Показать сообщение отдельно
Старый 16.01.2016, 23:14   #1161
Yurasvs
 
Адрес: Днепропетровск
Сообщений: 11,724
Машина: Tesla model S 85, Таврия 1.3 инж.
Длина: 65880мкм
Диаметр: 34мм
По умолчанию

Сделал ребенку игрушку, подарок на новый год. Это терменвокс - музыкальный инструмент, на котором играют на расстоянии, не прикасаясь к нему. Теперь малого за уши не оттащишь от аппарата уже несколько дней.

Внутри -  Подробнее:

Задался вопросом, что подарить 8-ми летнему племяннику на Новый Год? Чем удивить ребенка, у которого есть смартфон, а все мыслимые игрушки уже были? Не знаю почему, но в цифровую эпоху захотелось познакомить его с чем-то теплым, сугубо аналоговым. Воспользовавшись нежданно появившимися несколькими свободными днями на праздники, сделал ему из старого радиолюбительского хлама терменвокс. Кто не знает, что это такое, может обратиться к Гуглю. Между прочим, это был вообще первый в истории ЭМИ, его еще Ленину показывали. Сперва хотел сделать упрощенную игрушку на RC генераторах, слепил по-быстрому макет, но работал он отвратительно, звук ужасный, реагирует на все помехи, стабильности никакой, взаимозахват частот чрезмерный, ни о каком точном музыкальном строе речи быть не может. Пришлось все-таки сварганить взрослую версию на LC генераторах. В истории было 2 вида подобных инструментов, это чисто бесконтактная версия, на которой играют вообще не прикасаясь, и та, где левой рукой манипулируют звук и переключают настройки с помощью кнопок. Чтобы не нарушать магию, сделал первую версию. Генераторно-смесительный блок подсмотрел в старых журналах «Радио» (только адаптировал под имеющиеся детали), формирователь огибающей и визуализатор придумал сам. Рабочий диапазон 5 октав, тембр регулируется от мягкого до жесткого и пронзительного, в режиме имитации духовых инструментов громкость звука непосредственно управляется взмахами левой руки в воздухе, в режиме струнных или ударных автоматически формируется регулируемая атака и затухание звука на каждый взмах, причем я добавил в схему дифференциатор, который меряет скорость взмаха руки и в зависимости от этого формирует силу атаки. Полное ощущение бренчания на гитаре, чем сильнее бьешь, тем громче звук и дольше затухание. Оба режима можно микшировать в любой пропорции, создавая много интересных звуков. После изготовления звуковой части оказалось, что играть даже простейшие мелодии на этом инструменте (без ладов) невероятно сложно, не знаю, как с этим справляются тромбонисты и скрипачи. Пришлось отойти от полностью аналоговой концепции и добавить визуализатор на микропроцессоре и светодиодах (все известные мне доселе визуализаторы были аналоговыми и особой точностью не отличались, сейчас МК кварцованый, с точностью индикации нот проблем нет). Чтобы повысить разрешение, яркость светодиодов меняется, чем ближе звук к правильной ноте, тем соответствующий светодиод горит ярче. Малый пока далек от всех этих музыкальных тонкостей, пока он просто дурачится и придумывает новые звуки. За уши от аппарата не оттащишь. Играть осмысленные мелодии все равно трудно, но возможно, с десятой попытки получается. Можно было все сделать на МК, добавить автоматическую подтяжку к правильным нотам, записать в память кучу готовых сэмплов, но это было бы уже не то, просто бумбокс с управлением от антенны. Аналоговый синтез интересен как раз своей непредсказуемостью. Схема получилась не такой уж и сложной, генераторы+смеситель на нескольких транзисторах, модулятор на оптроне, формирователь огибающих на счетверенном ОУ LM324, визуализатор на АТМеге8, УНЧ на TDA2003, акустика и корпус из старой колонки Джемикс. Благодаря современным СМД деталям это всего две небольшие платки.









Звуки:
https://drive.google.com/file/d/0B37...ew?usp=sharing
__________________
Кремлевский дед слетел с катушек, и все, что строил
20 лет, разрушил.

Последний раз редактировалось Yurasvs; 17.01.2016 в 00:29.
Yurasvs вне форума   Ответить с цитированием