![]() |
|
Автозвук Как сделать так, чтоб Ваш автомобиль "зазвучал" |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
Адрес: Донецк
Возраст: 51
Сообщений: 4,581
Машина: Hyundai Getz 1.6
Длина: 126650мкм
Диаметр: 44мм
|
![]()
...а точнее, в гараже. Но это не принципиально, правда? Главное, что меряем сами и практически подручными средствами.
![]() В позапрошлом году я просто мечтала об этом, но увы, тогда мы не умели измерять и делали все вслепую. Толчком послужила вот эта ветка на форуме SPL-клуба России. Спасибо ее автору, который, кстати, не только подробно поделится информацией с общественностью, но и терпеливо отвечал на мои глупые вопросы в Аське. Дабы вам не надо было изучать всю ту длинную тему, перескажу наиболее интересное из нее. Во-первых, для измерения звукового давления используется специализированный твердотельный датчик производства Мотороллы, который называется MPX4250. Этот датчик используется в официальном приборе SPL-клуба, термлабе. Логично и нам использовать его же. Особенно если учесть что он вполне доступен в свободной продаже (кстати, спасибо Тимофею за помощь в его приобретении) и стоит всего 100грн. Понятно, это не десять копеек, но в сравнении со стоимостью самого термлаба - эта цифра исчезающе мала... ![]() Во-вторых, этот датчик измеряет давление в Паскалях и выдает на выходе напряжение, пропорциональное приложенному давлению. Для датчика MPX4250 это 20мВ на 1000Па. Причем точность преобразования гарантируется всем авторитетом великой и ужасной фирмы Моторола. В этой серии есть и другие датчики с другой чувствительностью и другими допустимыми давлениями - там коэф. преобразования надо смотреть в даташите. Почитать про них можно здесь.. Там же можно и скачать даташиты на них. Теперь нам надо пересчитать Паскали во всеми любимые децибеллы. Так как децибелл величина определяющая отношение величин, а не сами величины, нам надо знать опорный уровень, относительно которого пляшем. Этот уровень принят 20мкПа, который соответствует среднестатистическому порогу слышимости "сферического уха в вакууме"... Не, не в вакууме... В вакууме звук распространяется только в "Звездных войнах". Пардон, отвлеклась. Итак, считаем по этой формуле, беззастенчиво тянутой с Викпедии: ![]() 20мкПа - 0дБ 200мкПа - 20дБ 2мПа - 40дБ 20мПа - 60дБ 200мПа - 80дБ 2Па - 100дБ 20Па - 120дБ 200Па - 140дБ 2кПа - 160дБ Теперь один тонкий момент, из-за которого я и терзала Dr.Gonzo в аське. У датчика нормируется нижний порог чувствительности в 20 килопаскалей, как же мерять два килопаскаля? А вот как. Дело в том, что мы все находимся под атмосферным давлением в 98килопаскалей, которое прибавляется к измеряемому. Вот так мы и выходим на линейную часть характеристики датчика. ![]() При изменении давления изменяется и напряжение на выходе датчика. Вот это изменение, т.е. переменная составляющая выходного напряжения датчика нас и интересует, поскольку она пропорциональна звуковому давлению. Изменение атмосферного давления никак на измерениях не скажется, так как оно будет просто перемещать переменную составляющую вверх-вниз по линейной части передаточной характеристики датчика, никак не влияя на величину выходного сигнала. В-третьих, как будем мерять? В принципе, можно просто измерять напряжение на выходе обычным милливольтметром переменного напряжения и пересчитывать в децибеллы по вышеприведенной формуле. Для датчика MPX4250 1кПа соответствует 20мВ. Можно. Но! Зачем? Если у каждого из нас рядом универсальный прибор, называемый компьютер? Значит делаем раз: находим SpectraLab. Где - не знаю, я лично нашла его у себя на винте... ![]() Делаем два: ставим SpectraLab. Делаем три: калибруем его. Про калибровку достаточно написано в ветке форума SPL-клуба, с которой все это началось. Позже я расскажу как калибровали мы. Ладно, работа стоит, а я тут разговорилось... Продолжение следует... ...Добавила в аттаче картинку платы с высоким разрешением. Для печати.
__________________
При промывке мозгов извилины стираются. |
![]() |
![]() |