kkk
19.04.2006, 23:13
Вот такое нашлось:
Бинауральные записи - Binaural
***
Речь идет о так называемом <бинауральном эффекте>, дословное определение которого (от латинских: bini - два и auris - ухо) - способность человека и высших животных определять направление на источник звука.
Чтобы понять суть явления, достаточно провести простой психоакустический эксперимент. Попросите кого-нибудь встать перед вами на расстоянии 2-3 метров и поочередно щелкать пальцами левой и правой рук. Закройте глаза и убедитесь, что четко различаете источники звука. Плотно прикройте одно ухо, повернитесь боком и оцените разницу в восприятии. Кажется, теперь звук исходит из одной точки, а поступающей информации явно не хватает для идентифицикации левого и правого источников. Физические основы бинаурального эффекта заключаются в том, что уровень звукового давления будет больше от источника, находящегося ближе к одному из ушей; фронт волны достигает <цели> (например, левого уха) чуть раньше по времени. Кроме того, затенение высоких частот и дифракция волны на голове слушателя приводит к разнице в спектральном составе акустических сигналов, поступающих в разные уши. В результате человек имеет возможность, не поворачивая головы, оценить, где произошло звуковое событие: впереди, сбоку, сзади: Большинство слушателей с закрытыми глазами, как правило, в состоянии указать азимут с точностью 5-15 градусов. Все эти особенности в свое время были формализованы и представлены в виде <передаточной функции головы> HRTF (Head Related Transfer Functions - математическая модель явления используется акустиками, разработчиками аппаратуры и звукорежиссерами).
Спрашивается, причем здесь музыка? Наиболее сложные музыкальные произведения (например, симфонические концерты) исполняются большими оркестрами, в которые входят хор, группы струнных, духовых, ударных инструментов. Расположение музыкантов на сцене строго детерминировано, и слушатель, находящийся в зале, не только целиком воспринимает звучание оркестра, но различает солистов и аккомпанирующих музыкантов по угловым координатам. Собственно, в этом состоит базовый принцип двухканальной стереофонии, которая призвана имитировать <акустическое пространство> с распределенными источниками звука. Отсюда - коренное отличие стерео от монозвука. Последний может характеризоваться широким частотным диапазоном, хорошей динамикой и минимальными искажениями формы акустического сигнала, но один излучатель никогда полноценно не заменит стереопару, поскольку <не показывает>, где находится конкретный источник. При проигрывании хорошей стереозаписи на Hi-Fi-аппаратуре при определенных условиях воссоздается реалистичный масштаб фронтальной панорамы с правильным расположением музыкантов на сцене. Более того, порой возникает ощущение глубины, трехмерности звуковой картины; как говорят англичане - You Are There (вы там находитесь). Однажды ощутив эти волшебные впечатления, мы стремимся испытать их вновь. Вот что такое идеальный стереозвук.
Бинаурал пишется с помощью искусственной модели человеческой головы, со встроенными в ухо микрофонами. Звуковые колебания проходят через копию человеческого уха и попадают на микрофон уже в таком виде, как на наши барабанные перепонки. В этом принципиальное отличие от записи с помощью обычного микрофона, который не передает информацию о локализации источников звука.
Ради интереса скачал парочку альбомов - завтра попробую в машине послушать. Кто-нибудь что-нибудь подробнее про это дело знает ?
Бинауральные записи - Binaural
***
Речь идет о так называемом <бинауральном эффекте>, дословное определение которого (от латинских: bini - два и auris - ухо) - способность человека и высших животных определять направление на источник звука.
Чтобы понять суть явления, достаточно провести простой психоакустический эксперимент. Попросите кого-нибудь встать перед вами на расстоянии 2-3 метров и поочередно щелкать пальцами левой и правой рук. Закройте глаза и убедитесь, что четко различаете источники звука. Плотно прикройте одно ухо, повернитесь боком и оцените разницу в восприятии. Кажется, теперь звук исходит из одной точки, а поступающей информации явно не хватает для идентифицикации левого и правого источников. Физические основы бинаурального эффекта заключаются в том, что уровень звукового давления будет больше от источника, находящегося ближе к одному из ушей; фронт волны достигает <цели> (например, левого уха) чуть раньше по времени. Кроме того, затенение высоких частот и дифракция волны на голове слушателя приводит к разнице в спектральном составе акустических сигналов, поступающих в разные уши. В результате человек имеет возможность, не поворачивая головы, оценить, где произошло звуковое событие: впереди, сбоку, сзади: Большинство слушателей с закрытыми глазами, как правило, в состоянии указать азимут с точностью 5-15 градусов. Все эти особенности в свое время были формализованы и представлены в виде <передаточной функции головы> HRTF (Head Related Transfer Functions - математическая модель явления используется акустиками, разработчиками аппаратуры и звукорежиссерами).
Спрашивается, причем здесь музыка? Наиболее сложные музыкальные произведения (например, симфонические концерты) исполняются большими оркестрами, в которые входят хор, группы струнных, духовых, ударных инструментов. Расположение музыкантов на сцене строго детерминировано, и слушатель, находящийся в зале, не только целиком воспринимает звучание оркестра, но различает солистов и аккомпанирующих музыкантов по угловым координатам. Собственно, в этом состоит базовый принцип двухканальной стереофонии, которая призвана имитировать <акустическое пространство> с распределенными источниками звука. Отсюда - коренное отличие стерео от монозвука. Последний может характеризоваться широким частотным диапазоном, хорошей динамикой и минимальными искажениями формы акустического сигнала, но один излучатель никогда полноценно не заменит стереопару, поскольку <не показывает>, где находится конкретный источник. При проигрывании хорошей стереозаписи на Hi-Fi-аппаратуре при определенных условиях воссоздается реалистичный масштаб фронтальной панорамы с правильным расположением музыкантов на сцене. Более того, порой возникает ощущение глубины, трехмерности звуковой картины; как говорят англичане - You Are There (вы там находитесь). Однажды ощутив эти волшебные впечатления, мы стремимся испытать их вновь. Вот что такое идеальный стереозвук.
Бинаурал пишется с помощью искусственной модели человеческой головы, со встроенными в ухо микрофонами. Звуковые колебания проходят через копию человеческого уха и попадают на микрофон уже в таком виде, как на наши барабанные перепонки. В этом принципиальное отличие от записи с помощью обычного микрофона, который не передает информацию о локализации источников звука.
Ради интереса скачал парочку альбомов - завтра попробую в машине послушать. Кто-нибудь что-нибудь подробнее про это дело знает ?