В наш Спринтер село человек шесть. Ребята тут же достали, кажется, вискарик с колой.
Но не успели они опрокинуть по стакану, как началось шоу. Водитель заехал на заправку, а затем полетел так, как будто он участвует в чемпионате мира по автогонкам. Высокая скорость, обгоны через сплошную (с непременным бибиканьем)…
Но никто из окружающих водителей не возмутился такому поведению. Наоборот, интеллигентно пропускали вперёд и бибикали в ответ. И сначала я думал, что наш «драйвер» куда-то спешит или хочет показать мастерство перед приезжими, то потом понял - так ездят все! Так просто принято в стране – плевать на ПДД и бибикать по любому поводу, но спокойно разъезжаться друг с другом и не ругаться. И за неделю в стране я не видел ни одного ДТП – не знаю, как. Может, просто не попадалось на глаза. Пешеходов не пропускают нигде – даже на «зебре». А потому переходят здесь дорогу где попало - даже если это шестиполосная магистраль. Лавируешь между рядами, то через один перебежал, то через другой. Если уж что, то машина чуть притормозит.
Дорожная полиция, конечно, есть, но штрафует она мало-мало и на обочине с палкой, в поисках добычи, гаишники не стоят. А вот за ремни безопасности, видимо, наказывают нещадно, раз пристёгиваются все – даже водители городских маршруток.
Раз уж я упомянул грузинскую полицию, то немного расскажу и о ней. Как известно, её жёстко реформировал Саакашвили – и с тех пор ведомство перестало быть коррумпированным , а полицейских стали уважать. Говорят, у них неплохая зарплата. Ездят ребята в основном на свеженьких Октавиях, а ещё – на пикапах Toyota Hilux и хэтчах Suzuki SX4 (но таких видел мало). И все, у кого я спрашивал, действительно отмечали, что взяток полиция не берёт и без дела не пристаёт.
Пару раз я проверял, действительно ли полиция в Грузии – друг человека. Нет, ничего серьёзного не случилось – сущие мелочи. В первом случае на одной из станций тбилисского метро решил я пополнить мобильник в терминале, а одна из цифр на бумажке оказалась полустёртой. Обратился к полицейскому, сидящему тут же, на станции – и тот без проблем помог – сначала попытался позвонить мне, угадав цифру, но не удалось. Затем я позвонил ему – и высветился мой настоящий номер. Полицейский тут же достал ручку, дабы я записал цифры на бумагу. Интересно, что бы сказал наш «метромент» на подобную просьбу? Думаю, как минимум послал бы, а может быть и отвёл в линейный отдел – «на всякий случай».
Через несколько дней в Батуми я немного заблудился, хоть и карта была в руках. Увидел рядом полицейского – и уточнил дорогу у него. Тот задумался, но подвёл меня к прокатчику велосипедов – и вдвоём они подсказали, куда идти.
Это вроде как мелочи – но ведь из таких мелочей в том числе и формируется отношение граждан к полиции. И если ребята в форме без проблем помогают в подобных случаях, то и будь чего посерьёзнее - тоже, думаю, в беде не оставят.
«Распиаренные» стеклянные полицейские участки я тоже видел. Идея в том, что новые или отремонтированные отделения полиции делают частично прозрачными – чтобы люди видели, что блюстители порядка не пытают задержанных и не занимаются взяточничеством, а честно работают. Конечно, это лишь иллюзия – невозможно же всё здание сделать полностью прозрачным, кое-какие помещения всё равно нужно делать закрытыми, да и приходится вешать жалюзи, дабы защититься от солнца – но ощущение открытости полиции действительно добавляет. Тем более, что это ощущение подкрепляется реальностью.

Хотя, есть и немало «нестеклянных» полицейских офисов.
Теперь о ценах на топливо – они в Грузии примерно равны нашим. На «дешёвых» заправках – около двух лари за литр обычного 95го бензина, на «дорогих» - до 2,30 лари за «премиум».
