![]() |
Поездка на БТА. Приехали. Отчет.
Камрады.
Ориентировочно на 1 июня планирую поездку на БТА (Большой Альт-Азимутальный Телескоп) что на Кавказе в Карачаево-Черкессии. (и, заодно "спуститься" вниз, к морю ) "В нижнем Архызе расположен Академгородок поселка Буково. Это, так называемая, астрономическая столица России - САО РАН (Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук), где находится БТА – крупнейший в Евразии оптический телескоп с диаметром зеркала 6 метров! Телескоп находится в 17 км от Академгородка на высоте 2100 метров над уровнем моря в зоне альпийских лугов на склонах горы Пастухова. «Око» планеты установлено в башне высотой 53 метра и диаметром 44 метра. Оптическое зеркало БТА, собирающее в миллион раз больше света, чем человеческий глаз, в сочетании с регистрирующей аппаратурой, чувствительной даже к единичным квантам света, позволяет обнаруживать и изучать предельно слабые и далёкие объекты Вселенной. На окраине Зеленчукской расположено строение в виде огромной чаши, вроде стадиона – это РАТАН-600 – Радиотелескоп Академии Наук, образно говоря, радио-окно во Вселенную. Основную кольцевую антенну составляют 895 алюминиевых щитов, совмещённых с высокой точностью. Диаметр антенны — 600 метров. На РАТАН-600 изучается радиоизлучение Солнца, звёзд, туманностей, далёких галактик. В своём классе антенн он до сих пор является непревзойдённым. Всего в двух километрах от Буково находится археологический музей-заповедник. Это древнее городище – развалины города Магас. В нём развернута широкая экспозиция «Алания на Великом Шёлковом пути», которая рассказывает об аланах, знакомит с давно забытыми событиями, в своё время потрясшими мир и изменившими историю стран Европы и Азии." Планирую ехать на своей машине. Ориентировочно расстояние (всё в одну сторону) -1500 км. Ориентировочно затраты бензина - 800 грн. Ориентировочно время в пути - 2 дня. Ориентировочно планирую вписаться в 9 дней. (по дороге могут быть очень интересные места которые стОит посмотреть/снять) Гостиница на месте (рядом с телескопами) http://www.dombayinfo.ru/hotels_arkh...otel_andromeda Кому интересно-присоединяйтесь. З.Ы. почитайте вот это. http://www.top-water.ru/articles/arhizfacts.php |
Re: Поездка на БТА
Хитман, я точно не знаю, что за обстановка в регионе... Не страшно?
А общие затраты не подсчитывал? Во сколько поездка обойдеться? |
Re: Поездка на БТА
Чукча не читатель? :-D
Или просуммировать вышенаписанное сложно? Обстановка там нормальная. Это-"научный регион", территория РФ, курортные места. Я ж ссылки дал. |
Re: Re: Поездка на БТА
Не читал)
|
Re: Поездка на БТА
Бывал в тех краях, правда пешком.
Карачаево-Черкессия - немного неадекватная республика в плане мирного населения. Будь готов к: 1. КП на дорогах как на границе, с автоматами, колючкой и жадными шаишниками. 2. Летчикам-неадекватам на шестерках (местные джигиты). 3. Лежачей скотине (коровы, кони) прям посреди дороги - они так типа лечятся от укусов. А так вроде как везде. В Архызе очень вкусный айран (натураль), минералка и блюда нац кухни. А так вообще там тихо. Этот район куда собираешся ехать случаем не охраняется погранцами? А то без спец пропуска не пустят.- Вспомнил, не охраняется! И уточни про регистрацию, у нас был прицендент в позапрошлом году в Пятигорске. Вместо регистрации подошел тот самый дозвил от погранцев. Вспомнил еще одно: там есть место, по долине если ехать наз "Ледниковая ферма". Можно доехать авто, дорога правда грунтовка. Но вид там - просто потрясный. Ты вроде как в котловане, а напротив тебя языки ледников вместе с водопадиками (от сезона зависит). Если интересно могу более детально, где-то даже карта Архыза лежит. |
Re: Поездка на БТА
Ну что, кто смелый? :D
На самом деле путешествие не сильно накладное. После посещения БТА мы планируем спуститься "вниз" и пару дней позагорать/покупаться. Так что "приятное с полезным" |
Re: Поездка на БТА
Я ездил с Москвы туда(машина была еще на украинских номерах), по дороге никаких проблем, как только вьхали в карачаево черкескую республику начался ппц, гайцы разводят как могут, если бы не знакомые в москве то и розвели бы по полной им там всем тупо на всех покуй, так что будьте бдительны.
ГАИ катаются на машинах без синих номеров и каких либо мигалок, я там вообще ниодной машины с синими номерами и магалками невидел зато гаишников докуя, могут ехать за тобой потом тупо с окна палка и типа прошу остановится и поехало....скорость привисил....обогнал нетам.....забираем права и бла бла бла...Причем ехать за тобой такая машина может долго и чуть что сразу разводят....от так вот, причем пасут в основном Москву, МО, и иностранцев, ближние регионы нетрогают, доказать кому либо там что ты неверблюд бесполезно...только через москву....ну может еще ближайшие области я хз :) Для себя зделал вывод что отдавать им в руки документы это пиши пропало, и советую ознакомится с правами иностранного гражданина на територии РФ, а именно про лишение ВУ. Удачи. З.Ы.Хотя места там очень и очень зачетные. |
Re: Поездка на БТА
Я обязательно вернусь на БТА.
Нет, не так. Я однозначно вернусь на БТА и я однозначно больше не поеду отдыхать в Крым. Но обо всём по порядку. Мы прошли 4 тысячи километров. Истратив 256 литров бензина. Средний расход составил 6,4 л/км. Что действительно оказалось нужно в дороге? 1. Навигатор! Со свежими картами! Это обязательно. (без него вы просто не найдёте дорогу среди горных посёлков Карачаево-Черкесии и не каждый местный житель сможет вам хоть что-то объяснить) Запаситесь парочкой программ и картами. Одна программа, например, хорошо «вела» нас практически всё время, но, увы, напрочь ничего не знала о Карачаево-Черкесии (несмотря на свежие карты), другая обладала отменными подробными картами, но «вести» не умела абсолютно, путалась в дороге и прокладывала неверные маршруты. 2. Деньги. Вам понадобятся русские рубли и позаботиться об этом нужно именно на Украине. Почему на Украине? Потому, что в России вы украинские гривны попросту нигде не поменяете. Ни в банках, ни в обменниках (коих очень мало), а если где чудом обмен и найдёте - менять точно не захотите. Курс больше похож на насмешку. Пример «из жизни». На украинской границе за 1000 грн. вы можете купить около 5000 руб, а через 100 метров, на российской границе, за те же 1000 грн. вы уже и 3000 руб. не получите. Никогда не видел, чтоб 100 метров стоили более 2000 рублей. (100 долларов = 3000 рублей). А дальше поменять деньги просто негде. Только доллары или евро. Причем курс менее выгоден чем в Украине. Кстати, в России есть российские отделения ПриватБанка, но «знаться» с гривней они напрочь не хотят. У нас возникла такая ситуация. Всевозможные страховки и разрешения начинали действовать с 0 часов 31-го числа, и мы спешили успеть пересечь границу к полуночи, чтоб не терять потом драгоценного времени. Спешили так, что не поменяли деньги в Украине. Прошли оба погранперехода и только тогда «очнулись». Денег-то нет. Только долларов немного. Пошел я в российский обменный пункт, что на таможне находится. Посмотрел на курс…, женщина в кассе посмотрела на меня… Спасибо, пограничники российские подсказали: «Иди назад, в Украину по «пешеходному талону», там меняй и снова в Россию.» Я оставляю машину за пунктом пропуска в России, сам беру эту карточку и вперед «назад в Украину». Время – час ночи. Быстренько прохожу полосу между странами. Темно «в Украине», ни фонаря перед въездом, вообще ничего. И тут, откуда ни возьмись, из темноты вырастает пограничник наш, размером с Валуева, молча встает передо мной. Точно никто не пройдет незамеченным. Объясняю ситуацию и иду в обменник, а там только 15 т. рублей. Мало. Останавливаю легковушки и дальнобой, меняю еще 5 тыс. Больше никто не может (народу почти нет на переходе в 2 ночи). Времени больше нет - надо возвращаться. Улыбнули российские таможенники. Подаю документы, а мне из окошка: «Ты ж час назад проезжал! Куда машину дел??? И зачем опять идешь?». Пришлось объяснять. В окошке как курс услышали-сами глаза округлили, оформили быстро и дороги счастливой пожелали. 3. Жидкость для омывания стёкол. Израсходовано литров 8. Вода не пойдет – не смывает тонны мошек, что по дороге набиваются. Для особых случаев – “OWAD” специальная жидкость от мошек. (ушла половина флакона) 4. Пару подушек и одеяло. На длинных перегонах негде остановиться переночевать, а с такой экипировкой два-три часа поспать в машине вполне можно. 5. Лампочки головного света. У меня перегорели обе (НЕ заводские, ОСРАМ, года не прослужили). В тех краях куда мы направляемся ближний свет должен быть включен постоянно. Иначе – штраф. Лампочки купил в тамошнем автомагазине. Светят точно так же как стоявший ОСРАМ, только вот стоят (если перевести на гривны) по 13 грн. 6. 6 литров обычной питьевой воды. Умыться, помидорку-агуречку помыть, на лобовое и заднее поплескать чтоб песок смыть (иначе дворники его как наждачкой растирают )и т.д. Часть 1. Дорога. Мы выехали из Киева в 4 часа утра. И выспались, и не жарко, и день весь впереди. Навигатор (отдельное ему спасибо) сэкономил нам около 200 км пути до границы. Повёл не основной, но весьма неплохой и живописной дорогой. Странновато было наматывать десятки километров и не встретить ни одной машины. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84706414.jpg http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84706413.jpg http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84706410.jpg Тут всё знакомо. Просто едешь и глазеешь по сторонам. Только цифры на одометре радостно перепрыгивают – говорят, что БТА становится всё ближе и ближе. Ближе к границе началась «пустынь». Дорога и больше ничего. Неуютно немного: вечер, вокруг полнейшая пустота и только дорожное полотно без границ и разметки. Сами таможенное/пограничные процедуры прошли достаточно быстро. Задержал лишь «обменный вопрос». Далее – опять дорога. Вот только теперь (в России) всё круто поменялось. Первое о чём надо сказать – одной «бедой» в России стало меньше. Дороги-сказка. Как выедешь из пункта пропуска – час на изумление, а потом ты просто забываешь понятие «дорога». Ты её (дорогу) перестаёшь замечать. И только въехав снова в Украину ты вспомнишь, что у тебя иногда может звякнуть замок задней двери и «скребет» пресловутый песок под пластиком лобового. На всем нашем пути (без исключения) дороги были в отличном состоянии, с хорошей и яркой разметкой, а если где и встречались заплатки, то заметить их можно было только глазом, колесо их не чувствовало. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84706416.jpg Единственное что напрягало поначалу – перегруженность дорожными знаками. Их стоит раза в три больше чем у нас и соблюдать их надо безукоризненно. ПДД в России – это отдельная тема. Несмотря на общее в целом хорошее отношение к украинцам в России, это не относится к российским ГИБДД. Если вы увидите патруль или пост – будьте уверены, вас остановят и проверят всё что могут. Соблюдение ПДД должно быть безукоризненным, иначе штраф (точнее взятка). Говоря «безукоризненное» я имею в виду «абсолютное, до последней буквы». Первый раз меня «привлекли к ответственности» за то, что переехал воображаемую линию знака «стоп-контроль» на 30 см. Причем «ответственность» начинается с 1000 рублей, но торгуется до 200. Второй раз – за движение по левой полосе при свободной правой. При этом в обоих направлениях по две полосы, каждая позволяет движение прямо и ни одной машины в радиусе видимости в обоих направлениях. Объяснять, что-то бесполезно и вредно. Вы не у себя дома. Дальше схема стандартная: начинаем с 1000 и доходим до 200-150 р. Третий раз : «Слишком медленно перестроились в левую полосу перед КПП. Но ведь это же не нарушение!? Все равно…, а вы хотите еще и нарушить что-то? Ясно. Сколько? Тыщща. Неа. Ну, пиццот. Неа. Триста и точка. Неа, двести. Ладно… А вам рассказать как дальше ехать? Вы дорогу знаете? Спасибо, у меня навигатор стоит.» Кстати, навигатор серьезно облегчает жизнь в России тем, что предупреждает о стационарных камерах и КПП. Не дай Бог поймают действительно за нарушение… страшно подумать. Насчет КПП. Тут тоже всё очень серьезно. На КАЖДОМ въезде и выезде из любого города, а так же на границах областей стоят КПП. Но не те к которым мы привыкли. Там милицейские КПП больше похожи на въезд в секретный объект. Знаки заставляют снижать скорость до 20 кмч, полосы сужаются в одну, и на КПП ты въезжаешь как в загон – по обоим сторонам машины железный отбойник с небольшим разрезом чтоб мог подойти человек. Знак «стоп-контроль» и светофор. Милиция везде вооружена короткими автоматами, камерами наблюдения и армейскими стационарными биноклями, чтоб видеть дорогу километров на 10. На кажом КПП (на полосе) яма с песком – там какая-то приспособа для «принудительной остановки ТС». Без проверки никто не проезжает. К слову сказать российские водители много более дисциплинированы на дороге. Правила соблюдают «от-и-до» ибо милиции много и «наказывают» нещадно. За всю дорогу я только три раза увидел как «местный» пересекает сплошную. И еще одно наблюдение: патрули ГИБДД не стоят «зевая» в одиночестве, они постоянно кого-то проверяют или «жучат». Не скучают короче. Есть там и такая шутка (меня местные особо предупредили) перед вам может ехать какая-то задрипаная машинка и всячески вынуждать обогнать ее пересекая сплошную или на знак «обгон запрещен». Она будет тянуться километров 20 в час, рыскать по всей полосе типа «пьяный водитель», но как только ты нарушишь хоть что-то за поворотом нарисуется ГИБДД, а из подъехавшей «задрипашки» выйдет гаец в гражданке и… ну, финал ясен. Мне лично попалось такое уже практически на выезде из России. Старенькая «Ока» сперва долго тащилась километров 40 в час, а потом мигая аварийкой остановилась прямо на дороге. Одна полоса, обгон запрещен. Я останавливаюсь за ней, за мной так же спокойно! останавливаются другие машины, никто не обгоняет и не сигналит. Жду. «Ока» стоит и моргает. Жду. Наконец там опускается стекло и водитель кричит мне: «Объезжай, чего встал!» Я ему в ответ говорю: «Убери машину на обочину – объеду». Он молча заводится и отъезжает на обочину. Весь «пелетон» мирно продолжает движение. Я в шоке. Устойчивом. Где-то недалеко от Майкопа я понимаю что ехать дальше просто не могу. Пройдено около 1200 км. За рулем уже часов 20 с перерывом на один обед, проход границы и остановкой на кофе. Сворачиваю подальше от дороги и мы ложимся спать в машине. Засыпаем моментально ибо устали очень, а будильник даёт нам только 3 часа на отдых. Как всегда-жалеем время. После предательского пиликанья я даю себе еще час – не выспался, а впереди еще около 600 км по горам. Въезд в Карачаево-Черкесию ознаменовался табличкой, пустотой, КПП и взяткой в 200р. (за полосы, см.выше). Дальше началось «движение по приборам» и новая наука – «заправляйся где можешь до отстрела». Ибо можно проехать километров 300 и не увидеть ни одной заправки. Или одну, но на ней только 76-й? и ДТ. Дорога полого, но неуклонно идет вверх. Через стекло начинает припекать горное солнце. Кондиционер не спасает - в машине холодно, а лицо и руки печёт. Вырубаем кондей, открываем окна и только с набегающим ветром становится хорошо. Опосля понимаем, что надо было сразу намазать руки кремом от загара – потом было бы легче. iGO8 в навигаторе совсем «потерялся» (Карачаево-Черкесии у него нет), пришлось переключиться на NaviTel. Эта программа картами вооружена «до зубов», но вести не умеет. Может глюк какой у нее. С горем пополам двигаемся через аулы и длинные ровные перегоны в горах. Едем всё выше и выше и ехать нам еще долго. Начинается «горная» погода. Яркое солнце может в секунду смениться дождем, а тот, в свою очередь, резко перейти в ветер. Совершенно меняются запахи. Нельзя передать как пахнут равнины в горах Карачаево-Черкесии! Это неповторимый и ни с чем не сравнимый аромат. Тебе хочется вдохнуть его как можно бльше…, но не получается - навигатор показывает, что мы уже на отметке 700 м. над уровнем моря. Воздуха становится меньше. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84706422.jpg http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84706423.jpg Даю газ, двигатель тянет как и раньше, значит кислорода ему пока что хватает. Уткнувшись глазами в навигатор продолжаем ехать дальше. Горы становятся всё выше и выше, аулы пробегают за стеклами и поражают закиснувшим в них временем. Вроде и не так уж грязно, но очень неуютно и, простите, воняет. Везде. Всем чем попало. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84706418.jpg Зато выезд из аула подобен обонятельному контрастному душу. Запахи «всего-чего-попало» резко сменяются ароматом цветущих горных равнин и чем-то неуловимым, но очень приятным. Каждый кто хоть раз там побывал с закрытыми глазами сможет узнать эти места. Этот «обонятельный рай» запомнится навсегда. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84706420.jpg Я понимаю, что мы уже близко. Горы стали большими, тучки плывут слишком низко, расстояния уже не угадываются да и навигатор говорит что «таки недалеко». Мы начинаем соревнование «кто первый увидит БТА». Всматриваемся в горы. Километры улетают из под колёс. Но самого большого в Евразии инструмента, самого большого телескопа в мире по своей конструкции пока что не видно. Мы даже не знаем куда смотреть! Просто обшариваем глазами горные вершины. Заезжаем в очередной аул… Совершенно неожиданно слева от меня, из-за поворота, выплывает громаднейшая конструкция антенного поля радиотелескопа РАТАН-600. Множество сегментов отражательных панелей пробегают сотню-другую метров и прячутся в деревьях. Это было настолько неожиданно, что я даже не успел обрадоваться – до БТА осталось 25 километров… по горизонтали. Мы в станице Зеленчукской. Продолжение следует... |
Re: Поездка на БТА
Абалдеть!!!!
Т.е. ты всетаки поехал сам и никто компанию не составил... |
Re: Поездка на БТА
фотки жир
давай продолжение |
Re: Re: Поездка на БТА
молодцы
истекаю слюной жалко что у нас с вами не получилось |
Re: Re: Re: Поездка на БТА
Действительно очень увлекательно!
Хитмон, не томи, даеш продолжение ?! |
Re: Re: Re: Поездка на БТА
Отчётец на 5+! :D
Маладца... пиши исчо :-D :D |
Re: Re: Re: Поездка на БТА
Часть 2. БТА.
От осознания того, что цель твоя вот-вот… аж сердце стало биться быстрее. На навигаторе – высота 1 км. Ну да, и будет биться быстрее при любой нагрузке, воздуха стало еще чуточку меньше. Теперь мы всматриваемся в горы пуще прежнего. Ведь он где-то совсем рядом! Мы едем как бы в ущелье между горами. Где-то тут стоит это чудо инженерной мысли и конструкторского гения, справа, слева, спереди/сзади? И вот после очередного поворота, прямо по курсу, на ровной прямой я замечаю маленькую точку на хребте горы. БТА! Большой Альт-Азимутальный Телескоп. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84706425.jpg Ошибки быть не может. Только его огромная башня может быть видна на таком расстоянии, да еще стоящий рядом стотонный кран, выше чем сам телескоп. Всех обволакивает радость. Нас – потому, что мы у цели, машину – потому, что она скоро отдохнет от жары и нехватки воздуха. Обычный поворот с обычной дороги и… КПП, шлагбаум, камеры. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84731542.jpg Я иду с документами оформлять въезд. На посту уже знают про «гостей из Украины» им позвонили и предупредили о нас. Иначе не проедешь – «посторонним вход воспрещен». Можно только в составе экскурсионной группы. Оформив въезд мы попадаем на территорию Специальной Астрофизической Обсерватории Академии Наук России. Сразу же за шлагбаумом нас ждет горный серпантин. Это подъем к плато на котором стоят телескопы. Дорога длиной в 17 км и высотой в 1100 м. дается непросто. Двигаться можно на второй передаче изредка переключаясь на третью (на ровных участках). Подъем занимает около получаса, но из-за того, что он достаточно крут, не успеваешь привыкать к перепаду давления и нехватке воздуха. Ушки закладывает почти как в самолёте. С этого серпантина открываются шикарнейшие виды на окружающие горы и ущелья. Жаль, нельзя встать и сфотографировать. Остается только запечатлеть в памяти. Вот только колёсам этот серпантин совсем не нравится. Из-за того, что машина постоянно идёт «в повороте» резина сильно изнашивается. Я слышу этот «наждачный » звук и понимаю, что мне еще не раз предстоит преодолеть эти 17 километров и вверх и вниз. Не надо даже смотреть на навигатор чтоб понять, что ты уже высоко. По обочинам дороги лежит снег. Тепло… и снег. Дорога заслуживает отдельной строчки. Эта та самая дорога, которую проложили при строительстве телескопа в 70-х годах. Делали дорогу так, чтоб она выдерживала и каждодневные рейсы тяжелой строительной техники, и «прием главного гостя» - автосостав с Главным Зеркалом телескопа. Вес этого состава достигал огромных величин, поэтому требования к дорожному покрытию были особые. Прошло более 35 лет, а дорога эта до сих пор служит свою службу. Последний «выворот» серпантина и мы на финишной прямой к плато. Телескоп скрыт от глаз за небольшим горбочком слева. «Третья», газ, стрелка до 80-ти км/ч и мы вылетаем на маленькую развилку: направо гостиница и пара небольших инструментов, налево БТА и Цейс 1000, и я… остановился. Просто встал и вышел из машины. Вот он – БТА, в пятистах метрах от меня. Стоит «молча», с закрытым забралом купола. Тучка зацепилась за верхушку Цейсса и стелится по обшивке БТА. Рядом ничего нет для сравнения масштабов, и купол телескопа кажется не таким уж большим, а ведь его высота 53 метра - это как 20-ти этажный дом. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84731407.jpg Я стою и утихомириваю в себе желание сразу же рвануть туда, к телескопу. Наше знакомство не должно начинаться в спешке. Я просто стою и любуюсь этой грандиозной конструкцией на высоте 2100 м. Я еще не осознал. Мы завершили первую часть нашего пути. Прошли 1700 км. Мы устали, мы разбиты, мы голодны и хотим в душ. В гостинице «Андромеда» нас ждут. Там забронирован номер. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84731390.jpg Не сразу привыкаешь к «домашнему» отношению и вниманию. Тут нет напускной вежливости и фальшивой внимательности как в «образцово-показательных» отелях. Тут нет… да ничего привычного тут нет. Ты просто попал домой. Здесь, наверху, не бывает случайных людей. Здесь все только «свои». И если ты уже тут, значит и ты - «свой». И отношение к тебе как к члену семьи. Нас встретили две добрейшие женщины, прочитав на наших лицах чуть ли не всю нашу дорогу - сразу сообразили для нас нехитрый, но вкусный обед/ужин и горячий чай с печеньем. Всё чем Бог послал, всё своё. Просто так, бесплатно. Тут нет кафе или столовой. Тут каждый готовит сам себе что хочет. Все условия для этого есть. Но тебя встретили теплом и заботой с дальней дороги, обычного незнакомого человека, не академика, не кандидата наук, не астронома…Ты просто попал домой. Только после того как привёл себя в порядок я начал ощущать окружающий мир. Воздух и запах тут еще поразительней чем на горном пути. В воздухе витает примесь какого-то сладковато-пряного аромата, совершенно необычного и непередаваемого словами. Его можно пробовать на вкус как конфету. Всё вокруг пропитано этим запахом, даже подушки в номере отеля. Вода тоже имеет другой оттенок и, кажется, он в одном тоне с ароматом воздуха. Стоять и наслаждаться видами заснеженных вершин под аккомпанемент симфонии запахов можно не часами – сутками. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84731389.jpg Рядом мирно пасутся кони. Как они здесь очутились? Странно видеть их тут, среди сверхточных и высокотехнологичных инструментов. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84731394.jpg Я спешу к телескопу. С виду кажется, что он в двух шагах от гостиницы и я забываю, что тут полкилометра. Иду пешком. Буквально через сто метров лёгонького подъема понимаю – на высоте двух километров это не так то просто. Воздуха не хватает, особенно с непривычки. Иду медленнее. Не хочу чтоб моё участившееся дыханием и разогнавшееся сердце испортили впечатление от «первого знакомства». http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84732285.jpg Погода совершенно не радует. Фактически мы все тут живём в облаке. В прямом смысле. Маленькие тучки проплывают у меня чуть ли не сквозь пальцы, большие цепляются за купола телескопов, кругом сыро и моросит мелкий дождь. Последние несколько шагов и я у лестницы центрального входа в башню БТА. Теперь надо задрать голову, чтоб рассмотреть его целиком. Я еще не знаю, что к положению «задрав голову» мне придётся привыкать. 75 ступеней к звёздам. Воскресенье – экскурсионный день. Пара автобусов уже стоит на площадке возле телескопов. Туристы, высыпавшие из них не расходятся по окрестностям и не шумят по обыкновению – всех утомил 17-ти километровый серпантин и высота. Я начинаю подъём ко входу в башню. Там всего 75 ступеней! http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84731404.jpg Вот только после первого же пролёта ты начинаешь понимать, что не «всего», а «целых» 75 ступеней. Каждый пролёт дается с трудом и на половине дороги я уже пыхчу как самовар – никак не могу привыкнуть к ритму, навязываемому двухкилометровой высотой. Остановившись отдышаться начинаешь проникаться глубочайшим уважением к тем людям, которые почти 40 лет назад возводили тут эту обсерваторию. Тут пройтись с фотоаппаратом в руке непросто, а они возвели громаднейшую конструкцию из бетона и стали. Работали не преставая ни в жару, ни в мороз. С верхней площадки ступеней открывается отличный вид на телескоп Цейс-1000, горы, лежащую внизу Зеленчукскую, и (если позволит погода) можно увидеть шестисотметровое блюдце РАТАНа. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84732812.jpg http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84731403.jpg http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84732943.jpg Я делаю несколько снимков и вместе с какой-то группой захожу в башню БТА. Внутри она еще больше чем снаружи. Я не слушаю экскурсовода, мне нужно не это, я пришел «поздороваться» с телескопом. Я знаю, что увидеть его можно будет только из стеклянной выгородки демонстрационного зала, это «подогревает» еще больше. По винтовой лестнице мы поднимаемся на третий этаж – это первый этаж телескопа. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84731386.jpg И тут (пусть и за толстенными стёклами) открывается удивительное зрелище – в полутьме огромнейшего зала, направленный ввысь, исполинской громадиной стоит Большой Азимутальный Телескоп. Вся группа замолкает, такое заставит замолчать кого угодно. Где-то в темноте под куполом теряется верхняя часть БТА. Даже через толстое стекло слышно как натужно гудит климатическая система – под куполом с большой точностью поддерживается определенная температура и влажность. Я смотрю на телескоп и понимаю, что не достану даже до нижней кромки контейнера Главного Зеркала, а между его колоннами может спокойно проехать грузовой автомобиль. Экскурсовод рассказывает группе историю инструмента, а я стою перед стеклом и не могу оторваться от вида этого исполина. Впечатление настолько сильно, что я даже не пытаюсь сфотографировать «око планеты», я просто стою и смотрю. «Здравствуй, БТА!» Воскресенье – выходной день. И поэтому я не могу встретиться ни с кем из руководства обсерватории. Без соответствующих разрешений и специального пропуска дальше чем на ступеньки башни никого не пустят. Я не исключение. Зато у меня появилось время побродить по окрестностям, посмотреть на купола телескопов, взглянуть вблизи на саркофаг запасного зеркала и на огромный стотонный кран, сполна насладиться здешним воздухом и горными пейзажами. http://photofile.ru/photo/tavrohitma...e/84731400.jpg К вечеру погода портится окончательно и я возвращаюсь в «Андромеду» к камину. Однако усидеть на месте никак не получается. Я выхожу в ночь, к телескопу, хочу просто побыть там. Еще одно непередаваемое чувство, находиться рядом с куполом БТА тёмной-претёмной ночью да ещё и в непогоду. Ночь не наблюдательная, телескоп закрыт наглухо и поэтому работает тусклое наружное освещение. Вокруг на многие километры – ни одного огонька (не считая БТА). Изредка может выглянуть Луна и тогда я вижу отблеск её на куполах башен и проплывающие в низине облака. Ночной вид с горы – тоже потрясающее зрелище. Жаль фотографировать не получается – наплывающая тучка моментально делает объектив мокрым. Понедельник, вопреки всем обычаям, был необычайно удачным днем. С лёгкой руки зам. директора по научной работе Валерия Валентиновича Власюка и учёного секретаря Ирины Петровны Костюк, я, получив «допуск и пропуск» отправился из научного городка у подножия горы, наверх, к телескопу. Теперь я был умнее, я загрузил машину аппаратурой и подъехал к БТА со стороны служебной площадки – не надо подниматься по ступенькам и нести на себе все фотографические принадлежности. Даже с пропуском находиться на телескопе одному – нельзя, поэтому меня вверили молодому и талантливому астрофизику Евгению Семенко. Его научная группа была в графике наблюдений на эту ночь и Евгений торопился готовить телескоп. Был полдень, а наблюдательное «окно» погода обещала с 3 до 4 ночи, так что времени на подготовку и настройку оставалось немного. Мне выдали бахилы и Женя повел меня к лифту: «Мы будем готовить Основной Звёздный Спектрограф к наблюдениям, пойдешь посмотреть?» Я только улыбнуться в ответ смог. Я не могу поверить в то, что сейчас увижу этот телескоп «живьем», не через стекло, войду под купол и смогу прикоснуться к мечте. Лифт с тусклой красной лампочкой поднял нас на третий этаж башни – короткий коридор – массивная деревянная дверь. Я открываю её и делаю шаг в подкупольное пространство. Продолжение следует... |
Re: Re: Re: Re: Поездка на БТА
Саша - да здравствует сбыча мечт! На моменте приема вас в "Андромеде" даже прослезилась от чувста благодарности, за то что есть еще гостеприимство и человечность в людях. Спасибо за отчет.
|
Re: Re: Re: Re: Re: Поездка на БТА
Млин, красиво пишет :D
Респект...ждем продолжения... |
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Поездка на БТА
Hitman Примите мои респеты и уважухи за ваше видение цели и стремление к реализации
Вот здесь http://www.astronomy.ru/forum/index.php еще раз подтверждение, что фундаментальные науки и люди на них зациклены еще живы. Еще раз респект. |
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Поездка на БТА
Дико извиняюсь,
Может просто вы хотели доказать, как можно добраться до определенной точки. [mod:ca463a74cb="Struk"]НикНик, будь ласка, мы Вас не понимаем. Не пишите в этой теме странных комментариев[/mod:ca463a74cb] |
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Поездка на БТА
Хитман, Что значит Навител не ведет нормально?
Иго фуфло карты, это я давно понял. Навител в этом план рулит не по детски А что тучки какие то... радиоактивные??? |
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Поездка на БТА
класс
тучки руками потрогать |
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Поездка на БТА
Цитата:
2.Тучки такие потому, что практически всё снималось или очень поздно или очень рано. И вообще, "тучки" на горе надо видеть. 2NikNik не понял к чему Ваша ссылка на астрономи.ру и второй пост целиком. |
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Поездка на БТА
Hitman приношу извинения за неясность .
Я не понял просто цели вашей поездки, -совершить путешествие -увидеть БТА -увидеть то, что видит БТА? |
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Поездка на БТА
NikNik ну как тут не понять?! Это же мечта его была, туда попасть, потому что он очень любит телескопы.
|
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Поездка на БТА
Цитата:
По моему достаточно неплохо поняли. :D |
Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Re: Поездка на БТА
Саш, просто дух захватило от прочтения! Поздравляю с осуществлением мечты :) Следующая, уверена , будет не менее интересной.
|
Текущее время: 01:36. Часовой пояс GMT +3. |
Перевод: zCarot Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.