![]() |
"Умный" реле-регулятор ТОРН
Хотелось бы услышать мнения и отзывы купивших сие чудо аккумуляторного долголетия
http://adam-ae.narod.ru/torn_.htm Сулит оно много чего, поэтому... |
Вложений: 1
Я уже несколько раз тут говорил, что установил ТОРН-53 этим летом.
Про долголетие аккумулятора не берусь судить, но всё остальное, о чём пишет Адамчук - налицо. Сейчас по показометру видно, что зарядное напряжение выше, чем было летом. На ХХ просадки нет, пока не заработает вентилятор на радиаторе, а нагрузку "печка+подогрев стекла+ближний свет" штатный 55А генератор держит. Летом, когда опасался, что в пробках всё-таки возможен перезаряд из-за длительно отпущенной педали акселератора, подключал вход "Коррекция-" к обмотке пневмоэлектроклапана ЭПХХ. На ХХ искуственного повышения напряжения не делал, только на время ПХХ. Сейчас подключил вход "Коррекция-" к микропереключателю на оси ДЗ-1, на ХХ напряжение повышается. Были и глюки. Если подключить ТОРН-5x нормально, без рэле, которое Адамчук стал рекомендовать недавно, заметите, что КЛ мигает при включенном зажигании, но остановленном двигателе. Причина мной выяснена, Адамчуку предложена схема доработки, приводящая поведение КЛ в полное соответствие с описанием. Второй глюк неприятнее (двигатель не заглушить выключением зажигания), но проще вылечить - или предотвратить при установке ТОРНа: в щёточный узел, при его доработке (выкусывании "таблетки"), устанавливается демпферный диод VD2 (см. схему), а с обратной стороны печатной платы ТОРНа - отпаивается лишний диод. И об этом Адамчуку тоже сообщено. Видимо - подавляющее большинство ТОРНов устанавливалось все эти годы на "копейки" с генератором Г-222, где обмотка возбуждения запитывается от аккумулятора, а не от дополнительной секции диодов, как в современных схемах. Но я полностью доволен - и в машине поковырялся, и ТОРН поулучшал, и результат отличный! Тьюнинг!!! :) Из ТОРН-53 можно сделать ТОРН-57К1, чтобы разгружать двигатель при разгонах. Сейчас я ваяю блок для МПСЗ-ZH, чтобы отключать генератор при расходах воздуха (нагрузке на двигатель), выше ~10. Это же можно получить и простой установкой дополнительного микропереключателя, срабатывающего при 60% нажатии на акселератор. В общем и целом - прусь, как слон! :) |
babuby
в общем и целом - интересно. хотя 180 грн за него немного жаба давит, но экономия на АКБ и нервах весьма кстати. плюс пересылка из России...:evil: |
Адамчук их упаковывает в небольшие конверты, во всяком случае мне пришёл маленький пакетик.
Не думаю, что будут трудности с пересылкой на Украину. Может быть имеет смысл немного подождать, чтобы Адамчук внёс исправления в печатную плату (сейчас маркировка v0.2), чтобы самому ничего не паять. |
Вложений: 1
Цитата:
|
Vadim_Viktorovich
спасибо, но мороки много, как по мне. если бы был макет платы и импортная элементная база - можно было бы повторить. |
Цитата:
|
Цитата:
И еще - если есть сомнения что ОУ 153уд2 можно заменить на шото импортное - следует их отбросить :) И еще, электролиты надо бы поменять на неелектролиты. Будет оно побольше немного, но зато не потечет в мороз/жару. ПС. "Радио", думаю, имеет пачку схем, на новой ЭБ. |
Можно на СМД базу перевести но возни не мало ......хотя для специалиста на пару часов работы ...
|
Цитата:
Вот бы умельцы Слава или Кварц взялись бы за изготовление! Было бы здорово. Думаю приобрел бы... |
Цитата:
|
Если у вас древние генераторы,с шоколадкой-одно дело,но и там выход есть,если новые-купите хоть ВТН с отдельным проводником на выходную клемму.Не навешивайте много всяких умностей,в один прекрасный момент авта от большого ума и ехать не захочет.
|
+1 нах навешивать разный сомнительный бред , ненравится те как работает тавро генератор поменяй на другой от какойто иномарки и будет тебе щастье и никаких головняков с зарядкой и АКБ увеличит жизнь :D .
ЗЫ: перед новым годом ставил другу на тавр генератор от старого митсубиси галант 80А ,так вот терь у него по утрам машина норм заводится и на холостых норм с зарядкой при полной нагрузке ниже 14в непадает , ездит довольный что ппц ,хотя грешил что АКБ очень плохой утром плохо заводил, и на холостых свет жолтым становился и подмаргивал.И это лудше микросхем на плохом генераторе. |
Цитата:
|
80А (только не совковского автопрома) при 700-800 оборотах безнапряга вытаскивает 70А .И эти даные взяты не из пальца а с практики и показаний стенда для проверки генераторов .Я вот непойму кто сказал что генератор выдает вернее может вытянуть макс нагрузку только 2000-2500 оборотов да бред .
ЗЫ некому нече непытаюсь навязывать , но эти переделки и непонятные усовершенствования чет я недоганяю . |
На холостых оборотах включите нагрузку дальний и свет+печку и посмотрите как поведет себя напряжение ... тоже самое проделайте на 2500 об\мин и посмотрите на напряжение... или я не прав? С ув Витала
|
Вложений: 1
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
:)
Ну-ну! В добрый путь! На ГТ-906, или любом другом биполярном, получить минимальные потери (то есть, падение напряжения не более 0.15V) - флаг вам в руки... А всё остальное - в ТОРН и выльется. Только не по этой схеме из прошлого тысячелетия... |
А зачем гнаться за минимальными потерями? Нормальный РН работает в релейном,а не линейном режиме.К тому же,на германиевом таки падает меньше.Раритет-правда.
|
Как дипломированный инженер вам говорю: ни на каком биполярном транзисторе, тем более старинном, вы не получите столь малое напряжение Uce в открытом состоянии, какое легко обеспечивают современные ключи на полевых транзисторах.
Зачем малые потери?! Чтобы
Не страдайте ерундой. Не хотите покупать ТОРН-5x - в интернете есть схема одной из предыдущих моделей (ТОРН 33.3702-32), паяйте её. |
Ну,я тоже-эндокринолог...(с)
Как тогда вы не понимаете,что максимальный ток ограничивается не этим химерным падением,а сопротивлением всей цепи- 2 щетки,ОВ,переходное сопротивление.При сопротивлении большинства ОВ около 3 Ом вы все равно не получите 5 ампер,а вот насыщение-точно наступит,а там-повышай,не повышай... |
Ну и зачем к этой куче источников потерь добавлять ещё и гораздо более высокое (по сравнению с остальными) сопротивление древнего транзистора?!
|
И тема незаметно переехала...
У германиевого падение всегда меньше,чем у кремниевого.Тем не менее и этот на мизерной подложке не сильно страдает.Частота переключения в штатном РН какая? Изначально базар был о чем? |
RE биполярные "кремний vs германий":
"1: Не люблю грузин. Грузины хуже, чем армяне! 2: Чем они хуже? 1: Чем армяне!" А надо - "полевые vs биполярные". Тема началась вопросом к пользователям ТОРНов. Я, как один из них, рассказал, почему считаю ТОРН-5x настоящим регулятором напряжения, стОящей покупкой. Лет через пять~семь сможем обсудить, сбылись ли обещания о долголетии аккумулятора. Но и сейчас разницу со старой "таблеткой" видно по всем параметрам. С "таблеткой" и напряжение сильно плавало, и аккумулятор был всё время недозаряжен (судя по плотности электролита). Прошлой зимой в -30°C отсутствие блокировки генератора при пуске стартёром ощущалось. Может быть у нас разные подходы к теме владения автомобилем. Лично мне он нужен поковыряться (60%) и покататься (40%). Для забавы, одним словом. Нахожу забаву и в ТОРН-53: Адамчук выбрал высоковатую, на мой взгяд, температуру отключения стартовой коррекции зарядного напряжения. На моём экземпляре, с моим ДТОЖ ТМ-106, она получилась около (я подозреваю) 80°C, далеко за открытием термостата, почти перед самым срабатыванием "карлссона". Летом в пробках - всё в порядке, сейчас - стартовая коррекция отключается редко (картонку в решётку радиатора не ставлю, стрелка "показометра" ТОЖ всё время на границе белого и зелёного секторов). Срисовал схему ТОРН-53, выяснил, номиналы каких резисторов надо изменить, чтобы порог стал ~60°C. Каникулы кончатся - перепаяю. Обо всех доработках и улучшениях сообщаю Адамчуку, он обещает учесть при выпуске следующего поколения ТОРНов. Итог: я - доволен! И ТОРНом, и жизнью, и вообще!... :) |
Цитата:
Гы-гы-гы! Почитал описание - хвалёному германиевому транзистору требуется такой большой радиатор, что не в каждую машину поместится! В моторный отсек "Запорожца", например, не влезет! Я плакалЪ! :D |
Кстати, похоже, именно это изделие и вдохновило Адамчука в своё время...
Уж больно похожи некоторые пассажи в тексте. И в заключение: использовать операционные усилители в качестве компараторов - моветон. |
Цитата:
И мне не важно германиевый там транзистор или кремниевый. |
Было время, каждый радиолюбитель-автовладелец считал себя обязанным сваять схему регулятора напряжения. В журнале "Радио" их раз в пару месяцев публиковали, а всякие "радиолюбители/врл" пестрели ими по пять схем в номере...
:) |
Вложений: 1
Схема регулятора на современный лад \под СМДможно\... выложена для критики...
|
Вложений: 1
Такая схема отработала 8 лет до продажи Таврии:
|
Цитата:
|
Витала,если бы вы,и кто еще из моих оппонентов внимательно посмотрел старую добрую схему Я112В,то увидел бы там нечто подобное- разнесение точек питания,а о простой доработке 121.3702 и т.п. уже писал,но вам же подавай СМД и ПЛД,а не массовые и простые варианты.
Кроме начитанности,дипломирован ости и знания чистой науки не мешает иметь и практику.А практика,многолетняя,показ ывает,что есть транзисторы,которые при перегрузках сгорают до бесконечного сопротивления,а некоторые-до короткого.И первый транзистор в РН не угробит АКБ,а второй может.Аналогично и в УНЧ. |
Массовые и простые варианты продаются в промышленном исполнении НА КАЖДОМ УГЛУ. Чем они вас не устраивают?
|
Цитата:
|
Простой термокомпенсированный регулятор напряжения
|
Цитата:
|
ТОРН
На схеме оригинала приведены мои доработки - замена супрессора параметрическим стабилизатором и драйвер ключа. Далее штатная схема включения и мой вариант мотажа вместо таблетки. (с)
http://radikal.ru/F/s45.radikal.ru/i...05ceb.jpg.html |
Цитата:
Никогда не слушад про кра подход основанный на данном свойстве транзисторов. Кук - это наука двинулась вперед или я, - назад? (с) "только советский чеовек матюкается на красивый закат ..." |
.А практика,многолетняя,показ ывает,что есть транзисторы,которые при перегрузках сгорают до бесконечного сопротивления,а некоторые-до короткого.И первый транзистор в РН не угробит АКБ,а второй может.Аналогично и в УНЧ.[/QUOTE]
По этому по сей день в Классческом регуляторе напряжения\ 37 02 хх \стоит тоненькая проволочка \предохранитель\ ... |
А вы попробуйте получить практику-купите десяток 837-х, убейте и увидите.
Витала,уточните тип.Такой маркировки РН нет,есть ххх.3702,где 3702- типовая подгруппа "регуляторы,реле-регуляторы" К тому же,далеко не все производители делают этот предохранитель. |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
babuby
не оверпостите - нехорошо это. разве трудно отредактировать готовое? |
Согласен, больше не буду.
Но возмущает же! Выкапывают схемы прошлого тысячелетия, и бессмысленно рассуждают, как оно сгорит, и почему оно сгорит лучше чем ТОРН... |
Если в РН таврогенератора супрессор ставится,пора ноги уносить с этого конвульсиума квазинаучного...
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Я имею в виду стоимость самих радиодеталей достаточно низкая. Если ставить его для защиты цепи - то наверно оправданно, так думаю.
|
Цитата:
Я же делал немного другую схему, попроще http://vksn.narod.ru/auto/r194rr.html Но пришлось подбирать стабилитрон VD1 чтобы с отключеным датчиком из цепочки диодов напряжение не превышало 15 вольт. Ну и количество диодов датчика зависит от их типа, на 1 может быть больше или меньше. Цитата:
|
Цитата:
|
Сейчас перепаял резисторы в делителе, чтобы понизить порог отключения стартовой термокоррекции - порог стал в конце 2/3 белого сектора показометра ТОЖ.
Новые номиналы:
|
ТОРН
ТОРН для Украины будет стоить 33УЕ - 1000 российский рублей с пересылкой.
Если бы заказать несколько... Или бы кто-то смышленный мог бы сделать аналог - тут, на Украине |
Советую чуть-чуть подождать с заказами - Адамчук сейчас занят доработкой пятого поколения по результатам использования ТОРН-5x в современных машинах (до этого основная масса его покупателей была на "копейках").
Все мои замечания (см. выше) будут учтены. Кстати, он просил давать отзывы по ТОРНам - и от нынешних пользователей, и от потенциальных. Спишитесь с ним. |
Цитата:
|
Текущее время: 23:04. Часовой пояс GMT +3. |
Перевод: zCarot Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.