Заброшенное поместье Кокораки.
Дело было после обеда, позвонил друг и предложил выбраться куда-нибудь погулять. Просто погулять неинтересно, поэтому затарившись домашним соленым сальцом, черным хлебушком и термосом с чаем прыгнули в машину и поехали… поехали побродить по заброшенному поместью Кокораки.
Руины имения Кокораки затерялись в лесу на расстоянии километров от ближайших населенных пунктов. Прекрасно сохранился двухэтажный хозяйский дом с подвалом и ледником, а вот опорные стены парка и вспомогательные постройки зарастают деревьями и опутываются лианами. От расположенной рядом надомной часовни во имя Преображения Господня остался фундамент, одна стена с резными украшениями и разбросанные вокруг плиты надгробий.
Доехали до Верхнесадового, свернули на грунтовку и поехали по ней пока не встретили маленький туннельчик под ж/д дорогой. Оставляем здесь машину и дальше движемся пешком.
Еще километр пути лежал по лесу. Пару раз тропинка разветвлялась, и сверка с картой показала, что карта сильно грешит неточностями, дальше шли по чутью.
Наконец, после крутого поворота проступил красный кирпичный скелет двухэтажного строения. Перед ним раскинулась впадина, заросшая метровой травой, которая лет сто-двести назад вполне могла быть озером – воображение тут же нарисовало идиллическую картинку пруда с уточками перед дворянской усадьбой.
Лес полностью заполнил отвоёванную некогда людьми территорию: между деревьями во множестве белеют подпорные стены из белого камня, остатки хозяйских построек, фундаменты с грудами резных блоков. Только хозяйский дом всё еще сопротивляется природе, но и внутри него уже растут небольшие деревья. Вокруг некогда был парк, его последние аборигены – огромный каштан и акации, гармонично слились с наступающей дикой растительностью и ничем не выдают своего культурного происхождения. Внимание привлек ход немного в стороне от дома, ведущий беззубыми ступеньками во тьму подземелья. Внизу оказалась небольшая комната с отверстием вверху. Назначение строения подсказали двойные стены с пустотой между ними – похоже на изоляцию – здесь был ледник, холодильник по-современному.
Особняк имеет размеры 20 на 11 метров, стены первого уровня сложен из инкерманского камня, а второго – из кирпича. На кирпичах виднеется клеймо «Ф.Ш» — это инициалы Фёдора Шталя, чей кирпичный завод работал в конце XIX века в Любимовке – значит, в это время достраивался второй этаж. С боковой стороны дома ещё одна лестница ведет под землю, здесь тоже почти нет ступеней, но спуститься помогают свисающие с ветвей лианы. В центральной подвальной комнате нет потолка и все три уровня особняка видно насквозь. Две смежные с ним комнаты – глухие казематы с каменными сводчатыми потолками.
Имение принадлежало греческой семье Кокораки. В Крым в 1775 году из Спарты переселился Христофор Параскевович Кокораки – дворянин Таврической губернии, прапорщик Севастопольского морского батальона. Владел торговыми лавками в городе, садом и виноградниками в Балаклаве и у реки Качи, пахотными и сенокосными землями при деревне Кады-кой. Оба его сына стали офицерами военно-морского флота. После смерти Христофора Параскевовича имение перешло по наследству старшему сыну — капитану 2 ранга Андрею Христофоровичу Кокораки.
После смерти Андрея Христофоровича Кокораки принадлежавший ему сад, площадью в 20 десятин, был поделен между двумя его сыновьями — Спиридоном Андреевичем и Михаилом Андреевичем Кокораки, а владельцем и наследником имения стал старший из сыновей, Орест Андреевич Кокораки — полковник Крымского конного ее Императорского величества Александры Федоровны полка. В январе 1918 года он был расстрелян во дворе имения севастопольскими матросами-анархистами.
Надомная часовня во имя Преображения Господня, располагалась на ближайшем к усадьбе холме. От неё остался только фундамент 3 на 6 метров, разделенный на основную и алтарную части, и одна стена с красивыми резными розетками и следами от памятной доски. Сложена она была из инкерманского камня. Напротив стоит деревянный крест с небольшой иконкой, видно, что это место посещаемо. По холму во множестве и в беспорядке разбросаны массивные каменные плиты со сложной формой кантов – надгробия со старого кладбища. Наличие надписей на них можно только угадать, разобрать хоть слово невозможно.
Глядя на руины имения Кокораки, так и пытаешься представить себе оставшуюся в далёком прошлом гармоничную красоту дома, парка, озера, леса и гор. Хотелось бы поставить здесь табличку с исторической справкой, чтобы для проходящих мимо туристов эти стены не были просто безымянными развалинами.