Показать сообщение отдельно
Старый 17.06.2009, 11:46   #14
Hitman
 
Hitman
 
Адрес: Киев
Сообщений: 1,823
Длина: 6560мкм
Диаметр: 36мм
По умолчанию Re: Re: Re: Поездка на БТА

Часть 2. БТА.

От осознания того, что цель твоя вот-вот… аж сердце стало биться быстрее. На навигаторе – высота 1 км. Ну да, и будет биться быстрее при любой нагрузке, воздуха стало еще чуточку меньше. Теперь мы всматриваемся в горы пуще прежнего. Ведь он где-то совсем рядом! Мы едем как бы в ущелье между горами. Где-то тут стоит это чудо инженерной мысли и конструкторского гения, справа, слева, спереди/сзади? И вот после очередного поворота, прямо по курсу, на ровной прямой я замечаю маленькую точку на хребте горы.
БТА!
Большой Альт-Азимутальный Телескоп.



Ошибки быть не может. Только его огромная башня может быть видна на таком расстоянии, да еще стоящий рядом стотонный кран, выше чем сам телескоп. Всех обволакивает радость. Нас – потому, что мы у цели, машину – потому, что она скоро отдохнет от жары и нехватки воздуха. Обычный поворот с обычной дороги и… КПП, шлагбаум, камеры.



Я иду с документами оформлять въезд. На посту уже знают про «гостей из Украины» им позвонили и предупредили о нас. Иначе не проедешь – «посторонним вход воспрещен». Можно только в составе экскурсионной группы. Оформив въезд мы попадаем на территорию Специальной Астрофизической Обсерватории Академии Наук России. Сразу же за шлагбаумом нас ждет горный серпантин. Это подъем к плато на котором стоят телескопы. Дорога длиной в 17 км и высотой в 1100 м. дается непросто. Двигаться можно на второй передаче изредка переключаясь на третью (на ровных участках). Подъем занимает около получаса, но из-за того, что он достаточно крут, не успеваешь привыкать к перепаду давления и нехватке воздуха. Ушки закладывает почти как в самолёте. С этого серпантина открываются шикарнейшие виды на окружающие горы и ущелья. Жаль, нельзя встать и сфотографировать. Остается только запечатлеть в памяти. Вот только колёсам этот серпантин совсем не нравится. Из-за того, что машина постоянно идёт «в повороте» резина сильно изнашивается. Я слышу этот «наждачный » звук и понимаю, что мне еще не раз предстоит преодолеть эти 17 километров и вверх и вниз.
Не надо даже смотреть на навигатор чтоб понять, что ты уже высоко. По обочинам дороги лежит снег. Тепло… и снег. Дорога заслуживает отдельной строчки. Эта та самая дорога, которую проложили при строительстве телескопа в 70-х годах. Делали дорогу так, чтоб она выдерживала и каждодневные рейсы тяжелой строительной техники, и «прием главного гостя» - автосостав с Главным Зеркалом телескопа. Вес этого состава достигал огромных величин, поэтому требования к дорожному покрытию были особые. Прошло более 35 лет, а дорога эта до сих пор служит свою службу.
Последний «выворот» серпантина и мы на финишной прямой к плато. Телескоп скрыт от глаз за небольшим горбочком слева. «Третья», газ, стрелка до 80-ти км/ч и мы вылетаем на маленькую развилку: направо гостиница и пара небольших инструментов, налево БТА и Цейс 1000, и я… остановился. Просто встал и вышел из машины. Вот он – БТА, в пятистах метрах от меня. Стоит «молча», с закрытым забралом купола. Тучка зацепилась за верхушку Цейсса и стелится по обшивке БТА. Рядом ничего нет для сравнения масштабов, и купол телескопа кажется не таким уж большим, а ведь его высота 53 метра - это как 20-ти этажный дом.



Я стою и утихомириваю в себе желание сразу же рвануть туда, к телескопу. Наше знакомство не должно начинаться в спешке. Я просто стою и любуюсь этой грандиозной конструкцией на высоте 2100 м. Я еще не осознал.

Мы завершили первую часть нашего пути. Прошли 1700 км. Мы устали, мы разбиты, мы голодны и хотим в душ.
В гостинице «Андромеда» нас ждут. Там забронирован номер.



Не сразу привыкаешь к «домашнему» отношению и вниманию. Тут нет напускной вежливости и фальшивой внимательности как в «образцово-показательных» отелях. Тут нет… да ничего привычного тут нет.
Ты просто попал домой. Здесь, наверху, не бывает случайных людей. Здесь все только «свои». И если ты уже тут, значит и ты - «свой». И отношение к тебе как к члену семьи. Нас встретили две добрейшие женщины, прочитав на наших лицах чуть ли не всю нашу дорогу - сразу сообразили для нас нехитрый, но вкусный обед/ужин и горячий чай с печеньем. Всё чем Бог послал, всё своё. Просто так, бесплатно. Тут нет кафе или столовой. Тут каждый готовит сам себе что хочет. Все условия для этого есть. Но тебя встретили теплом и заботой с дальней дороги, обычного незнакомого человека, не академика, не кандидата наук, не астронома…Ты просто попал домой.

Только после того как привёл себя в порядок я начал ощущать окружающий мир. Воздух и запах тут еще поразительней чем на горном пути. В воздухе витает примесь какого-то сладковато-пряного аромата, совершенно необычного и непередаваемого словами. Его можно пробовать на вкус как конфету. Всё вокруг пропитано этим запахом, даже подушки в номере отеля. Вода тоже имеет другой оттенок и, кажется, он в одном тоне с ароматом воздуха. Стоять и наслаждаться видами заснеженных вершин под аккомпанемент симфонии запахов можно не часами – сутками.



Рядом мирно пасутся кони. Как они здесь очутились? Странно видеть их тут, среди сверхточных и высокотехнологичных инструментов.



Я спешу к телескопу. С виду кажется, что он в двух шагах от гостиницы и я забываю, что тут полкилометра. Иду пешком. Буквально через сто метров лёгонького подъема понимаю – на высоте двух километров это не так то просто. Воздуха не хватает, особенно с непривычки. Иду медленнее. Не хочу чтоб моё участившееся дыханием и разогнавшееся сердце испортили впечатление от «первого знакомства».



Погода совершенно не радует. Фактически мы все тут живём в облаке. В прямом смысле. Маленькие тучки проплывают у меня чуть ли не сквозь пальцы, большие цепляются за купола телескопов, кругом сыро и моросит мелкий дождь.
Последние несколько шагов и я у лестницы центрального входа в башню БТА. Теперь надо задрать голову, чтоб рассмотреть его целиком. Я еще не знаю, что к положению «задрав голову» мне придётся привыкать.


75 ступеней к звёздам.

Воскресенье – экскурсионный день.
Пара автобусов уже стоит на площадке возле телескопов. Туристы, высыпавшие из них не расходятся по окрестностям и не шумят по обыкновению – всех утомил 17-ти километровый серпантин и высота.
Я начинаю подъём ко входу в башню. Там всего 75 ступеней!



Вот только после первого же пролёта ты начинаешь понимать, что не «всего», а «целых» 75 ступеней. Каждый пролёт дается с трудом и на половине дороги я уже пыхчу как самовар – никак не могу привыкнуть к ритму, навязываемому двухкилометровой высотой. Остановившись отдышаться начинаешь проникаться глубочайшим уважением к тем людям, которые почти 40 лет назад возводили тут эту обсерваторию. Тут пройтись с фотоаппаратом в руке непросто, а они возвели громаднейшую конструкцию из бетона и стали. Работали не преставая ни в жару, ни в мороз. С верхней площадки ступеней открывается отличный вид на телескоп Цейс-1000, горы, лежащую внизу Зеленчукскую, и (если позволит погода) можно увидеть шестисотметровое блюдце РАТАНа.





Я делаю несколько снимков и вместе с какой-то группой захожу в башню БТА. Внутри она еще больше чем снаружи. Я не слушаю экскурсовода, мне нужно не это, я пришел «поздороваться» с телескопом. Я знаю, что увидеть его можно будет только из стеклянной выгородки демонстрационного зала, это «подогревает» еще больше. По винтовой лестнице мы поднимаемся на третий этаж – это первый этаж телескопа.



И тут (пусть и за толстенными стёклами) открывается удивительное зрелище – в полутьме огромнейшего зала, направленный ввысь, исполинской громадиной стоит Большой Азимутальный Телескоп. Вся группа замолкает, такое заставит замолчать кого угодно. Где-то в темноте под куполом теряется верхняя часть БТА. Даже через толстое стекло слышно как натужно гудит климатическая система – под куполом с большой точностью поддерживается определенная температура и влажность. Я смотрю на телескоп и понимаю, что не достану даже до нижней кромки контейнера Главного Зеркала, а между его колоннами может спокойно проехать грузовой автомобиль. Экскурсовод рассказывает группе историю инструмента, а я стою перед стеклом и не могу оторваться от вида этого исполина. Впечатление настолько сильно, что я даже не пытаюсь сфотографировать «око планеты», я просто стою и смотрю. «Здравствуй, БТА!»

Воскресенье – выходной день. И поэтому я не могу встретиться ни с кем из руководства обсерватории. Без соответствующих разрешений и специального пропуска дальше чем на ступеньки башни никого не пустят. Я не исключение. Зато у меня появилось время побродить по окрестностям, посмотреть на купола телескопов, взглянуть вблизи на саркофаг запасного зеркала и на огромный стотонный кран, сполна насладиться здешним воздухом и горными пейзажами.



К вечеру погода портится окончательно и я возвращаюсь в «Андромеду» к камину.
Однако усидеть на месте никак не получается. Я выхожу в ночь, к телескопу, хочу просто побыть там.
Еще одно непередаваемое чувство, находиться рядом с куполом БТА тёмной-претёмной ночью да ещё и в непогоду. Ночь не наблюдательная, телескоп закрыт наглухо и поэтому работает тусклое наружное освещение. Вокруг на многие километры – ни одного огонька (не считая БТА). Изредка может выглянуть Луна и тогда я вижу отблеск её на куполах башен и проплывающие в низине облака. Ночной вид с горы – тоже потрясающее зрелище.
Жаль фотографировать не получается – наплывающая тучка моментально делает объектив мокрым.

Понедельник, вопреки всем обычаям, был необычайно удачным днем.
С лёгкой руки зам. директора по научной работе Валерия Валентиновича Власюка и учёного секретаря Ирины Петровны Костюк, я, получив «допуск и пропуск» отправился из научного городка у подножия горы, наверх, к телескопу. Теперь я был умнее, я загрузил машину аппаратурой и подъехал к БТА со стороны служебной площадки – не надо подниматься по ступенькам и нести на себе все фотографические принадлежности. Даже с пропуском находиться на телескопе одному – нельзя, поэтому меня вверили молодому и талантливому астрофизику Евгению Семенко. Его научная группа была в графике наблюдений на эту ночь и Евгений торопился готовить телескоп. Был полдень, а наблюдательное «окно» погода обещала с 3 до 4 ночи, так что времени на подготовку и настройку оставалось немного. Мне выдали бахилы и Женя повел меня к лифту: «Мы будем готовить Основной Звёздный Спектрограф к наблюдениям, пойдешь посмотреть?»
Я только улыбнуться в ответ смог.
Я не могу поверить в то, что сейчас увижу этот телескоп «живьем», не через стекло, войду под купол и смогу прикоснуться к мечте.
Лифт с тусклой красной лампочкой поднял нас на третий этаж башни – короткий коридор – массивная деревянная дверь. Я открываю её и делаю шаг в подкупольное пространство.

Продолжение следует...

Последний раз редактировалось Hitman; 11.11.2011 в 10:22.
Hitman вне форума   Ответить с цитированием