Просмотр полной версии : Автозвук на бюджетных динамиках
В связи с преждевременной кончиной моей старой темы :( и желанием все таки довести начатое озвучивание Тавра до конца 8) решил восстановить данную ветку. Ниже приведены выдержки, если кому интересно, то полная версия здесь (http://spalah.sourceforge.net/forum/viewtopic.php?t=61769&sid=7845b698e4dda027db8de9fc98fb083e)
Значит дело было так :D
Есть у меня несколько динамиков 5ГДШ-4 и 4ГД-28 :roll: то бишь старых советских широкополосников. К тому же есть ДСП, провода, грили, конденсаторы и т.д., в общем куча валяющихся без толку запчастей, из которых можно соорудить хоть какое то более-менее приличное озвучивание Тавра 8) Начал, значит, я приставать к Диме (он же Ботаник :wink: ) со всякими вопросами глупыми (чайниковскими :D ), он как истинный джентельмен отвечал, советовал, подсказывал… 8) В общем, общались мы, общались и решили, что может это еще кому-то интересно будет, может кто-то прочтет и не будет мучить вопросами (хоть некоторыми) нашего уважаемого и любимого Ботаника :!:
Итак, краткое содержание предыдущих 65 серий :-D
Хочу изготовить (самостоятельно) подседельные ящики. С финансами сейчас, мягко говоря, напряженка, а музыку хочется слушать более-менее качественно. Есть у меня 2 пары динамиков – (не смеяться) 5ГДШ-4 и 4ГД-28.
Вообще-то в этих динамиках практически не разбираюсь. :oops: Они как-то для дома лучше, а в машине, тем паче в подседельниках их век недолог. Надо посмотреть их, вроде такие есть у нас в продаже. Насколько знаю, кто-то делал установки на ГДН-ках и даже выступал на соренованиях, правда, результаты мне тоже неизвестны. :)
На каких остановиться пока не знаю. На данный момент основная проблема – рассчитать объем. Т.к. нужен такой параметр как Vэ, а для этих динамиков я нигде не могу его найти.
Vas считается двумя способами - методом добавочного объема или методом добавочной массы. До Fs<=100Гц методика достаточно точная. Определяешь Fs в свободном поле и Fc в ящике (или Fs' - c добавочным грузиком). Потом по несложным формулам рассчитываешь Vas. И все. http://www.12v-club.ru/articles/2/84/index.html
А уж имея Qts, Fs и Vas, посчитать объем ЗЯ и смоделировать поведение динамика в этом акустическом оформлении уже не проблема.
Может у тебя есть хорошие справочники или ссылкой кинь.
Не поможет. У "нашемарочных" динамиков огромный разброс параметров не только от разных изготовителей и даже не только от разных партий. Их лучше мерять каждый экземпляр отдельно, причем прогретый... Наверняка замечал, что у кого-то дома колонки на отечественных динамиках играют отменно, а у других вроде такие же - но не звук, а рак ушей.
ЗЫ Динамики будут использоваться для НЧ-СЧ.
А что на ВЧ планируешь?
С ВЧ проблема :( Думал использовать 2ГД-36, но меня отговорили. Т.к. у них малое звуковое давление и их практически не будет слышно при движении. Что взять не знаю :?
Хм... Берем опорную чувствительность низкую, например, 86дБ. Это при 1Вт. Даем 10Вт и получаем прирост отдачи (при правильном оформлении) минимум на 10дБ, т.е. 96дБ. А это весьма неслабо, т.е. громкость увеличится в 10 раз. Если дадим 20Вт, то громкость увеличится в 100раз. Что, впрочем, ненадолго - "домашние" твиттеры обычно не рассчитаны на такие нагрузки.
Что посоветуешь в пределах 20грн. за пару :oops: (есно б/у, СССР).
Это за 4уе? :shock: Вот не знал, что такие цены еще есть... Даже не знаю, что и сказать. Точно скажу только, что самые дешевые компонентники (комплект с пищалками и неплохими кроссами), что я видел и которые теоретически можно вживить в ящики - около 30уе.
Разумно звучащие автомобильные пищалки, которые не скурвятся и не покоробятся после первой же мойки или просто обмерзания - 15уе. Есть и дешевле, но звук мне не нравится вообще.
Из "домашних" exUSSR посмотрю, но чуть позже. Пока со временем напряг. :(
Хм... Берем опорную чувствительность низкую, например, 86дБ. Это при 1Вт. Даем 10Вт и получаем прирост отдачи (при правильном оформлении) минимум на 10дБ, т.е. 96дБ. А это весьма неслабо, т.е. громкость увеличится в 10 раз. Если дадим 20Вт, то громкость увеличится в 100раз.
Что-то я ничего не понял :roll: Если не сложно - объясни для чайника :wink:
Это за 4уе? Вот не знал, что такие цены еще есть...
Есть, есть :-) Например, 2ГД-36 в Донецке на базаре продаются за 3грн. ПАРА! Причем не паяные!
Что-то я ничего не понял Если не сложно - объясни для чайника
Это я к тому, что именно понимать под отдачей. Например, берем автомобильный твиттер с низким чутьем 86дБ/Вт/м. Он вполне реально без проблем переварит 25-30Вт неискаженной мощности (в своем диапазоне, конечно). Уровень шумов в Таврии на большой скорости - 110-112дБ. Из такого твиттера можем получить ВЧ сигнал с уровнем 115дБ. А это - в два-четыре раза громче уровня шумов. Домашний твиттер даже с очень высокой чувствительностью (например, 96дБ/Вт/м) 20Вт не выдержит точно, может не выдержать и 10Вт. Соответственно, отдача у него будет 105-106дБ, что может быть недостаточно не только для терпимого динамического диапазона, но даже просто для перекрытия шума в машине. Там еще много нюансов - преобладающие НЧ составляющие шума в автомобиле, разная чувствительность уха к разным диапазонам, даже частота раздела, с которой работает система имеет значение и т.п.
По большому счету тебе в любом случае придется делать именно согласованную с мидбасом систему, даже если она будет "недостаточно громкой". Если ты к своим ящикам поставишь Супремо с их нехилой отдачей, то это будет так же нелепо, как ставить к ним пищалку, которой почти не слышно...
Есть, есть :-) Например, 2ГД-36 в Донецке на базаре продаются за 3грн. ПАРА! Причем не паяные!
На базаре не был, да и не климат у нас сейчас... для базара-то. :) Но был в магазинах типа Радиолюбитель и т.п. Ничего отечественного дешевле 10уе/шт в продаже нет, исключая всякие двухдюймовые маломерки. Есть, конечно, типа 4ГДШ, у которых рифленый край бумажного диффузора является и подвесом, но это совершенно не автомобильный динамик, а так - игрушка для экспериментов и кандидат на помойку после них. К тому же посмотрел я на их чахлые магнитики... Ну нет у меня к ним доверия. 25ГДН - более серьезная вещь, но цена комплекта (если брать все вместе с ВЧ+кроссы) намного превышает стоимость тех же NRG (30уе) и вплотную подбирается к Пролоджи (80уе).
Т.е. ок 80грн. это новые. б/у будут наверно ок. 40грн.,
Такие пищалки б/у ты едва ли найдешь. Звук у них весьма недурственный, встроенный кросс 1-го порядка с защитой от перегрузки, живучесть - похвальная... Кто ж их будет продавать, если уже купил? :)
А какие хоть фирмы/модели – погляжу на базаре…
Титан ТС30-12 (http://www.tavria.org.ua/forum/viewtopic.php?t=5249)
...По большому счету тебе в любом случае придется делать именно согласованную с мидбасом систему...
Спасибо за объяснение :wink: Только объясни по каким параметрам мне нужно подбирать ВЧ динамики к моим НЧ/СЧ?
был в магазинах типа Радиолюбитель
Это ты ради меня в магазин ходил? Молодец! Спасибо большое за внимание! Очень приятно :-)
Есть, конечно, типа 4ГДШ, у которых рифленый край бумажного диффузора является и подвесом… К тому же посмотрел я на их чахлые магнитики...
Это прям про мои динамики говоришь. Кстати эти 5ГДШ-4 ставились в отечественные телевизоры :shock: Большого доверия у меня к ним тоже нету, но денег на другие динамики нет и в ближайшее время не предвидится, даже на какие-нибудь 10-20 ГДН (кстати они у нас ГОРАЗДО дешевле). Так вот денег нет, но есть динамики, ДСП, провод, конденсаторы (для фильтров) и желание добиться от всего этого максимально возможного качества звучания. Кстати сейчас у меня в машине стоят эти 5ГДШ и стоят они в ней уже ок. 2 лет в штатных местах сзади. Недавно ради интереса кидал в машину колонки от "Маяка" (10ГДШ), так вот по звучанию на ВЧ они позвонче моих будут, но это и понятно мои то работают где-то до 12кГц :cry: по низам 10ГДШ, тоже немного лучше, но не значительно, по сути разница слышна лишь на больших уровнях громкости. Поэтому я и думаю что если изготовить хорошие корпуса под 5ГДШ, возможно даже с ФИ, то звучание будет иметь очень даже не плохое соотношение цена/качество :wink:
Кстати про измерение динамиков уже договорился
Ну тогда предметно можно это обмусолить будет. Кстати, можно немного улучшить (для автомобиля) бумажные "домашние" динамики - лакировать/покрасить диффузор (напылением), пропитать подвес и шайбу (если она есть) герленом, разведенным в бензине, поменять добротность дополнительным магнитом и т.п.
по каким параметрам мне нужно подбирать ВЧ динамики к моим НЧ/СЧ?
По чувствительности и АЧХ. Если твои динамики начинают "кривляться" с 4кГц, то пищалку надо с резонансной пониже. Впрочем, если найдешь Титан - его тебе и даже при апгрейде мидбасов хватит.
Кстати эти 5ГДШ-4 ставились в отечественные телевизоры :shock: Большого доверия у меня к ним тоже нету, но денег на другие динамики нет и в ближайшее время не предвидится, даже на какие-нибудь 10-20 ГДН (кстати они у нас ГОРАЗДО дешевле). Так вот денег нет, но есть динамики, ДСП, провод, конденсаторы (для фильтров) и желание добиться от всего этого максимально возможного качества звучания.
Бум пробовать. :) Получится ненамного дешевле готового комплекта, зато "врастяжку" по деньгам и с огромным опытом. К тому же их в случае удачного результата при апгрейде, когда он будет, не стыдно и продать будет. :) А качество вполне может получиться и получше, чем при использовании каких-нибудь Блау и уж всяко лучше, чем Витьки и прочие Евротеки.
Поэтому я и думаю что если изготовить хорошие корпуса под 5ГДШ, возможно даже с ФИ, то звучание будет иметь очень даже не плохое соотношение цена/качество :wink:
Возможно. Цифирки подскажут. ФИ - ИМХО, не стОит. У меня фронт ФИ был - сейчас переделываю в ЗЯ. Сначала понравилось, потом порт заткнул, поездил и понял, что с ЗЯ лучше - скорей всего, из-за ФЧХ. По крайней мере в моем случае.
ВЧ динамики подбирать к НЧ/СЧ по чувствительности и АЧХ.
Т.е. если у моих 5ГДШ чувствительность 90дб, то с такой же чувствительностью надо брать пищалки? Опа! только что глянул в таблицу с характеристиками, оказывается мои 2ГД-36 (3ГДВ-1) тоже 90дб. Получается подходят? :?
Получится ненамного дешевле готового комплекта, зато "врастяжку" по деньгам и с огромным опытом
Это почему? Какие еще дополнительные/непредвиденные расходы могут быть?
А качество вполне может получиться и получше, чем при использовании каких-нибудь Блау и уж всяко лучше, чем Витьки и прочие Евротеки.
Да уж, у нас в семье раньше был Космич, потом копейка, так я туда в заднюю панель (чур не драться :-D ) врезал эти динамики. И звучали они довольно прилично, правда низы появлялись только когда ручка громкости доходит до середины :?
Впрочем, такие переделки достаточно серьезно могут повлиять на характеристики, но, увы, все взаимосвязано - улучшаешь одни - ухудшаешь другие...
Что такое герлен?
Строительный герметизирующий материал - ленты шириной ок. 20см и толщиной 3-5мм. Что-то похожее на сырую резину желто-коричневого цвета, с одной поверхности закрытую тонким нетканым материалом. Липучая - трындец...
И что такое шайба?
Центрирующая шайба - дисковидная концентрически гофрированная (обычно тканая) "тарелка" за диффузором. Внутренняя часть этого кольца крепится к диффузору/катушке, внешняя - к корзине возле магнита (а не возле подвеса). Предназначена для того, чтобы не возникало перекосов при движении диффузора и чтоб катушка не шоркала по керну. Дополнительно еще и защищает магнитный зазор от всякого мусора.
Т.е. если у моих 5ГДШ чувствительность 90дб,
Угу... Как бы все ничего... Только от какой головы они у тебя играли? Если подцепишь их к какому-нибудь Пионеру на мосфетах с вольтдобавкой, то 90%, что им придет кирдык. У них долговременная мощность перевариваемая - 6 Вт всего. Еще надо учесть, что охлаждение катушки в ящике не улучшается по сравнению с ФЭ. :) Впрочем, все это лечится.
У 10ГДШ, кстати, резонансная около 40 Гц, у 5ГДШ - 80 Гц, а у 4ГД-28 - 60Гц. Вообще-то запас по мощности есть только у 10ГДШ из тех динамиков, что ты перечислял... Кстати, раз 5ГДШ стояли в телевизорах, то магнитная система у них должна быть магнитоэкранированной. Фокус с дополнительным магнитом может не получиться...
только что глянул в таблицу с характеристиками, оказывается мои 2ГД-36 (3ГДВ-1) тоже 90дб. Получается подходят? :?
Ага. Десять с половиной раз. :) Это "работает" для динамиков с равными сопротивлениями. Какое у 2ГД-36 сопротивление в твоей таблице указано? А у 5ГДШ? :wink: То-то же... Впрочем, все другие "домашние" пищалки, что играют на 4Ома - обычно здоровенные двухобмоточные "эстрадные" монстры. Так что придется тебе (если будешь использовать 2ГД-36) как-то согласовывать их с НЧ секцией. Вот и получается, что чувствительность одинаковая, а отдача пищалок практически в 4 раза ниже НЧ.
Это почему? Какие еще дополнительные/непредвиденные расходы могут быть?
Провода, грили, детали/платы/корпуса для кроссов, материалы для "твика", но основной расход - время. А оно - тоже деньги. :)
И звучали они довольно прилично, правда низы появлялись только когда ручка громкости доходит до середины :?
Хм... А что за голова у тебя?
Думаю, что в мой бюджет "влезут" пищалки от S30 (3ГД-2) и от 10МАС (какой не помню), может еще кандидаты будут.
Не подходят - спалишь. У них резонансная аж 4500 Гц, а на такой частоте (даже ниже) уже раздел по-хорошему делать надо. Но даже если порезать на 5кГц, то гармоники ее убьют за пару минут большой громкости. Они для трехполоски только годятся.
Угу... Как бы все ничего... Только от какой головы они у тебя играли?
Голова - магнитола всемирно известной фирмы China Brothers :-D Оконечный усилитель TDA2005 2*7,5Вт. Юзаю 5ГДШ с этой магнитолой уже ок. 2 лет - полет нормальный, может потому, что я не любитель слушать музыку на полную громкость.
Кстати, насчет магнита - таки да он экранирован :(
У 10ГДШ, кстати, резонансная около 40 Гц, у 5ГДШ - 80 Гц, а у 4ГД-28 - 60Гц
40Гц это конечно хорошо, но ведь надо еще, чтобы голова их выдала, а я в своей сильно сомневаюсь :roll: и даже CD-ROM, подключенный к голове вряд ли сможет помочь :evil: Я вообще так смотрю, что 4ГД-28 вроде как получше будут, только вот на днях глянул на них и выяснилось что один динамик в двух местах проткнут чем-то типа отвертки :( и аккуратно заклеен с внутренней стороны бумагой и ПВА :shock: – это не страшно, или их теперь в мусор?
Вот и получается, что чувствительность одинаковая, а отдача пищалок практически в 4 раза ниже НЧ.
Таки да, я уже проверил на практике - подключал эти пищалки в машине - не слышно их :evil: Кстати родилась мысль - а что если использовать по две пищалки на канал (как раз 4Ома получиться) или другой вариант сделать для ВЧ отдельный усилитель на чем-то типа TDA2003? Что скажешь?
Не подходят - спалишь… …Они для трехполоски только годятся.
Хм :? ну что такое не везет :( Одно только не понятно как они тогда работают в двухполосных S30 :?
Глянул какие пищалки стоят в 10МАС - 3ГД-31, но на их звучание обычно все ругаются, да и здоровые они, куда их ставить :? Есть у меня еще 6ГДВ-4, но я их держу для компьютерной аккустики - тоже сам собираюсь делать 8) А так получается, что особо то кандидатов и нет :( Сегодня, правда, не получилось в Донецк съездить на рынок, может на следующей неделе вырвусь, да погляжу...
ПС: уже перед отправкой родилась мысль, а что если сделать АС с ПАС? Динамиков, то у меня хватает :D
Голова - магнитола всемирно известной фирмы China Brothers :-D Оконечный усилитель TDA2005 2*7,5Вт. Юзаю 5ГДШ с этой магнитолой уже ок. 2 лет - полет нормальный,
Ага, тогда выживут.
может потому, что я не любитель слушать музыку на полную громкость.
Эта любовь (если она нормальная) обычно приходит с возможностью получить высокую неискаженную громкость в полном диапазоне. :)
40Гц это конечно хорошо, но ведь надо еще, чтобы голова их выдала, а я в своей сильно сомневаюсь :roll:
В любом случае, слабость одного звена тракта - не повод делать остальное уровнем ниже, чем возможно. :)
проткнут чем-то типа отвертки :( и аккуратно заклеен с внутренней стороны бумагой и ПВА :shock:
Если пробит диффузор - не есть гуд, конечно, но вовсе не фатально, тебе все равно их еще бы упрочнить чуток, даже без этого дефекта. А вот если подвес... то может быть все, что угодно - от перекоса катушки до хрипов и хрюкания в ящике. К тому же у рваного в одном месте подвеса есть нехорошая привычка рваться и дальше. В этом случае - не рекомендуется.
а что если использовать по две пищалки на канал (как раз 4Ома получиться)
Хех... Если возможность есть - попробуй навскидку. Там только тональный баланс может немного попортиться из-за интерференционных искажений. Но сдвоенные мидбасы делают же. Почему бы твиттеры не попробовать? Еще одно. Поставив два твиттера с отдачей по 90дБ, получишь совместно 93дБ. Дополнительная мощность ниоткуда не возьмется. Хватит ли того, что получится? Пробовать надо...
или другой вариант сделать для ВЧ отдельный усилитель на чем-то типа TDA2003?
Т.е. поканалку сделать? Теоретически - можно. Практически - сколько ты выжмешь на 8 Омах при ограниченной тепловой мощности пищалок?
Можно попробовать так - подключить в кросс ГДШ мощную сопроту в 4Ома последовательно и обрезать его сверху (обязательно!) на 3,5-4кГц, а пищалку без всяких аттенюаторов и только на свой диапазон. Ну хотя бы первым порядком обкусить на 4000Гц - конденсатором. Если при этом отдача будет сравнимая, то можно думать дальше в этом направлении.
Кстати, в любом случае "черновые" кроссы тебе надо делать практически сразу - уже сейчас. Иначе ничего с этих проб не поймешь. Маловероятно, что сразу "попадешь" в "нужную" частоту и согласуешь пищаль с мидбасом, но лучше пролететь с кроссами, сваянными на скорую руку, чем запороть "чистовые". :)
Одно только не понятно как они тогда работают в двухполосных S30 :?
Элементарно - порезаны на 5000 Гц или выше. Для домашней акустики такое деление вполне приемлимо. Там пищалки рядом с мидбасом живут. А в машине - разнесены от полуметра до полутора. Картинка расползается...
Глянул какие пищалки стоят в 10МАС - 3ГД-31, но на их звучание обычно все ругаются, да и здоровые они,
Мощность перевариваемая ниоткуда не приходит... :) Посмотри на те же автомобильные Морель Супремо. :) Ни фига себе банки...
куда их ставить :?
Большие - в уголки торпедо тылом к стойке/боковым зеркалам и направлением излучения на лобовик в район зеркала заднего вида. Впрочем, излучение у домашней акустики обычно узконаправленное... Так что с положением/ориентацией поиграться надо будет в любом случае.
Есть у меня еще 6ГДВ-4…
Так и их попробуй сопритюкнуть - у них мощность повыше, правда, как и резонансная (3кГц). Зато можно поканально на них и мощи поболе подать и этим согласовать уровни, а резать - на те же 3,5 - 4 кГц.
В общем - простейшие кроссы, потом тестовые ящики из подручных материалов (после замера параметров), а потом уже "тюнинг" всего этого - объемы, частоты раздела, наполнение, расположение, ориентация... Вот когда все "срастется", тогда и сделать инсталляцию "на чистовую". Будет чуть более геморройно сначала, но зато в результате будешь уверен, что получил максимально выжатые из этой акустики возможности.
ПС: уже перед отправкой родилась мысль, а что если сделать АС с ПАС? Динамиков, то у меня хватает :D
:) Угу... А способов расчета ПАС - тоже? :wink: Или на слух? Дык, в машине и дома - разные вещи. К тому же кроме качества у тебя еще задача - получить хорошую отдачу. А это однозначно ЗЯ. Ну, или ФИ на крайний случай, но никак не ФЭ, отдаленным аналогом которого ПАС и является.
К тому же, надо расчитать фильтр именно под мои ГДШ, как это сделать?
Давай уж лучше что-нибудь попроще. Для более точных расчетов надо знать Qes/Qms/Z/Re/Le динамиков, ну и их чувствительность, конечно. Но для варианта плюс-минус две трамвайные остановки сойдет и вот вариант, что ниже. Там все написано. Твиттер с мидбасом перефазированы на картинке, но для подседельников, возможно, придется делать наоборот. R1/R2 - аттенюатор 4ГД-28 для согласования по уровню с 2ГД-36. Вся соль пассивных кроссов - в простоте и малом количестве компонентов. Единственное - требуется достаточно точный подбор номиналов. А не те +-20%, как это встречается на некоторых хм... изделиях. Такие - на помойку. Катушки лучше мотать без сердечников, что бы там ни говорили, да проводом потолще, конденсаторы МБГО, резисторы, разумеется, НЕ проволочные.
http://tavria.org.ua/forum/files/xovergdn.jpg
Насчет точных номиналов попытаюсь договориться, чтоб измерить мои конденсаторы/катушки/резисторы...
Провод ПЭВ-1 (Ф0,8 ) пойдет? Есть еще ПЭВ-1 (Ф1,42), но его не сильно много - вдруг не хватит А 0,8-го хватит не на одну партию кроссов. Конденсаторов МБГО вдоволь. А резисторы... это ты про ПЭВ/ПЭВР говоришь? А какие тогда если не эти? Я вроде других совейских мощных резисторов не встречал.
Провода не так много и надо на самом-то деле. Сопротивление посчитай - и все станет понятно. Чем толще - тем лучше. Почему я и говорил о "черновых". На скорую руку - "я тебя слепила из того, что было"(с)...
это ты про ПЭВ/ПЭВР говоришь? А какие тогда если не эти?
Упс... Сорри, неправильно выразился. Именно эти как раз лучше и не ставить - там же проволока идет намотанная... как катушка индуктивности. Кто ее мерял бы? Керамические резисторы типа SQP имелись в виду. В принципе, они тоже проволочные... Только сделаны по-другому чуток.
Наконец-то мои динамики измерены 8) за что персональная благодарность Маше Синичкиной :wink: Естественно руки уже чешутся, но прежде чем что-то лепить хотелось бы услышать мнения и пожелания старших товарищей :D тем более что картина рисуется малоприятная :( Особенно интересуют методы улучшения данных динамиков. В общем ждем-с...
картина рисуется малоприятная :(
Да не то слово... :(
Грубо говоря,
Fs=84 - вроде вполне прилично для бумажного динамика,
Vas=24 - без добротности само по себе только намекает на ФЭ
Qts=2,62... н-да... :roll: точно ошибки нет?
По-хорошему дальше голосового диапазона их вообще пускать нельзя... Понятно, зачем это сделано - чтобы нарисовать подобие верхнего баса в свободном пространстве, но в машине-то его и так - по самое нехочу.
С такими данными - только двери, причем постараться направить друг на друга, чтоб провал от противонаправленных динамиков хоть как-то смял этот колокольный горб. Но... на 1,45м ширины салона стояк на 120Гц снесет горб почти наповал... только вместе с отдачей. :(
Подседельники им противопоказаны насмерть, иначе уши в трубочку свернутся... :( Разве что дыру в полу прорезать и магнитом наружу. :)
Особенно интересуют методы улучшения данных динамиков.[/quote]
Если бы резонанс понизить - легко. Но тогда растет Vas и добротность, что никак нельзя. Эквивалентный объем понизить - тоже можно попробовать было бы, толькоА последняя цифирь вообще ни в какие ворота не упирается и всю малину портит. И это полная добротность... А чего стОят Qms=16 :shock: и Qes=3,14. Да уж, полный "пи". :)
Допустим (понимаю, что нет, но допустим), берем параметрик, и максимально давим самой широкой полосой горб на 120. Получится более-менее ровно, но подседельник опять вытащит все наружу.
Дорабатывать сам динамик при таких параметрах, ИМХО - мартышкин труд. Остаются только режекторные фильтры. Они могут изрядно подгадить звук, но как-то бороться с кривейшей АЧХ надо...
Вот пара способов.
Доработка кроссоверной части:
Железный_Шихман (25.11.2004 15:23):
Хорошо бы конкретно понять - где именно горб. Если отключить совсем пищалки, резкая середина остается? Если да, то горб дает мидбас в области 2-4 кГц, и для его удушения можно использовать пассивный режекторный фильтр. В старой домашней акустике такие цепочки иногда ставили для корректировки среднечастотных выбросов. Идея древняя, как мир - параллельный LC-контур (фильтр-пробка) последовательно с мидбасом. Параллельно контуру - резистор, который регулирует его добротность и степень режекции. До 6-8 дБ таким макаром можно угрызть.
Vasi (26.11.2004 06:43):
Спасибо за дельный совет. Сегодня буду проверять при отключенный ВЧ динамиках. Про параллельный фильтр думал, но не могу его расчитать. Изготовить смогу сам если найду формулу.
Железный_Шихман (26.11.2004 11:25):
ФОрмула несложная - 1/2П sqrt(LC).
Но для данной частоты настройки нужно "играть" соотношением L и C,
чтобы получить нужную полосу режекции.
А здесь (http://www.bluesmobil.com/shikhman/arts/hole.htm) - более "тяжеловесный" способ решения проблемы.
Акустический режекторный фильтр:
Здесь целая статья. (http://www.bluesmobil.com/shikhman/arts/helmhlz.htm) Внешне должно получиться наподобие вот такого варианта (http://over.s5.com/2.GIF). Для фильтра литрового объема длина порта диаметром 3см будет около 13см. ИМХО, так.
Спасибо за консультацию :D
Итак, насколько я понял - подседельники отменяются :wink: Значит, двери, говоришь... Ладно, двери так двери. А в какую часть дверей эти динамики лучше всего поставить?
И я не совсем понял - если их ставить в двери, то нужно ли использовать режекторные фильтры? В принципе, почитав статьи пришел к выводу - что наиболее оптимальным для меня будет использовать (если нужно) LC-фильтр или фильтр на основе моста Вина, а то всякие там резонаторы Гельмгольца меня не вдохновляют :D
ЗЫ: Дима, если тебе не тяжело, выложи, пожалуйста, сюда АЧХ моих 5ГДШ, а то я проги поскачивал с инета, а они не хотят устанавливаться :evil: - видать надо уже ХР переустанавить, а времени сейчас нету :( А то мы тут обсуждаем, а я даже "в глаза не видел" как они играют :roll:
А в какую часть дверей эти динамики лучше всего поставить?
Передний нижний угол.
И я не совсем понял - если их ставить в двери, то нужно ли использовать режекторные фильтры?
Посмотри на графики. Электрические - надо бы по большому счету. Акустические там едва ли возможны.
АЧХ моих 5ГДШ, а то я проги поскачивал с инета, а они не хотят устанавливаться :evil: - видать надо уже ХР переустанавить, а времени сейчас нету :( А то мы тут обсуждаем, а я даже "в глаза не видел" как они играют
Пожалуйста. Толстые линии - без учета влияния салона, тонкие - с учетом. Но без корректировки на подседельный горб и дверной провал - сам на глазок прикинешь. :)
Сиреневая - двери,
Голубая - большие подседельники типа Olddad'овских, под завязку набитые синтепоном,
Красная - большие 9л кики, тоже набитые.
Белая - самые ходовые 7л ящики без набивки.
Для сравнения желтая - 12.5 л подседельник безо всяякой набивки с мидбасами из компонентного комплекта стоимостью в 30уе. :)
Посмотри на графики. Электрические - надо бы по большому счету. Акустические там едва ли возможны
Так и я о том же, вот только
Но без корректировки на ... дверной провал - сам на глазок прикинешь. :)
Видишь ли у меня в этом деле глаз не набит (пока еще :D ), т.е. как я понимаю - при установке в двери на частоте ок. 120Гц получается провал? насколько сильный? это я к тому что нужны ли мне в таком случае режекторные фильтры? или оно и так нормально будет?
И еще что нужно сделать с дверями, чтобы улучшить звучание? (виброизоляция дверей сделана :wink: )
ЗЫ: сегодня поэксперементирую с разным кол-вом пищалок...
Маша Синичкина
11.03.2005, 15:07
Извините что влезаю в вашу высокоинтеллектуальную беседу, но все-таки не могу не вставить свои пять копеек.
Пощупала я эти динамики и кажется мне что в машине (а тем более в дверях оной) они долго не проживут. Дифузор у них сделан из чего-то напомнившего мне туалетную бумагу... ;) Несколько капель воды и он просто расползется.
Извините что влезаю в вашу высокоинтеллектуальную беседу, но все-таки не могу не вставить свои пять копеек.
Пощупала я эти динамики и кажется мне что в машине (а тем более в дверях оной) они долго не проживут. Дифузор у них сделан из чего-то напомнившено мне туалетную бумагу... ;) Несколько капель воды и он просто расползется.
Маша умница :P На заре моего автозвука, радиоприёмник "Былина",
моно, 4вт на два динамика. Именно динамики, почти каждый год
менялись. Хотя стояли за задним сиденьем на полке и воды не было.
Дедушку Крылова помните?
"...а вы, друзья, как ни садитесь..."
Неужели есть хоть капля надежды, что дешевенькие домашние динамики смогут правильно запеть в машине?
Чудес не бывает! Увы!
Ну вот, понабегало тут критиков :D Шумят, толкаются, слова сказать не дают :-D
Пощупала я эти динамики и кажется мне что в машине (а тем более в дверях оной) они долго не проживут. Диффузор у них сделан из чего-то напомнившего мне туалетную бумагу... :wink: Несколько капель воды и он просто расползется.
На заре моего автозвука, радиоприёмник "Былина", моно, 4вт на два динамика. Именно динамики, почти каждый год менялись. Хотя стояли за задним сиденьем на полке и воды не было.
Понятное дело, что эти динамики не являются вершиной качества и долговечности. Сергей, не знаю какие динамики стояли у тебя, но как я уже писал, 5ГДШ-4 у меня стояли в 3-х машинах и сейчас стоят в Таврике сзади, в штатных местах (стоят они там уже 2!!! года) пару месяцев назад снимал обшивки смотрел на них - что новые 8) Я вполне серьезно. Я так понимаю, что жизнь динамиков очень зависит от условий хранения и эксплуатации машины. Если машина стоит на стоянке (промерзает), потом при езде прогревается - в результате постоянные перепады температуры и влажности. В таких условиях динамики долго не протянут. Моя же машина стоит в гараже, зимой эксплуатируется не часто, может поэтому динамики целые? Не знаю, но факт налицо. Конечно, в дверях их жизнь намного сократится :( Насколько сильно - практика покажет, уплотнители у меня вроде целые :wink: Хотя мне приходилось наблюдать советские динамики, которые попадали под хороший дождь и ничего они не разлазились. При этом коробился диффузор что иногда приводило к заклиниванию катушки...
Неужели есть хоть капля надежды, что дешевенькие домашние динамики смогут правильно запеть в машине?
У меня есть полведра :D надежды что они будут петь не хуже каких-нибудь Витьков и Повасоников :wink: А ведь некоторые тратят на них свои деньги, у меня же они можно сказать, под ногами валяются - почему бы не использовать? Ты мне скажи: если бы ты был в моей ситуации, когда бюджет не предусматривает покупку хороших авто-динамиков (по крайней мере пока), ты что предпочел бы совсем ездить без музыки? или довольствоваться посредственным звучанием, имея возможности, хоть как то его улучшить?
Чудес не бывает! Увы!
Так ведь я и не надеюсь, что эти 5ГДШ будут звучать на уровне каких-нибудь Киксов или Ланзаров :wink: Я вполне осознаю каким будет результат, но ведь все равно это будет лучше того, что есть. Значит прогресс налицо 8) Заодно, как говорил Ботаник, приобретаю опыт и понимание, которые очень пригодятся при постройке новой акустики в авто.
Но что-то мы отвлеклись... :D
Итак, вернемся к нашим ... динамикам :D
Пробовал я вчера вечером слушать 5ГДШ-4 с 2ГД-36 в разных пропорциях и сочетаниях :D 5ГДШ установил в корпуса объемом 13литров, под завязку набитых ватой. Сел на диван, колонку установил в ногах, пищалку перед собой - в общем имитировал машину как мог :wink: Включил диск Yello и стал слушать...
1) В начале послушал 1 (один) твитер + 1 мидбас (сразу оговорюсь, что включал твитер(ы) последовательно с конденсатором 2мкф, а 5ГДШ напрямую - некогда было фильтр делать) - что интересно, что пищалку слышно, но высокие идут, образно, откуда-то из середины расстояния между мидбасом и твитером - видать сказывается отсутствие фильтра. В общем, звучание терпимое (если сделать нормальный фильтр), вот только будет ли слышно пищалку в машине - вопрос...
2) Потом послушал 2 твитера + 1 мидбас - высокие заметно сместились в сторону пищалок, более рельефно вырисовалась общая картина фонограммы. Единственный минус по сравнению со следующим способом включения - высокие стали какими-то слегка размазанными или искаженными. В ходе экспериментов выяснилось что этот эффект зависит от расположения пищалок и слушателя. Т.е. с двумя пищалками можно сильнее создать стерео-эффект, но можно (что более вероятно) и все испортить :(
3) И на последок послушал 1 пищалку + 1 мидбас, включенный через сопротивление 5,1Ом (некогда было подбирать нужный номинал) типа ПЭВ-10 :D - высокие опять же сместились в сторону пищалки, но не так сильно как в случае с 2 твитерами, зато звук нормальный независимо от положения слушателя.
Итог: больше всего понравился второй вариант, но учитывая сложность установки для создания качественного звучания, все более склоняюсь к третьему варианту...
Теперь вопрос: предложенная схема фильтра все еще актуальна? или ввиду новых данных требует изменений? Ну и вопросы по поводу установки динамиков в двери тоже остаются в силе :wink:
ЗЫ: Я вообще не большой специалист описывать звучание, поэтому если что написал непонятно или неправильно звиняйте - "я не волшебник я только учусь" :D
высокие стали какими-то слегка размазанными или искаженными. В ходе экспериментов выяснилось что этот эффект зависит от расположения пищалок и слушателя.
Угу. Интерференционные искажения двух источников сигнала в одном диапазоне. Боюсь, это не лечится.
не так сильно как в случае с 2 твитерами, зато звук нормальный независимо от положения слушателя.
Если пищалки с широким конусом излучения, то можно направить их на слушателей на противоположных сторонах машины, чтобы не тратить энергию на отражение. С перекошенной сценой и локализацией тоже можно побороться.
Итог: больше всего понравился второй вариант, но учитывая сложность установки для создания качественного звучания,
И еще то, что голова водителя не привинчена к подголовнику и с ее движениями все будет "плавать". :)
все более склоняюсь к третьему варианту...
Т.е. к классической двухполоске. :)
предложенная схема фильтра все еще актуальна?
Второй порядок? Да. Номиналы немного другие.
или ввиду новых данных требует изменений?
Можно добавить режекторный фильтр на 110-120Гц. Если не ошибаюсь - ИМХО так, как ниже. Но точней лучше все-таки узнать у практикующих людей, которые на "ты" со схемотехникой и расчетами. :oops: А то электронщик из меня хреновый - как из бутылки - молоток... :oops:
Ну и вопросы по поводу установки динамиков в двери тоже остаются в силе :wink:
Завал на 110-120Гц может быть 2-3дБ. Плюс/минус еще завальчик, зависящий от диаграммы направленности мидбасов и доворота подиумов в дверях.
Чтобы продлить жизнь этим динамикам, можно сделать над ними в двери подобие козырька, чтобы вода со стекла не капала в корзину (во многих япошах, например, так штатно сделано).
Диффузор с обеих сторон (немного отступив от подвеса) покрыть тонким слоем лака или краски из пульвера. Любой, из баллончика, например, главное - немного. И это, на катушку не попасть. :) Как я понял, она там без шайбы?
Для повышения живучести подвеса и крАя диффузора - уже говорил про герлен. Можно еще попробовать сделать, как поступают художники, когда закрепляют пастель - напылить лак для волос. Он достаточно эластичный, но не очень водостойкий, правда. Наверняка можно воспользоваться какими-нибудь пропитками, но я не химик - не скажу. :)
Во всем - мера. А то по параметрам динамики могут превратиться вообще в... в общем, не в динамики. :)
Если не ошибаюсь - ИМХО так, как ниже
Ошибаешься :D фильтр-пробка это параллельно включенные конденсатор и катушка, которые в свою очередь включены последовательно с динамиком :wink: а вот куда прилепить резистор R сам не знаю :oops: не на столько я специалист :?
Можно добавить режекторный фильтр на 110-120Гц ... Но точней лучше все-таки узнать у практикующих людей, которые на "ты" со схемотехникой и расчетами.
Спрашивал у отца, так он говорит, что не стоит ставить фильтр в районе граничной рабочей частоты, да и я сам склоняюсь к такому мнению...
Завал на 110-120Гц может быть 2-3дБ. Плюс/минус еще завальчик, зависящий от диаграммы направленности мидбасов и доворота подиумов в дверях.
В общем, я пока решил так - делаю фильтры, устанавливаю динамики, слушаю - понравится, оставляю так – нет, буду дальше дорабатывать, ставить фильтры и т.д. Напоследок вопрос - как я понял лучше всего направить динамики, друг на друга - чтобы завал был максимальным? А пищалки направлять на сидящего рядом, а не на зеркало? :D
Чтобы продлить жизнь этим динамикам, можно сделать над ними в двери подобие козырька, чтобы вода со стекла не капала в корзину
Вариант :wink: обязательно сделаю.
Диффузор с обеих сторон (немного отступив от подвеса) покрыть тонким слоем лака или краски из пульвера. Любой, из баллончика, например, главное - немного. И это, на катушку не попасть. :) Как я понял, она там без шайбы?
Тоже сделаю :wink: Динамики с шайбой, кстати я ни разу не видел советского динамика без шайбы, хотя вроде видал я их не мало...
Для повышения живучести подвеса и крАя диффузора - уже говорил про герлен
Вот только проблема найти этот герлен :? Он на строительных рынках продается? Хотя у меня в гараже есть нечто похожее, может быть это он и есть...
ЗЫ: на данном этапе основная проблема/задержка - отсутствие теплого гаража, ну и времени маловато, но как только чуть потеплеет возьмусь за установку :wink: а пока буду делать фильтры…
Ошибаешься :D фильтр-пробка это параллельно включенные конденсатор и катушка, которые в свою очередь включены последовательно с динамиком :wink: а вот куда прилепить резистор R сам не знаю :oops: не на столько я специалист :?
:) Говорил же - радиотехник из меня... А вообще - ведь написано же, но не тот фильтр включил :oops: :
Идея древняя, как мир - параллельный LC-контур (фильтр-пробка) последовательно с мидбасом. Параллельно контуру - резистор, который регулирует его добротность и степень режекции. До 6-8 дБ таким макаром можно угрызть.
Вот этот резистор для пробы можно и подстроечник.
Спрашивал у отца, так он говорит, что не стоит ставить фильтр в районе граничной рабочей частоты, да и я сам склоняюсь к такому мнению...
Почему же? У них граничная должна быть на целую октаву ниже. Да и в салоне у тебя чувствительный подъем в басовой области должен быть.
Напоследок вопрос - как я понял лучше всего направить динамики, друг на друга - чтобы завал был максимальным?
И не говори... Для общей АЧХ по твоим параметрам - да. :( А вообще такие вещи зело не приветствуются в автозвуке - рекомендуется доворачивать в салон - для сцены и тонального баланса... :(
А пищалки направлять на сидящего рядом, а не на зеркало? :D
Скорей всего - да при такой чуйке. По крайней мере, с такого положения я бы сам начал. ...и продолжил - крутить "по месту", когда мидбасы уже стоять будут... :)
Вариант :wink: обязательно сделаю.
Кстати, в гараже чьи-то японские штатные широкополосники висят - так у них этот козырек пластиковый насмерть приварен к корзине. :) Но параметры у них - у-у-у-у... Твои по сравнению с ними - СканСпики. :)
Динамики с шайбой, кстати я ни разу не видел советского динамика без шайбы, хотя вроде видал я их не мало...
Какие-то видел, именно наши. Дюймов 5, марку не запомнил. Был в непонятках - как же их не клинит? :)
герлен :? Он на строительных рынках продается?
У нас уж года два, как нигде не появлялся.
Хотя у меня в гараже есть нечто похожее, может быть это он и есть...
Если типа листов липучей невысыхающей резины с бумажкой с одной стороны (защищающей липкий слой) и белой тонкой нетканкой - с другой, то это - он. Обычно это рулончики 20см на 5-10м.
Идея древняя, как мир - параллельный LC-контур (фильтр-пробка) последовательно с мидбасом. Параллельно контуру - резистор, который регулирует его добротность и степень режекции. До 6-8 дБ таким макаром можно угрызть.
Вот этот резистор для пробы можно и подстроечник.
Упс... сорри, я тоже невнимательно прочел :oops:
Почему же? У них граничная должна быть на целую октаву ниже. Да и в салоне у тебя чувствительный подъем в басовой области должен быть.
Я просто думаю, что надо довольно точно настроить режекторный фильтр чтобы он вырезал именно ненужный мне горб и ничего лишнего. А в моих условиях - без приборов - это будет проблемно :? Так что, думаешь все таки стоит?
Если типа листов липучей невысыхающей резины с бумажкой с одной стороны (защищающей липкий слой) и белой тонкой нетканкой - с другой, то это - он. Обычно это рулончики 20см на 5-10м.
Кстати в Донецке герлен есть :wink: и у меня, оказывается, тоже :D тот рулончик о котором я говорил именно герлен... Так что теперь рассказывай как готовить и проводить пропитку моих динамиков :-D
И еще. Я тут на днях примерял динамики для установки в двери и выяснилось, что "большие" грили (в смысле внутренний Фгриля = внешнему Фдинамика) не становятся красиво, а залазят на тканевую вставку - что не есть гуд :( У меня еще есть "маленькие" грили, которые немного "закрывают" диффузор (внутренний Ф-11см, Ф диффузора и подвеса -14см) - можно их использовать или нет?
ЗЫ: А Speaker Workshop не рассчитывает намоточные данные для катушек индуктивности фильтров?
А в моих условиях - без приборов - это будет проблемно :?
На слух - только на хорошо известных или тестовых фонограммах. В обоих случаях предполагается некоторые навыки для этого. Но откуда-то ведь они должны появиться? :) Почему не с этой установки, если уж она у тебя такая экспериментальная? ;) По приборам проще, конечно.
Так что, думаешь все таки стоит?
Поменять резистор или вовсе отключить фильтр никогда не поздно. :) А вот оценить его влияние как на АЧХ, так и на тональный баланс - дорогого стОит, как и любой опыт.
как готовить и проводить пропитку моих динамиков
А чего рассказывать. Растворяешь в бензине до консистенции, при которой он уже пропитает шайбу, но не протечет внутрь, как бензин. То же самое можно проделать с подвесом. После этих манипуляций резонансная и добротность должны уменьшиться, а Vas - возрасти. Можно померять еще раз и удостовериться, насколько.
Сам диффузор, кстати, можно покрыть цапонлаком - легкий и достаточно прочный слой. А если в него тонер добавить (хотя бы пасту из авторучки), то можно получить любой цвет. И еще. "На всякий пожарный" налепи полоски герлена на "стойки" корзины вокруг окон - она резонировать меньше будет.
выяснилось, что "большие" грили (в смысле внутренний Фгриля = внешнему Фдинамика) не становятся красиво, а залазят на тканевую вставку - что не есть гуд :(
Если, например, диффузор черный и вокруг него под грилем тоже все черное, то тогда - гуд. :) И в какой цвет грили потом ни крась, все будет смотреться одинаково или хорошо, или стильно, или как кич. :) Зависит от выбора цвета в общей гамме салона. :)
внутренний Ф-11см, Ф диффузора и подвеса -14см) - можно их использовать или нет?
Не стОит, ИМХО. Решетка должна быть как минимум диаметром до наружнего края подвеса.
ЗЫ: А Speaker Workshop не рассчитывает намоточные данные для катушек индуктивности фильтров?
Не знаю. Воркшопом не пользуюсь.
На слух - только на хорошо известных ... фонограммах.
Это можно. Я, в принципе, понимаю как оно должно звучать :wink: т.к. имею, некоторый опыт в оценивании качества звучания - переслушал кучу аппаратуры, как советской так и современной импортной (во время работы продавцом в магазине). Единственная проблема – я могу лишь сказать хорошо звучит или нет, а вот почему плохо звучит и что нужно сделать чтобы зазвучала – пока не в моей компетенции. Что ж, будем учится :wink:
Поменять резистор или вовсе отключить фильтр никогда не поздно. :) А вот оценить его влияние как на АЧХ, так и на тональный баланс - дорогого стОит, как и любой опыт.
ОК, уговорил, буду делать.
Не знаю. Воркшопом не пользуюсь.
Я, просто, неправильно выразился – я имел ввиду – та прога, скриншоты которой ты выкладывал, не рассчитывает намоточные данные для кроссов и реж. фильтра? Если не затруднит, то выложи, пожалуйста, или подскажи где можно почитать/посчитать (применительно для провода ПЭВ 0,8 – решил, что нечего переводить на эти динамики хороший провод).
скриншоты которой ты выкладывал, не рассчитывает намоточные данные для кроссов и реж. фильтра?
Эта картинка - все, что выдает кроссоверный модуль СпикерШопа. Больше он ничего не может.
Если не затруднит, то выложи, пожалуйста, или подскажи где можно почитать/посчитать (применительно для провода ПЭВ 0,8 – решил, что нечего переводить на эти динамики хороший провод).
Экий ты, в самом деле. :) Говорю ж тебе, все, где бегает больше одного электрона, у меня вызывает суеверный трепет. :) Ну не разбираюсь я в схемотехнике, даже простейшей. :oops:
Ссылки на сборники программ, что могу посоветовать:
http://www.avtozvuk.com/index.htm
http://www.peps.ku.ru/bluesmobil/soft.html
Сегодня покрывал диффузоры краской – такие симпатичные стали 8) С покраской особых проблем не возникло. Как она отразилась на параметрах не знаю – не слушал, если получится, то измерим их после доработок и как говорится «вскрытие покажет» :wink: Завтра собираюсь пропитывать герленом, поэтому хотел спросить как сильно пропитывать подвес и шайбу – они полностью должны пропитаться и стать как бы мокрыми, но чтоб не потянулась бумага? Эту пропитку потом нужно сушить? Как долго, в каких условиях? Сколько раз нужно пропитывать? К какому конечному состоянию стремиться? В общем, поподробнее про сам процесс :D
И еще, читал как-то, что для уменьшения добротности советских динамиков можно заклеить окна корзины синтепоном. Правда? Может стоит сделать? Как это повлияет на другие параметры?
ЗЫ: За ссылки спасибо :wink: уже скачал проги, опробовал – все гуд.
Сегодня покрывал диффузоры краской – такие симпатичные стали 8)
Если при этом еще и работать будут хорошо - вообще сказка. :)
С покраской особых проблем не возникло. Как она отразилась на параметрах не знаю – не слушал,
Ну, про резонансную говорил. И низ СЧ (ну, или верх НЧ - называй, как хочешь :)) должны стать более артикулированными и четкими, но, возможно, чуть менее детальными. По идее, конечно. :)
Завтра собираюсь пропитывать герленом, поэтому хотел спросить как сильно пропитывать подвес и шайбу – они полностью должны пропитаться и стать как бы мокрыми, но чтоб не потянулась бумага?
Про подвес - именно так. А шайба разве там бумажная? Если бумажная (не должно быть - экий изврат) - критерий - как у подвеса.
Эту пропитку потом нужно сушить? Как долго, в каких условиях?
Сама высохнет при комнатной температуре (да при любой, главное, чтобы перепадов больших не было) по мере улетучивания бензина. :) Так что лучше сушить в гараже и на балконе, если только потоксикоманить не потянуло. :) Сушить горизонтально, диффузором вверх.
Сколько раз нужно пропитывать? К какому конечному состоянию стремиться?
Бензин улетучится - и то, что пропитано, будет покрыто тонким слоем такой липкой субстанции цвета детской неожиданности. :)
Подвес должен быть покрыт возможно более тонким слоем резины, полностью скрывающим фактуру бумаги (но не рифления, конечно :)). Его после пропитки/сушки можно пройти еще разок. Задача - сделать его более прочным, "обрезинить". Но много не заливать - просто тонкий ровный слой.
Шайба пропитывается как для улучшения эластичности (особенно старых "задубевших" гофр), так и для улучшения демпфирующих характеристик. Ее именно просто пропитать, чтобы герлен проник во всю структуру, заливать для получения ровного слоя - не стОит.
И еще, читал как-то, что для уменьшения добротности советских динамиков можно заклеить окна корзины синтепоном. Правда?
Тоже слышал такое. В теории - демпфируется перемещение диффузора и добротность по идее должна понизиться. Но сам не пробовал, поскольку не знаю, как это отразится на других характеристиках. :) К тому же динамики, которыми пользовался, обычно "черно/белого" типа - либо ЗЯ, либо ФЭ. Без вариантов. :)
Если бы все проблемы с качеством динамиков решались такими простыми методами, то не было бы акустики за бешеные деньги. :)
Может стоит сделать? Как это повлияет на другие параметры?
:) Вот и я о том. Можешь попробовать. Оторвать синтепон никогда не сложно. Только его в один слой максимум - чтобы вентиляция сохранялась. А то если укутать как в шубу и подать мощи побольше, катушку можно угреть. Можно и не все окна заклеивать, кстати. Рассчитать эффект нет возможности - только экспериментальным путем.
Итак, сегодня пропитывал динамики герленом 8) По-моему, самое сложное во всей этой процедуре – это растворить герлен в бензине :shock: (я просто замучался перемешивать :D ). В начале раствор получился немного жидковатым, но ко времени нанесения последнего слоя часть бензина выпарилась и раствор стал в меру густым (чуть жиже сметаны) – подозреваю, что именно такая вязкость является оптимальной. Снаружи на подвес положил 3 слоя, изнутри – 2, шайбу покрыл одним слоем (вроде достаточно), сейчас смотрю на динамики и думаю – а не переборщил ли я с тремя слоями? :D Заодно обклеил герленом корзину изнутри. Вот только теперь вся пыль и грязь будет прилипать к местам пропитанным герленом :( (он ведь не перестанет липнуть?). В принципе все оказалось довольно просто, единственно что довольно трудно было пропитать подвес изнутри и шайбу т.к. окна у корзины маленькие. По времени вся процедура заняла ок. 3 часов. После всего подключил в машине для маленького теста, но т.к. динамики не вставлял ни в какие ящики, а просто положил на пол, то разницу в воспроизведении низких частот не ощутил, зато (по сравнению с установленными сзади) динамики звучат намного звонче, т.е. уровень ВЧ значительно вырос. Это так должно быть или просто обман слуха? :roll: К сожалению, под рукой не было не доработанного динамика, поэтому не мог оценить их работу в равных условиях. Ну ничего, завтра заклею окна синтепоном и вперед на замеры! :D
Заодно, пока сохли динамики, снял карты дверей для примерки динамиков и выяснил, что их установка будет не такой простой, как я себе представлял :( Оказалось, что в передних нижних углах дверей находится крепление направляющей стекла и поэтому для установки динамиков нужно будет делать высокие подиумы (типа как на фото №1). К тому же, нужно будет прорезать в двери отверстия, для того чтобы соединить внутреннее пространство двери и подиума, а они (если я не ошибаюсь) должны иметь площадь не менее 2/3 площади диффузора – что трудно выполнимо. В общем, нижние углы отпадают :cry: Более-менее удобные места для установки динамиков я изобразил на фото №2. Как мне кажется, наиболее предпочтительной будет установка возле ручки, так сказать компромисс между качеством и параметрами динамиков. Что скажут специалисты?
А шайба разве там бумажная? Если бумажная (не должно быть - экий изврат) - критерий - как у подвеса.
Не, шайба там обычная (тканевая) :wink:
Подвес должен быть покрыт возможно более тонким слоем резины, полностью скрывающим фактуру бумаги (но не рифления, конечно :) ).
Вся проблема оказалась в том, что я не полностью высушил первый слой и мне показалось, что он слишком тонкий, хотя скорее всего так и было т.к. раствор был довольно жидким. Зато сейчас подвес желтого цвета с явно не самым тонким слоем герлена в некоторых местах :? но обратного пути уже нет :wink:
Только его в один слой максимум - чтобы вентиляция сохранялась. А то если укутать как в шубу и подать мощи побольше, катушку можно угреть.
Сдается мне, что после пропитки шайбы герленом катушку тоже довольно легко спалить, т.к. изначально в шайбе есть маленькие отверстия через которые проходит воздух, а после пропитки все ячейки закупорены :( так что, имхо, синтепон в этом плане большой роли не сыграет.
раствор стал в меру густым (чуть жиже сметаны) – подозреваю, что именно такая вязкость является оптимальной.
Угу.
Снаружи на подвес положил 3 слоя, изнутри – 2,
Мать моя... женщина...
сейчас смотрю на динамики и думаю – а не переборщил ли я с тремя слоями?
Хммм.... :( ИМХО, вполне возможно. Говорил же - тонким слоем...
Заодно обклеил герленом корзину изнутри.
Нормальные герои всегда идут в обход. :) А чего не снаружи? Проще ведь. А эффект тот же.
Вот только теперь вся пыль и грязь будет прилипать к местам пропитанным герленом :( (он ведь не перестанет липнуть?).
Не-а. Не перестанет. Подвес, если уж тебя так это нервирует, можно слегка протереть кисточкой с маслом. Но я уже боюсь говорить - вдруг ты слой солидола в палец толщиной от щедрот наложишь. ;)
Со временем поверхностный слой немного запылится и будет не такой липучий. К тому же пропитанные места хоть как-то защищены грилем и дверью. Не ты первый такую процедуру проделываешь. Вообще-то она была разработана и проверена в лабораториях МТУСИ. К слову, многие недешевые мидбасы идут с невысыхающей пропиткой волокнистого диффузора (целиком!). Например, шерстяные ПауэрАмперы. И выживают ведь. :)
уровень ВЧ значительно вырос. Это так должно быть или просто обман слуха?
Если это не обман слуха :(, то с тремя слоями ты и впрямь мог лишку хватить. Слишком жесткий подвес - не есть гуд. Резонансная может подскочить ощутимо, а снижение Vas тебе на дух не нужно - бо они жить в ФЭ будут. Хотя по большому счету сравнение не особо корректно - одни динамики в оформлении, другие - без.
В общем, нижние углы отпадают :cry:
Разве? А кое-кто туда и 6" ставил. :)
Более-менее удобные места для установки динамиков я изобразил на фото №2. Как мне кажется, наиболее предпочтительной будет установка возле ручки, так сказать компромисс между качеством и параметрами динамиков. Что скажут специалисты?
В Таврии, как и в любой другой машине, для акустики есть только два вида мест для установки - неудобные и неподходящие (на фото хорошо иллюстрировано :)). Если бы все было просто, установщики бы давно с сумой пошли побираться. :)
Итак, после всех размышлений и высказываний по поводу пропитанных динамиков, меня стало мучить желание провести, так сказать, тестирование/сравнение доработанных и стоковых динамиков. Долго терпеть я не смог :D и поэтому на следующий день достал свой тестовый ящик (13л.+вата), установил туда доработанный динамик, подключил к усилителю и стал слушать…
Первые впечатления – ВЧ таки действительно стало больше. ИМХО из-за покраски диффузор стал более жестким и ВЧ-волны лучше «отражаются» от его поверхности. В области СЧ особых изменений не замечено. По поводу НЧ сказать что-то определенное сразу не смог, единственное, что бросалось в «глаза» это меньшая отдача в области баса, но об этом позже…
Затем установил недоработанный динамик и послушал его. И тут все стало на свои места :wink: По ВЧ он действительно уступает «тюнингованому» динамику, а вот на низких частотах динамик звучит не просто громче, но и несколько по-другому. Послушав различные произведения на разной громкости и с разными установками эквалайзера, понял что к чему. Дело в том, что обычный динамик играет бас «сухо», звук такой, как будто динамик установлен в картонный ящик :? Нет мягкости, бархатности звучания баса, а только сухое бубнение… (видимо сказывается горб на 120Гц) а стоит покрутить регулятор НЧ так динамик вообще начинает захлебываться, диффузор прыгает, как сумасшедший, появляются хрюканья и т.д. В общем, малоприятное зрелище :(
С доработанным динамиком ситуация несколько иная. Басы воспроизводятся хоть и тише, но более естественно :wink: Нет этого гулкого бубнения. Даже с вывернутым на максимум регулятором НЧ играют вполне нормально не захлебываясь, при этом не возникает ощущения, что динамик работает на пределе и что еще чу-чуть и диффузор порвется… :D В общем, то что получилось на данный момент, мне однозначно нравится.
Далі буде...
Мать моя... женщина...
Каюсь :D погорячился, просто я на тот момент не знал какой цвет у окончательно высохшего герлена и подумал: "раз раствор жидковат, то и слой, наверно, получился тонкий" :wink:
А чего не снаружи? Проще ведь. А эффект тот же.
Зато так руки об него не пачкаются, а то пока я их в двери установлю не один я об них руки вымазал бы :D
Не-а. Не перестанет. Подвес, если уж тебя так это нервирует, можно слегка протереть кисточкой с маслом. Но я уже боюсь говорить - вдруг ты слой солидола в палец толщиной от щедрот наложишь. :wink:
Со временем поверхностный слой немного запылится и будет не такой липучий.
Да ты не бойся, говори, я теперь буду более послушным :-D А вообще меня это особо не волнует - это я просто вслух размышлял. К тому же сегодня попробовал - подвес почти не липнет - сказывается лежание на балконе в течении трех суток :D
Разве? А кое-кто туда и 6" ставил. :)
Да? и кто этот кто-то? Хотелось бы услышать рассказ по этому поводу :D Кстати у меня динамики как раз 6" 8)
Если бы все было просто, установщики бы давно с сумой пошли побираться.
Это я уже понял.
Первые впечатления - ВЧ таки действительно стало больше. ИМХО из-за покраски диффузор стал более жестким и ВЧ-волны лучше <отражаются> от его поверхности.
Самое забавное, что кроссом ты их все равно срезать будешь. :) Так что от лакокрасочных работ :) тебе в плюсе останется только повышенная живучесть диффузора и небольшое снижение искажений на СЧ/НЧ при повышенной громкости. Есть другой возможный, но менее приятный вариант (надеюсь, маловероятный) - толстым грубым подвесом "заглушил" НЧ диапазон. Грубо говоря, сильно понизил чувствительность на нем, соответственно уменьшился ход диффузора, что и помогло динамику с более жеским диффом точнее и звонче воспроизводить ВЧ. Впрочем, заниженное чутье более-менее лечится повышенной подаваемой мощностью. Главное, чтобы катушка ее переварила. :)
а только сухое бубнение: (видимо сказывается горб на 120Гц)
Я-я, натюрлих. Высокодобротный горб. И еще кое-что - в продолжение/подтверждение тому о чем написано в ФАКе. Как сделать бас громче, если система неспособна его воспроизвести. Повысить добротность и добавить гармоник к той частоте, которую считаем басом. :) Примерно вот так. (http://www.bluesmobil.com/cgi-bin/wws/bthread.pl?00000610) Часть из этого вносится динамиками, а горбы мидбасов - самая популярная тема в бюджетной аппаратуре в силу своей дешевизны и без дополнительных девайсов.
Басы воспроизводятся хоть и тише, но более естественно :wink:
Если динамик после доработки действительно глубже играет НЧ, просто с завальчиком, и сместилась резонансная вниз, то в машине все равно будет подъем на 12дБ на басах. Так что завал на НЧ может излечиться естественным путем. Если же чутье уменьшилось, ну, "тады, ой". :)
Нет этого гулкого бубнения.
Дык, за что и боролся. Наверное, добротность снес до очень низкой величины. Вот смеху будет, если до "ящичной". :)
Так что это...
Маша, ау! К тебе тут гости собираются. ;)
В общем, то что получилось на данный момент, мне однозначно нравится.
И это главное. :)
Маша Синичкина
11.04.2005, 11:59
Маша, ау! К тебе тут гости собираются. ;)
Сколько угодно. Пойду мужа обрадую. ;)
Дык, за что и боролся. Наверное, добротность снес до очень низкой величины.
Добротность - да
Вмести с резонансной и чутьем....
зы. Знаю кой-кого, кто такие експеременты проводил с гибридами.... вроде получилось. Но мне чейто не хочеться :wink:
Самое забавное, что кроссом ты их все равно срезать будешь. :) Так что от лакокрасочных работ :) тебе в плюсе останется только повышенная живучесть диффузора и небольшое снижение искажений на СЧ/НЧ при повышенной громкости.
Это понятно :wink: просто пока я их тестировал именно как ГДШ :D
Если динамик после доработки действительно глубже играет НЧ, просто с завальчиком, и сместилась резонансная вниз, то в машине все равно будет подъем на 12дБ на басах. Так что завал на НЧ может излечиться естественным путем.
Это обнадеживает :wink:
Наверное, добротность снес до очень низкой величины. Вот смеху будет, если до "ящичной". :)
Насчет ящичной - не знаю, но мне кажется, что 13л. для них маловато :(
Маша, ау! К тебе тут гости собираются.
В том-то и дело, что только собираются :D я старые динамики никак не заберу, а уж те более новые... хотя может на этой неделе получится.
Сколько угодно. Пойду мужа обрадую. :wink:
Бедный муж :shock: :-D
Добротность - да
Вмести с резонансной и чутьем....
А что делать? Надо же как то их лечить :D Тем более что результат устраивает.
Но это еще не все. Я ведь не из тех, кто останавливается на полпути. Поэтому решил попытаться еще больше понизить добротность методом заклеивания окон корзины синтепоном :shock: Сказано – сделано. Заклеил окна в один :D слой. Перед оклеиванием попробовал снять АЧХ на слух, с помощью программы-генератора (скачанной по ссылке Ботаника). Так вот, более-менее уверено динамик гудел от 80Гц с плавным подъемом где-то до 130Гц, а вот со 140 до 150Гц слышался небольшой горб :( После заклеивания произошло следующее – динамики играют от тех же 80Гц, но подъем идет только до 100Гц, а дальше до 130 идет равномерное звучание 8) Со 130 до 140Гц идет небольшой провал, дальше опять небольшой горб… На музыкальном сигнале разница чувствуется более слабо, но бас стал еще более мягким, равномерным что-ли… Но все таки чувствуется нехватка более низкого баса, сабвуфер прям так и просится :D
Итог: после переделок возрос уровень ВЧ (сравнивал с 10ГДШ играют один в один), хотя это и не требовалось. Низы стали «тише», но более естественными, не напрягающими. К тому же сами динамики стали лучше справляться с большей мощностью. Небольшой недостаток баса действительно эффективно компенсируется регулятором НЧ и в целом звучание получается более естественным. Что скажут замеры не знаю, но просто на слух мне гораздо больше нравятся переделанные динамики.
Хотя с толщиной слоя герлена я таки хватил лишку :oops: – сравнивал мягкость хода диффузора у простого и пропитанного динамика - у стокового ход ощутимо мягче :? Конечно, можно было бы достигнуть и лучших результатов, но как говорится первый блин комом, да и надо же на чем-то учиться и тренироваться :wink: Так что потраченное время и материалы не считаю напрасными.
ЗЫ: так действительно токсикоманом недолго стать :-D несколько дней дышал, то краской, то бензином, то клеем Момент :-D
Слушай, а все эти експеременты были дома?? :shock:
Ты эта.... в машине все будет по другому...
Маша Синичкина
18.04.2005, 13:13
Значится так.
Обмеряны динамики после доработки. Что скажу, стали более "ящичными", но еще далеко не. ;) Должна отметить увеличившийся разброс параметров. Если недоработанная пара была хоть и не идентична, но весьма близка по характеристикам, то доработанная заметно отличается.
Обмеряны динамики после доработки. Что скажу, стали более "ящичными", но еще далеко не. ;)
Похоже, с подвесом и вправду перебор получился - сильно подпрыгнула резонансная даже при утяжеленном диффузоре. :( Зато добротность аж в два раза понизилась, что само по себе есть гуд. Все равно она огромная, но уже, по словам самого владельца, уже появились и другие звуки кроме "сухого баса". :) Если бы резонансная осталась на своем уровне, то получились бы совсем намного более приятные характеристики...
Должна отметить увеличившийся разброс параметров.
Это как раз понятно. Руки - не фабричный штамп. Где-то герлена поменьше, где-то слой краски потолще...
Меня больше интересует другое. В электрические параметры никто не вмешивался. Пусть механическими шаманскими пассами поменяли жесткость, массу, соответственно, инерцию и упругость подвижной части. Пусть даже каким-то образом поменялось Re... :) Но вот кто бы объяснил, как могла измениться Le? :shock: :wink: Меня терзают смутные сомненья... :)
Маша Синичкина
19.04.2005, 08:53
Но вот кто бы объяснил, как могла измениться Le? :shock: :wink: Меня терзают смутные сомненья... :)
Просто это другая пара. Пока мы обмеряли первую - Dimm дорабатывал вторую. А потом мы поменялись динамиками.
Просто это другая пара.
Вот сомнения и обрели подтверждение... Тогда неизвестно, чего "твикнулось" и в какой степени, ибо разброс параметров таких динамиков виден даже на одной паре из одной партии. А если эти - из разных? Да еще какие-то из них - неразмятые? :)
Значится так.
Обмеряны динамики после доработки...
О! уже :shock: а муж говорил, что на этих выходных не сможет :D вот я и не заглядываю сюда :oops: а тут, смотрю, обсуждение идет полным ходом :D
В первую очередь хотел бы поблагодарить Машу и особенно мужа :!: за оказанную помощь :wink:
Ну а теперь, вернемся к нашим (т.е. моим :D ) динамикам
Должна отметить увеличившийся разброс параметров. Если недоработанная пара была хоть и не идентична, но весьма близка по характеристикам, то доработанная заметно отличается.
Я думаю, что они и до доработки отличались друг от друга, т.к. они не то что не одной партии, а даже разных годов выпуска :shock: я просто не подумал об этом и взял первые попавшиеся под руку динамики :roll:
Похоже, с подвесом и вправду перебор получился - сильно подпрыгнула резонансная даже при утяжеленном диффузоре. :(
Ну я и не отпираюсь :D что перебор имел место, как говорится не ошибается тот - кто ничего не делает :wink: Повышение частоты резонанса - это, конечно, не хорошо, зато
добротность аж в два раза понизилась, что само по себе есть гуд. Все равно она огромная, но уже, по словам самого владельца, уже появились и другие звуки кроме "сухого баса". :)
Угу, звук изменился в лучшую сторону 8)
Если бы резонансная осталась на своем уровне, то получились бы совсем намного более приятные характеристики...
Вот, может возьмусь дорабатывать первую измерянную пару, может там результаты будут получше :?
Тогда неизвестно, чего "твикнулось" и в какой степени, ибо разброс параметров таких динамиков виден даже на одной паре из одной партии. А если эти - из разных?
Да я, в принципе и не ставил цели выяснить - что именно изменится в конкретных динамиках после доработки. Моей целью было получить более-менее нормальное звучание. Ну, а насчет партий я уже написал :wink:
Да еще какие-то из них - неразмятые? :)
В смысле? Это что - доработанные динамики тоже нужно размять?
Вот, может возьмусь дорабатывать первую измерянную пару, может там результаты будут получше :?
Эк тебя торкнуло. :) Решил пойти по следам Клячина? Так, глядишь, начнешь тюнить динамики на конвейере. :)
Это что - доработанные динамики тоже нужно размять?
Ну вообще-то ты изменил характеристики подвеса и подвижной системы, которые как раз и деградируют при разминке. :) Так что, ИМХО, нужно. Правда, пропитка у тебя вязкая и невысыхающая, так что изменения после прогрева могут быть меньше, чем у "сухих" подвесов.
Эк тебя торкнуло. :) Решил пойти по следам Клячина? Так, глядишь, начнешь тюнить динамики на конвейере. :)
Да не, до Клячина мне далеко, да и цели такой нет. Просто мне интересно - что можно "выжать" из этих динамиков если все сделать правильно :D
Ну вообще-то ты изменил характеристики подвеса и подвижной системы, которые как раз и деградируют при разминке. Так что, ИМХО, нужно. Правда, пропитка у тебя вязкая и невысыхающая, так что изменения после прогрева могут быть меньше, чем у "сухих" подвесов.
Я, конечно, извиняюсь :oops: я какие вообще параметры изменяются в процессе разминки? и насколько сильно?
ЗЫ: все бы хорошо, только вот времени сейчас совсем нету :( да и будущее машины сейчас видится довольно туманно - поэтому даже не знаю доведу ли я свой проект до конца :roll: В общем, будем надеятся на лучшее, а там время покажет :wink:
какие вообще параметры изменяются в процессе разминки? и насколько сильно?
Все механические. Разминаются подвес и шайба - меняется их жесткость, а от них зависит и резонансная, и полная добротность (через Qms), и, само собой, эквивалентный объем - напрямую. Fs и Qts уменьшаются, а Vas увеличивается. У разных динамиков - по разному. Чаще всего около 10%, реже - меньше (возможно в твоем случае из-за консистенции пропитки), совсем редко - больше (у динамиков с жесткими, но нестойкими подвесами и шайбой).
Читаю, читаю и тут БАЦ "на самом интерестном месте" (с), так чем же всё закончилось?
Читаю, читаю и тут БАЦ "на самом интерестном месте" (с), так чем же всё закончилось?
:-D Закончилось все срочной продажей Таврии, т.к. подвернулась другая машина :wink:
Динамики эти благополучно лежат в гараже на полке :-D НО это был важный этап в моем развитии, в понимании некоторых принципов автозвука :wink: Поэтому хочу еще раз выразить благодарность Ботанику за то, что столько времени посвятил ответам на мои глупые вопросы :!:
vBulletin® v3.8.6, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot