб он вместе со смесителем были оптимально подобраны и настроены, и могли правильно работать самостоятельно, когда вместо актуатора стоит простой ручной дозатор с винтом. это ГБО-1.
а вот задача газомозга с актуатором вместо ручного дозатора, только, всегонавсего, подправлять количество газа. + функции ускорительно и cut off, да и то это всегонавсего эмуляция. это уже ГБО-2."
"ну .. хочешь так думать - наздоровье
просто что тогда в других моментах делаешь также ошибочные представления о работе. и сам себя запутываешь.
з.ы. для развития. у систем с форсунками (4-е пок.) редуктор иной. он форсункам выдает четко стабильное давление газа, (избыточное давление!). обычно 1 атм.
а в системах эжекторных (1-е и 2-е пок.) редуктор газ не дает пока его у него не соснуть. и дает он его пропорционально силе сосания. чем сильнее тем больше он газа в туже трубку влупит."
В большинстве , Вы наверное, правы.
"потому там и есть то дефолтное значение. включив галочку, газомозг переводится в режим без лямбдаконтроля. только фиксированое значение количества шагов + функции ускорительно и cut off. в этот же режим мозг и сам переходит если вдруг пропал или ещё нет сигнала от лямбды."
Смотрел при включеной галочке и не заметил разницы - контроллер все так же рулит по ламбде.
А вот во время, когда сигнал ламбды не используется (там по умолчанию выставленна задержка 5 секунд ) - может быть. Сейчас дефолтное значение у меня не зафиксировано, и контроллер- смотрел вчера - довел его до значения 82.
А насчет значения акуатора при срабатывании cut off - черт его знает, может и так, а может и нет.
В одном из материалов, которые удалось найти, рекомендуют значение на 5 единиц больше минимального значения, т. е. вданом случае 20+5- вот это значение и выставил. Смотрел, действительно контроллер при сбросе газа выставляет 25. Как я уже писал, при отключении cut off на 2000 оборотах машина прекрасно едет, никаких провалов не наблюдается на всех режимах.
Смотрел, в системах принудительного ХХ в карбюраторных машинах полностью отключают подачу бензина клапаном, и возобновляют при снижении оборотов до 1800 - а система ведь практически аналогичная.
Очень не хватает толкового мануала по настройке таких систем. Есть родной от Тартарини, переведенный на русский, но очень бестолковый, толи как таковой, то ли вследствие безграмотного перевода, да и еще заточенный под другую, ДОСовскую программу, которую не удалось состыковать с USBшным адаптером. Да и об таких "мелочах", как cut off там даже не упоминается.
Смотрел, в системах принудительного ХХ в карбюраторных машинах полностью отключают подачу бензина клапаном, и возобновляют при снижении оборотов до 1800 - а система ведь практически аналогичная.
разница только в том что у карбюратора CUTOFF, она же по нашему ЭПХХ (электронный принудительный холостой ход) отсекает только систему ХХ. при этом главная дозирующая система, та которая начинает работать как только ткрываем дросель, остается всегда рабочей. и прекращает свою деятельность сама, как только закрывается дросель.
там cut off отключает только систему холостого хода, и в отличие от актуатора, отключает и включает её моментально. всего навсего щелчек клапана.
при этом, как только мы снова нажмём газ заработает главная дозирующая, и то что там уже успел включится клапан ХХ или ещё не успел пофиг, главная система продолжила работать, а система холостого за то время пусть себе переключается.
в то время как актуатору нужно секунду-три чтоб преодалеть (80-25=55) аж 55 шагов.
причем, не забываем что актуатором отсекается вся система газа, а не только область ХХ как у карбюратора.
так что сравнивать их в скорости и принципах работы абсолютно неуместно.
просто что они выполняют похожую задачу. но каждый по своему в силу своей конструкции.
"в то время как актуатору нужно секунду-три чтоб преодалеть (80-25=55) аж 55 шагов. "
Это неверно. Скорость работы шагового двигателя достаточно высокая и может достигать 10000 шагов в секунду. А уж сдвиг на 55 шагов наверняка выполняется менее чем за 0,1 С (я по специальности радиоинженер и микроконтроллерами занимаюсь практически с времени их появления). Реально смотрел процесс сброса газа на компьютере - положение актуатора 25 появляется мгновенно. Сегодня ездил с значениями 1800/25 - замечаний нет, толко не знаю как с экономичностью хотя думаю, что выставленные параметры потребление газа не увеличат.
значит только у нас на Stage он такой медленный.
не факт что в актуаторе шаговый работает на максимально возможной физической скорости.
на экране оно может появляться мгновенно :)
Я думаю, что если бы там были единицы секунд, это было бы заметно по работе двигателя.
У Вас СТАГ? Вот нарыл:
Из инструкции "Система лямбда контроля STAG-50/100/150":
"- наблюдая за графиком показаний кислородного датчика с помощью осциллографа, необходимо
откорректировать выходное значение сжиженного нефтяного газа таким образом (для этого используется регулировочный винт, расположенным на регуляторе давления), чтобы шаговый двигатель работал в диапазоне 50 - 100 шагов (число оборотов в минуту при работе двигателя в режиме холостой ход).
- проверьте балансировку датчика при 3000 оборотах в минуту.
- если датчик показывает длительное время обратного хода, то для балансировки во время изменения параметра число оборотов в минуту, необходимо проверять жесткость мембраны редуктора и при необходимости провести ее корректировку, используя винт.
Примечание: если во время настройки редуктора не удается установить балансировку датчика при
высоком значении параметра число оборотов в минуту и происходит бедное смешивание, то это означает, что не работает должным образом смеситель системы редуктора, таким образом, перед началом настройки электронного оборудования необходимо настроить некоторые механические компоненты."
Здесь осциллограф - это окошечко в родной программе СТАГа показывающее работу датчика ламбды. В Тартарини - аналог - три квадратика, которые отображают три состояния датчика кислорода - бедная, нормальная и богатая. Дополнительных функций типа cut-off и т. д. в СТАГе не упоминаются.
Т. е. прихожу к выводу, что настраивать в системе с ламбда контролем практически нечего если оборудование исправно. А если неисправно - то надо ремонтировать.
СБорисов
25.12.2011, 00:18
Я думаю,
Уважаемый, рад что наши ряды пополнились еще одним умным человеком.
Читаю Ваши посты, чуть не плачу, в хорошем смысле этого слова.
Мне бы Вашей настойчивости и времени побольше.
Мое мнение: Плодотворность наших споров прекрасно отразится на нашем общем деле.
инструкции к Стагу на русском довольно поверхностно переведены. нужно читать оригинальные, на польском языке.
вот менюшка настроек моего Стага-100. тут видно и CUT-OFF и другие фишки. тут настраивается абсолютно ВСЁ :)
некоторые свернуты изза выключенности, как например Опция открытия.
правда это ещё старые мои настройки. из архива включил.
http://bestpics.ru/full/ddd-1-1.gif
Ну, известно, в споре рождается истина. Но еще лучше было-бы если бы ГБО комплектовались манулами, где это было-бы разжевано для людей, для которых регулировка ГБО не является профессией. А и делов-то, максимум страничка текста, но грамотно написаная.
СБорисов
25.12.2011, 10:57
Не дождетесь. Это и их хлеб.
Примечание: если во время настройки редуктора не удается установить балансировку датчика при
высоком значении параметра число оборотов в минуту и происходит бедное смешивание, то это означает, что не работает должным образом смеситель системы редуктора, таким образом, перед началом настройки электронного оборудования необходимо настроить некоторые механические компоненты."
Вот это и происходит если закрыть вторичку на карбе при врезках...
получилось довести до ума Тарантини? Можна подробнее о конечном результате
С системой ТЕС-99 не получилось ничего по следующей причине.
В процессе настроечных работ имел глупость конфигурировать систему при включеном двигателе ( чего, как оказалось делать нельзя), чем загнал ТЕС-99 в полный ступор, он погасил пульт переключения на газ и перестал откликаться на обмен с управляющей компьютерной прграммой. Никакими способами восстановить работу блока ТЕС-99 не удалось. Вот так итальянцы написали программу для контроллера - по-видимому при записи не корректной конфигурационной информации в EEPROM PIC16 программа блокирует все, в том числе и обмен с управляющей компьютерной программой.
Я тоже работаю в этой области техники, и если-бы я так писал программы - меня уже, наверное, турнули с работы. Смею утверждать, что программа для контроллера ТЕС99 написана бездарно. Обмен с компьютером это святое, если он блокируется - теряется возможность перегрузить ЕЕPROM дефолтными значениями и восстановить работу контроллера. Закрадывается мысль что это сделано специально.
Кстати компьютерная управляющая программа написана также на очень низком уровне - уровне школяра. При запуске ее на ноутбуке с разрешением экрана 1280х800 или на нетбуке с разрешением 1024х600 не видно половины устанавливаемых параметров.
В общем итальянцы зажрались и поставляют откровенную халтуру.
Пошерстил интернет - как оказалось я не один попался на этой особенности газового контроллера к самоликвидации. Хотя в инструкции Тартарини об этом ни слова.
Написал в поддержку фирмы В.R.С. которая и делает эту электронику для Тартарини.
Вот запрос:
Hello from Ukraine!
On my car installed control Tartarini TEC99 evolution.
After trying to load a configuration from the computer system when the engine lost a connection to TEC99 and ceased to glow switch fuel gas.
The documentation for TEC99 never indicated that to load the configuration with the engine running is prohibited.
As far as I know, such problems have arisen in Ukraine is not just me.
The system became fully operational.
What can I do?
Вот ответ:
Hello,
It's normal that when you load a configuration when the engine running , the tec99 lost a connection to the engine and swich in petrol mode , because the software write in the ecu ,
but the ecu is busy to work for gas . Why do you load a configuration when the engine running ?
I'am sorry , For the documentation for TEC99 you can ask to Tartarini because i'am not in the position to help you .
Best regards
Andrea Lusuardi
Technical Assistance
AEB Technologies
Ph.: +39 0522 494414
Fax: +39 0522 494410
Skype: lusuardi.andrea
Web: www.aeb-tech.com
Кому лень переводить: А зачем вы загружаете конфигурацию при включенном двигателе? Это нормально, что ТЕС99 загнулся. А что в инструкции не указано, что этого делать нельзя - так по этому поводу обращайтесь к Тартарини, а мы вам помочь ничем не можем.
В общем по Райкину - пуговицы пришиты прочно? и т. д.
Ситуация с оборудованием Тартарини осложняется еще и тем, что оно очень мало распространено в Украине - если в столице и в основных промышленных центрах еще можно найти специалистов и оборудование то на переферии этого практически нигде нет и полностью отсутствует не только гарантийное, а и вообще какое-либо обслуживание. Об Укравто я вообще не хочу говорить - это самый последний сервис который есть на Украине - они мне больше 4 месяцев компастировали мозги - я туда больше ни ногой.
Попытался купить контроллер в ООО Коркос (они поставляют это оборудование ЗАЗу).
Да, можно заказать, месяца через три привезут, затребовали 96 евро за сам контроллер. Счел что это очень дорого.
Больше контроллер купить негде - Коркос монополист по Тартарини.
В результате купил систему ламбда контроля СТАГ-100 (575 грн) и заменил контроллер ТЕС99 на контроллер СТАГ100. Проблем при замене особых не возникло. Разъемы различаются по количеству контактов и разводке, но однотипные. Поэтому просто повынимал все контакты с проводами с колодки разъема СТАГа и вставил в нее контакты с разъема ТЕС99. Дополнительно вкрутил в редуктор и подключил датчик температуры редуктора (в Тартарини его не было). Кроме того при подключении пульта переключения бензин/газ были сложности из-за того что в СТАГе необходимо подключить 5 проводов, а в кабеле Тартарини только 4 провода. Пришлось использовать массу автомобиля вместо 5-го провода -12 В чтобы не тянуть еще один провод в салон из под капота.
Да, не знаю где в Сенсе SX установлен отдельный датчик ламбда для газа, но это так.
На контроллер заводится только провод от датчика ламбда (фиолетовый провод), а серого провода к бензиновым мозгам от эмулятора ламбда в жгуте не было. А я ездил с отключенным разъемом ТЕС99 и удивлялся, что не загорается чек...
В результате замены получил резервный аттуатор. Родной аттуатор Тартарини не снимал - единственная между ними разница - сопротивление обмоток шагового двигателя: В Тартарини 40 Ом, а в СТАГа - 50 Ом. После изучения микросхемы драйвера двигателя, установленного в СТАГе счел это различие не существенным.
Сейчас все работает нормально, пытаюсь разобраться в настройках и в потреблении газа.
СБорисов
05.04.2012, 20:27
Даа.. знакомо до боли.
AlexTrump
10.07.2015, 22:06
Здравствуйте! Помогите найти оптимальные настройки Sens 2007г. 3-е поколение?
Сейчас выставил с 1-го скрина из сообщения #8 все также, но сомневаюсь в первых двух параметрах, со 2-го откл. Default value locked и Overboost option, также выставил Maximum actuator position = 150, на 3-ем скрине поставил 1800\50 и галочку "Економная езда"...
vBulletin® v3.8.6, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot