Показать сообщение отдельно
Старый 23.11.2013, 19:55   #275
ArsenZP
Хер Таврический
 
ArsenZP
 
Возраст: 35
Сообщений: 29,964
Длина: 466070мкм
Диаметр: 55мм
По умолчанию

Читал недавно интервью с одним из путешественников, где на вопрос «получаете ли вы удовольствие от своих путешествий?» тот ответил, что-де, алкоголики от водки не получают удовольствия – они просто привыкли и жить иначе не могут. Вот так и он – просто не может без путешествий.
И я с ним в этом полностью согласен. Даже когда мало времени – всё равно, нахожу, куда поехать – и еду. И сейчас начинаю очередной отчёт о маленьком троллейбусомаршруткопробе ге, прошедшем 16 ноября 2013 года по маршруту Запорожье – Гуляйполе – Запорожье.
Сие арсенопутешествие было совсем небольшим (буквально полдня), весьма бюджетным (около 80-90 гривен) и побывал я всего в одном городе. Но получилось неплохо, да.
А теперь по порядку.
Город, который на сто процентов ассоциируется столько с одним историческим персонажем – это, несомненно, Гуляйполе. Название Махноград уже давно плотно приклеилось к нему. Несколько лет назад в Гуляйполе проводился фестиваль День Незалежности з Махном, но как только я решил туда поехать – фестиваль закрыли (похоже, по политическим причинам). Можете посмотреть, например, видео с фестиваля 2006го года, где Лесь Подеревьянский, сидя на телеге, читает свою пьесу «Блєск та ніщета підарасів».
Итак, я решил отправиться в Гуляйполе чтобы посмотреть, как и чем сейчас там живут люди и, конечно, увидеть, что осталось от былой славы махновских времён.
Во времена Махно Гуляйполе было селом, но с 1938го года это город. Сейчас население райцентра составляет 14,5 тысячи человек. Находится в сотне километров от Запорожья и замечательно связан с ним маршрутками – больше двадцати рейсов в день! А вот с железной дорогой дело обстоит намного печальнее – станция есть (в четырёх километрах от города, в пгт Зализнычное), но пассажирского сообщения там с гулькин нос – дизелёк Пологи – Чаплино –и всё. Утром – туда, вечером – оттуда.
Значит, остаются только маршрутки. Поеду на самом первом рейсе – в 5:15 утра. Но как доехать до автовокзала в столь ранний час?В это время уже есть маршрутки, но можно добраться и на дежурном троллейбусе! Звоню диспетчеру второго троллейбусного парка, уточняю расписание «дежурок» - подходит.
Проснулся в три, наскоро собрался и пошёл на остановку. Пришёл,видимо, слишком рано (знаю я эти троллейбусы – расписание срывается очень часто) и проторчал там, пританцовывая (холодно же!), добрых полчаса. Наконец, показалась первая маршрутка. Я было махнул рукой, желая остановить но увидел тусклые верхние габариты и что-то плетущееся по проспекту. Так и есть – троллейбус! Жестами показал маршрутчику, что не желаю входить, снова махнул рукой,но уже троллейбусу.
За проезд я не платил –скажем так, воспользовался служебным положением. Да и контролёров по ночам не бывает – поэтому водитель билеты и не выдаёт.
Пять спящих людей в салоне, тишина и покой. На остановках людей почти нет, поэтому почти все из них водитель проехал, не останавливаясь. И маршруток нет, и вообще, движение минимальное. Тишь да благодать
На автовокзаля приехал минут за двадцать до отправления нужной маршрутки. Билет не покупал – нет смысла.
На перроне уже стояло несколько Спринтеров. Посмотрел – «моего»среди них нет. Погрелся немного в здании. О, вот и маршрутка с табличкой «Гуляйполе через Орехов». А чуть выше ещё одна табличка – «Пологи». А,значит, из Орехова в Гуляйполе мы поедем не по прямой, а сделаем крючок километров 20. Ну да, не страшно.
Подошёл к водителю – садись, говорит.»Почём?» - «35». А сам негромко включил музыку – и ушёл. Замечательно.
Я занял место недалеко от входа – люблю, знаете ли, поближе к водителю сидеть. Да и тёплый воздух от печки доходить будет.
Аккуратный такой Спринтер, ухоженный. «Ночная» подсветка, навроченная музыка…
Время отправляться!Салон заполнился примерно на 70%. Водитель собрал с безбилетников плату за проезд , у выезда с территории автовокзала остановился ,не выключая двигатель, сбегал с бумажками куда-то –и через пару минут вернулся.
Только выехали с автовокзала – остановились взять человека. Через километр–ещё одного…в общем, к моменту выезда из города у нас уже были и стоячие пассажиры.
До Полог (это около ста километров) я в основном спал. Помню только,что часто останавливались для посадки и высадки пассажиров и что торчали минут 10 на переезде (судя по карте – за Камышевахой).
Пологи. Грязный и откровенно унылый городок. Я здесь уже бывал несколько раз – и проездом, и специально заезжал, поэтому просто вышел из маршрутки, подышал свежим воздухом – и отправился обратно, в тёплый салон.
Кто-то зашёл, кто-то вышел, водитель докурил, снял табличку «Пологи» - и мы отправились дальше.
После Полог я уже не спал – как раз стало светло, а эту трассу я не видел. Двадцать километров дороги средней степени убитости –кое-где, конечно есть ямы, в некоторых местах они заляпаны асфальтом (и на том спасибо!). В целом – терпимо.
Между Пологами и Гуляйполем кто-то сел до Запорожья. Где логика? Оказалось, что обратно в Запорожье этот рейс идёт уже по прямой, а не через Пологи. Тогда логично. Да и перерыв между рейсами совсем небольшой – поэтому водитель и ехал вовсе не 90, а все километров 120 в час по спидометру (там,где позволяет трасса, конечно).
Въезжаем в Гуляйполе, проезжаем через частный сектор. Показываются многоквартирные дома – вот и автостанция! Прибыли сюда мы около семи утра -вполне по расписанию.
Выхожу, говорю водителю спасибо и поёживаюсь. Прохладно,но вполне терпимо. Первым делом – утренний кофе из ближайшего к автостанции магазинчика (он на фото слева от здания). За обычный растворимый Якобс просят 3 гривны –вполне нормальная цена. Обрадовало, что стаканчик бумажный - из него кофе вкуснее, чем из пластикового, но продавцы чаще используют всё же пластик – он дешевле.
Здание автостанции обшито сайдингом. Помимо более чем двадцати рейсов на Запорожье отсюда ещё ходят маршрутки в Бердянск, Мелитополь, Донецк, Днепропетровск и в окрестные сёла (правда,пригородники - только три дня в день). Некоторые рейсы из Запорожья проблили до сёл района, тем самым избавившись от необходимости гонять туда отдельные автобусы. Основной подвижной состав, как видите -Спринтеры и LTшки.


Внутри помимо билетов на автобус можно купить ещё и лотерейные.
Расписание (фотографировал на телефон):


Автостанция находится в центре города. Рядом – на улице Базарной – небольшой рынок. Но в семь утра он ещё только просыпается. Музей, на который ведёт указатель – краеведческий. О нём чуть дальше я обязательно расскажу.


Напротив автостанции -магазин АТБ. Главная фишка этой днепропетровский сети мелкомаркетов – в распространённости магазинов – они есть в каждой дыре! Как Магнит в некоторых регионах России. Ассортимент может быть скромным, кассирши –хамоватыми, но цены относительно умеренные. И, конечно, сеть обеспечивает местных жителей рабочими местами – в тех же Токмаке или Гуляйполе, думаю, работой перебирать особо не приходится.
Прогуляюсь-ка по центру города. И в музей зайду, конечно. А потом – как получится.
Рядом с автостанцией – ничем особо не примечательный мемориал погибшим во Второй Мировой войне.


В Пологи (и в АТБ) – налево, в Запорожье и Орехов – направо. Хотя, можно в Запорожье поехать налево, через Пологи – как это сделал я.


А вот указатель на другой улице. Кстати, маршрутка в Днепропетровск так и идёт (через Покровское), а вот в Донецк – по другим дорогам, через кучу сёл.


Большое старинное здание. На Панорамио пишут, что это мельница «Надежда». Окна заделаны кирпичом, но и в таком виде смотрится довольно внушительно.


Табличка возле здания не даёт туристам сбиться с дороги в музей.


Районная больница.


В небольших населённых пунктах государственные обычно объединяют – незачем каждому отдельное здание, если достаточно комнаты. Конечно, в Гуляйполе не выйдет,как это делают в сёлах или пгт, запихнуть в один домик вообще все госучреждения, включая почту и Сбербанк (хотя, может, и вышло бы), но и особо не расточительствуют. Здесь, например,находятся управление юстиции,исполнительная и миграционная службы и участковый пункт милиции.


Перекрёсток улиц Ленина и Шевченко


Плакат на здании приглашает купить гуляйпольские сувениры. Я воздержался, потому как коллекционирую только магнитики на холодильнике, а гуляйпольский у меня уже есть -купил в Запорожье на одной из ярмарок.


На другой стороне улицы Ленина – магазин Нестор, названный в честь сами знаете, кого.


В музей – дальше по Ленина, но я сделаю кружок по центру города – и вернусь.
Площадь Шевченко – центральная в Гуляйполе.
Перечислю всё, что на площади привлекло моё внимение:


Стенд «наш район в 2013 году», где показаны достижения района – сколько чего произвели и т.д. Ощущение, что сработала машина времени и я оказался в Советском Союзе.


Это ощущение усиливают районная доска почёта


И памятник Ленину.



Относительно свежие памятники пограничникам


И чернобыльцам.


Кстати, вот завод, мелькающий на заднем плане. Что за завод –не в курсе, знаю только, что он не работает. Висят таблички «аренда», но желающих немного.


Пойду дальше по улице Шевченко.
Здание райсовета построено в начале прошлого века. В 1918-21 здесь размещался первый исполком Гуляйпольского совета, в котором работал Махно.


Напротив – ещё одно старинное здание.


А чуть дальше по Шевченко - ещё одно.


Можно в графическом редакторе убрать с этих зданий кондиционеры и защитные ролеты, заменить окна и сделать фото чёрно-белыми – и переместиться лет на сто назад.

Я, право, не знаю, кто сей мужчина на постаменте, но мне подсказали, что это Калинин.


На заднем плане – свеженькая детская площадка и грязный парк.


Как говорится, если на заборе написать «Сбербанк», возле него тут же образуется очередь из пенсионеров. Так и есть – перед местным главпочтамтом (Укрпочта+Укртелеком) тусуются пожилые посетители. Фото сделано в 9:04 – очевидно, работает отделение с девяти, но по государственной традицией, учреждения не открываются вовремя.


Перекрёсток улиц Шевченко, Герцена и Петровского считается одним из центральных в городе.


Одна сторона этого бигборда показывает яркие краски Гуляйполья, другая – будущее этих земель (очень мне мало верится), а на третьей висит поздравление президента с 69й годовщиной освобождения Украины от фашистов.

Последний раз редактировалось ArsenZP; 24.11.2013 в 09:33.
ArsenZP вне форума   Ответить с цитированием