fotei
06.09.2011, 20:24
Моя «Таврия» ЗАЗ-110206 куплена осенью 1990 года в магазине. Была очень грязная. Бак пустой. На спидометре 35 км. Под сиденьем остатки закуски. Документация и бортовой инструмент полностью соответствовали заявленной комплектации.
Уже дома, при «техническом изучении» автомобиля, на правом борту под слоем грязи обнаружена линейная вмятина длинной около полуметра. Дальнейший осмотр выявил:
- не работает замок левой двери;
- в стыке уплотнителей дверей зазор в палец;
- не горит сигнализация стояночного тормоза;
- не работает омыватель стекла задка;
- не включается обогрев стекла задка (обрыв реле);
- нет шланга бачок-насос стеклоомывателя ветрового стекла;
- электронасосы омывателей установлены «вверх ногами»;
- не подключен термовыключатель вентилятора радиатора;
- не работают 1 и 2 скорость вентилятора отопителя;
- подсоединения некоторых электрических цепей в панели предохранителей не соответствуют схеме;
- подтекает тосол в соединениях и из крана отопителя;
- гайка крепления шарового пальца левой рулевой тяги не закручена и не зашплинтована;
- патрубок воздуховода в правые жалюзи не установлен;
- при накачивании шин из вентильных отверстий дисков вытекает вода;
- левое переднее колесо смещено назад относительно арки;
- продольные трещины левого «краба».
О выявленных дефектах было отписано на завод-изготовитель и затем принято решение впредь вести борт-журнал. Записи стал делать при каждом выезде из гаража, отмечая пробег, заправки, покупки расходников, и запчастей. За двадцать лет исписал три записных книжки. Более 130 записей в них учитывают проведённые работы, замены, отказы и неисправности. Оговорюсь, что в процессе эксплуатации, в дополнение к «магазинным» дефектам, выявилось, что на глушитель грубо наварена и кое-как закрашена заплатка, скрывающая пробоину. Так, по совокупности «улик» (грязная машина, пустой бак, остатки закуси, пробег 35 км., пробитый глушак, трещина «краба» и смещение колеса в арке), сложилась версия происхождения вмятины на борту – в «предпродажную подготовку» машинку очень не ласково ткнули левым колесом в препятствие, её занесло и бортом обо что-то чирканули.
Для полноты изложенного замечу, что езжу я только летом, не лихачу (но до оговоренных 145 км/час однажды разгонялся). Практически всё делаю самостоятельно, имея в помощь книгу Фучаджи-Стрюка и каталог деталей. На СТО заезжал за эти годы раза три на диагностику и столько же на сход-развал. Сейчас пробег 82 тысячи. Средний расход менее 7 литров (по годам от 6,0 до 7,2). Обычно заправляю 92-й бензин, но случалось и на 76-м, и на 95-м поездить. Несколько раз заправлял авиационный Б 91/115. С таким бензином двигатель просто не узнать – работает бесшумно, обороты идут за акселератором без провалов, звона или стука.
Существенные замены (по трудоёмкости). Подшипники передних ступиц – три; задних – три; помпы – два; гофры на ШРУСах – 7 или 8; дважды маслосъёмные колпачки; шаровые опоры; втулки рулевого механизма; дюрит ГБЦ-термостат (тот, что под б/насосом и умирает от масла) стоит уже пятый. Перебирал и стойки и задние амортизаторы. Пока ходят «родные». По причине негерметичности вакуумного регулятора УОЖ и невозможности найти замену, был вынужден менять целиком трамблёр.
Наиболее интересные, на мой взгляд, неисправности, опишу подробнее.
1991г.
00047 выпадание поджимной пружины задней тормозной колодки правого заднего колеса.
«Первая ласточка». Скрежет в правом заднем колесе. Съезжаю на ближайшую площадку и пытаюсь снять тормозной барабан. Не идёт! Ставлю колесо (так удобнее) и дёргаю. После нескольких сильных рывков колесо слетает, а вслед рассыпаются ролики, деформированный сепаратор и какая-то пружина. Манжета и внутренняя обойма подшипника остались на оси. В растерянности, начинаю возвращать детали на свои места. Причиной шума оказалась слетевшая поджимная пружина задней колодки. Вернул на место. Затем собрал ролики в сепаратор и надвинул на малую обойму. Аккуратно надвинул колесо, понимая, что манжета может и не «сесть» в ступицу. Доехал нормально.
Книга Фучаджи-Стрюка у меня уже была. Изучил соответствующую главу и узнал, что подшипники на заднюю ось посажены с очень малым зазором. Чтоб убедиться, разобрал левую сторону. С оси колесо сошло почти без усилия, но зато пружинки на манжете не оказалось вовсе. Достал (в те годы запчасти доставали) новый подшипник 137205 на замену и вновь снял (силой) колесо с «болезной» стороны. Всё повторилось. С трудом сбил обойму с оси. На шейке оказался задир, который сгладил алмазным надфилем. Обойма стала садится с некоторым усилием.
00102 ремонт рычага стояночного тормоза (выпадала кнопка).
03526 не открывается левая дверь с улицы.
03819 стук впереди слева (по гарантии заменили рулевой механизм и лишь после письменного обращения на завод).
04670 замена фильтра и масла двигателя; регулировка зазора клапанов.
Первое ТО. Моему приезду на «ЗАЗ-сервисе» были откровенно не рады. На мои замечания по работе машины мастер отвечал «через губу». Минут 20 я ждал, когда же «спецы» начнут действо. Клапана регулировал очень шустрый парень, который несколько раз повторил, что он единственный на этом сервисе, умеющий делать эту операцию. После регулировки он дал команду на запуск. Едва движок набрал обороты, парень быстро ткнул отвёрткой куда-то в область шкива распредвала. Что-то легонько щёлкнуло и обороты уменьшились. Ещё ухо отметило, что шумность двигателя заметно снизилась.
… Выехал за ворота. Машина как чужая. Двигатель не тянет. Про четвёртую передачу можно забыть – на третьей сдыхает. Возвращаться не стал, а поехал к знакомому с детства ШОФЁРУ. Он ещё на полуторках и ЗиСах по льду Ладоги в блокадный Ленинград пробивался, а позже рассекал на ленд-лизовских «Студерах» и «Доджах». Мужик в автоделах шибко грамотный и опытный. Пожалился я. А он вынес свой инструмент (классный, аж завидно стало) и предложил – начинай, я подсказывать буду. Проверь, не перескочил ли зубчатый ремень? Смотри сюда… Сравни с тем… Метки не совпадали зуба на два. Исправили. А затем и до клапанов добрались. Зажаты они были. Показал дядя Коля, как должно быть, и научил, как правильно делать.
05277 подтекание «тосола» по оси заслонки крана отопителя (при открытой на 1/3 - сильно). «ЗАЗ-сервис» менять по гарантии отказался – нет в наличии.
______________
6754\6754 / 450 / 6,7 (пробег общ\год / бензин / расход)
1992г.
06960 гул правого переднего колеса.
07745 регулировка зазора клапанов.
08351 разграбили машину! (сделали подкоп под стенку гаража, вырезали уплотнитель левого бортового стекла и унесли: аккумулятор с крепежом, весь бортовой инструмент, домкрат, насос, манометр, аварийный знак).
Спустя неделю умер мой отец. На период похорон аккумулятор и прочие автопринадлежности одолжил едва знакомый владелец «Таврии» из соседнего гаражного квартала. В эти печальные дни я раскатывал без бокового стекла. О событиях тех дней, великодушии и хамской чёрствости людей могу рассказать, но боюсь, что это будет отнесёно к флуду.
08753 установлен новый аккумулятор 55 а/ч (второй).
Аккумулятор в те года купить было сложно, а родной для «Таврии», вообще фантастично. Искал всюду. И вот однажды, в автобусе, поделился своей проблемой с приятелем-попутчиком. Тот пожал плечами – увы… Уже выйдя из автобуса меня кто-то окликнул. Женщина, вероятно ровесница.
– Простите, я слышала, что вы аккумулятор ищите? У меня есть… Дома… Если вам подойдёт – я продам.
Пошли смотреть. Под кухонным столом стоял аккумулятор. Сухой. На белом полупрозрачном корпусе никаких надписей - только дата 02.90. А шёл август 1992г. Сошлись на 2500 рублях. Признаюсь, сомнения меня одолевали – не туфту ли покупаю? И тут хозяйка меня ошарашила!
-- Если сейчас денег нет – можете завтра занести. Эта фраза вмиг смела мои сомнения.
Электролит принёс друг. Залил, выдержал три часа для пропитки, померил плотность и поставил до утра на подзарядку малым током. Проездил я на этом безымянном аккумуляторе 9 лет (сезонов). "Скончался" он в августе 2001г., день в день начала своей эксплуатации.
______________
9336\2582 / 160 / 6,2
1993г.
11623 ремонт ГТЦ (полировка зеркала цилиндра).
Не растормаживался контур левый передний-правый задний по причине заклинивания поршня в ГТЦ из-за коррозии.
11695 заменил фильтр и масло двигателя.
______________
13635\4300 / 280 / 6,5
1994г.
13635 замена подшипника 256907 ступицы правого переднего колеса (первая).
13663 единичный отказ замка зажигания (не выключал).
15037 ремонт тормозного цилиндра правого заднего колеса.
Греется барабан правого заднего колеса. Разбираю… Передняя колодка перекошена. Её верхний торец упирается не в шлиц поршенька, а рядом. Щёчка шлица отломилась. Пыльник порван. Замены нет. Надо чинить поршень! Подготавливаю заглушку по месту (попался пузырёк с пробкой 16 мм). Хирургическим зажимом за оставшуюся щёчку осторожно извлекаю поршень и сразу ставлю заглушку. Потери «Росы» минимальны.
Что дальше? Поршень алюминевый, шлицевая вставка стальная. Зацепить её не за что. По оси Т-образного хвостовика поршня сверлю отверстие диаметром 2 мм. и, через него, осторожно выбиваю сломанную вставку. Пока знакомый токарь ваял её аналог из титана, я заклепал «технологическое» отверстие имеющейся алюминевой заклёпкой, вставив её изнутри поршня (почему и сверлил «двойкой»). Затем вдавил «самодельную» вставку, собрал и езжу до сих пор.
15733 отказ электронасоса стеклоомывателя задка (коррозия вала крыльчатки).
17107 замена пыльника тормозного цилиндра правого заднего колеса.
17262 заменил фильтр и масло двигателя.
_______________
17155\3520 / 240 / 6,9
1995г.
17401 перекос стекла правой двери (очередной).
После полной разборки и выемки стекла, выявлена причина выпадания ролика из направляющей и перекоса стекла - заводской брак монтажа планки, - вместо 221+/-0,9 мм от переднего обреза стекла, до обоймы было 190 мм.
18724 замена датчика Холла (сам мудак).
19691 замена втулки рейки рулевого механизма (первая); регулировка зазора клапанов.
______________
21621\4466 / 320 / 7,2
Уже дома, при «техническом изучении» автомобиля, на правом борту под слоем грязи обнаружена линейная вмятина длинной около полуметра. Дальнейший осмотр выявил:
- не работает замок левой двери;
- в стыке уплотнителей дверей зазор в палец;
- не горит сигнализация стояночного тормоза;
- не работает омыватель стекла задка;
- не включается обогрев стекла задка (обрыв реле);
- нет шланга бачок-насос стеклоомывателя ветрового стекла;
- электронасосы омывателей установлены «вверх ногами»;
- не подключен термовыключатель вентилятора радиатора;
- не работают 1 и 2 скорость вентилятора отопителя;
- подсоединения некоторых электрических цепей в панели предохранителей не соответствуют схеме;
- подтекает тосол в соединениях и из крана отопителя;
- гайка крепления шарового пальца левой рулевой тяги не закручена и не зашплинтована;
- патрубок воздуховода в правые жалюзи не установлен;
- при накачивании шин из вентильных отверстий дисков вытекает вода;
- левое переднее колесо смещено назад относительно арки;
- продольные трещины левого «краба».
О выявленных дефектах было отписано на завод-изготовитель и затем принято решение впредь вести борт-журнал. Записи стал делать при каждом выезде из гаража, отмечая пробег, заправки, покупки расходников, и запчастей. За двадцать лет исписал три записных книжки. Более 130 записей в них учитывают проведённые работы, замены, отказы и неисправности. Оговорюсь, что в процессе эксплуатации, в дополнение к «магазинным» дефектам, выявилось, что на глушитель грубо наварена и кое-как закрашена заплатка, скрывающая пробоину. Так, по совокупности «улик» (грязная машина, пустой бак, остатки закуси, пробег 35 км., пробитый глушак, трещина «краба» и смещение колеса в арке), сложилась версия происхождения вмятины на борту – в «предпродажную подготовку» машинку очень не ласково ткнули левым колесом в препятствие, её занесло и бортом обо что-то чирканули.
Для полноты изложенного замечу, что езжу я только летом, не лихачу (но до оговоренных 145 км/час однажды разгонялся). Практически всё делаю самостоятельно, имея в помощь книгу Фучаджи-Стрюка и каталог деталей. На СТО заезжал за эти годы раза три на диагностику и столько же на сход-развал. Сейчас пробег 82 тысячи. Средний расход менее 7 литров (по годам от 6,0 до 7,2). Обычно заправляю 92-й бензин, но случалось и на 76-м, и на 95-м поездить. Несколько раз заправлял авиационный Б 91/115. С таким бензином двигатель просто не узнать – работает бесшумно, обороты идут за акселератором без провалов, звона или стука.
Существенные замены (по трудоёмкости). Подшипники передних ступиц – три; задних – три; помпы – два; гофры на ШРУСах – 7 или 8; дважды маслосъёмные колпачки; шаровые опоры; втулки рулевого механизма; дюрит ГБЦ-термостат (тот, что под б/насосом и умирает от масла) стоит уже пятый. Перебирал и стойки и задние амортизаторы. Пока ходят «родные». По причине негерметичности вакуумного регулятора УОЖ и невозможности найти замену, был вынужден менять целиком трамблёр.
Наиболее интересные, на мой взгляд, неисправности, опишу подробнее.
1991г.
00047 выпадание поджимной пружины задней тормозной колодки правого заднего колеса.
«Первая ласточка». Скрежет в правом заднем колесе. Съезжаю на ближайшую площадку и пытаюсь снять тормозной барабан. Не идёт! Ставлю колесо (так удобнее) и дёргаю. После нескольких сильных рывков колесо слетает, а вслед рассыпаются ролики, деформированный сепаратор и какая-то пружина. Манжета и внутренняя обойма подшипника остались на оси. В растерянности, начинаю возвращать детали на свои места. Причиной шума оказалась слетевшая поджимная пружина задней колодки. Вернул на место. Затем собрал ролики в сепаратор и надвинул на малую обойму. Аккуратно надвинул колесо, понимая, что манжета может и не «сесть» в ступицу. Доехал нормально.
Книга Фучаджи-Стрюка у меня уже была. Изучил соответствующую главу и узнал, что подшипники на заднюю ось посажены с очень малым зазором. Чтоб убедиться, разобрал левую сторону. С оси колесо сошло почти без усилия, но зато пружинки на манжете не оказалось вовсе. Достал (в те годы запчасти доставали) новый подшипник 137205 на замену и вновь снял (силой) колесо с «болезной» стороны. Всё повторилось. С трудом сбил обойму с оси. На шейке оказался задир, который сгладил алмазным надфилем. Обойма стала садится с некоторым усилием.
00102 ремонт рычага стояночного тормоза (выпадала кнопка).
03526 не открывается левая дверь с улицы.
03819 стук впереди слева (по гарантии заменили рулевой механизм и лишь после письменного обращения на завод).
04670 замена фильтра и масла двигателя; регулировка зазора клапанов.
Первое ТО. Моему приезду на «ЗАЗ-сервисе» были откровенно не рады. На мои замечания по работе машины мастер отвечал «через губу». Минут 20 я ждал, когда же «спецы» начнут действо. Клапана регулировал очень шустрый парень, который несколько раз повторил, что он единственный на этом сервисе, умеющий делать эту операцию. После регулировки он дал команду на запуск. Едва движок набрал обороты, парень быстро ткнул отвёрткой куда-то в область шкива распредвала. Что-то легонько щёлкнуло и обороты уменьшились. Ещё ухо отметило, что шумность двигателя заметно снизилась.
… Выехал за ворота. Машина как чужая. Двигатель не тянет. Про четвёртую передачу можно забыть – на третьей сдыхает. Возвращаться не стал, а поехал к знакомому с детства ШОФЁРУ. Он ещё на полуторках и ЗиСах по льду Ладоги в блокадный Ленинград пробивался, а позже рассекал на ленд-лизовских «Студерах» и «Доджах». Мужик в автоделах шибко грамотный и опытный. Пожалился я. А он вынес свой инструмент (классный, аж завидно стало) и предложил – начинай, я подсказывать буду. Проверь, не перескочил ли зубчатый ремень? Смотри сюда… Сравни с тем… Метки не совпадали зуба на два. Исправили. А затем и до клапанов добрались. Зажаты они были. Показал дядя Коля, как должно быть, и научил, как правильно делать.
05277 подтекание «тосола» по оси заслонки крана отопителя (при открытой на 1/3 - сильно). «ЗАЗ-сервис» менять по гарантии отказался – нет в наличии.
______________
6754\6754 / 450 / 6,7 (пробег общ\год / бензин / расход)
1992г.
06960 гул правого переднего колеса.
07745 регулировка зазора клапанов.
08351 разграбили машину! (сделали подкоп под стенку гаража, вырезали уплотнитель левого бортового стекла и унесли: аккумулятор с крепежом, весь бортовой инструмент, домкрат, насос, манометр, аварийный знак).
Спустя неделю умер мой отец. На период похорон аккумулятор и прочие автопринадлежности одолжил едва знакомый владелец «Таврии» из соседнего гаражного квартала. В эти печальные дни я раскатывал без бокового стекла. О событиях тех дней, великодушии и хамской чёрствости людей могу рассказать, но боюсь, что это будет отнесёно к флуду.
08753 установлен новый аккумулятор 55 а/ч (второй).
Аккумулятор в те года купить было сложно, а родной для «Таврии», вообще фантастично. Искал всюду. И вот однажды, в автобусе, поделился своей проблемой с приятелем-попутчиком. Тот пожал плечами – увы… Уже выйдя из автобуса меня кто-то окликнул. Женщина, вероятно ровесница.
– Простите, я слышала, что вы аккумулятор ищите? У меня есть… Дома… Если вам подойдёт – я продам.
Пошли смотреть. Под кухонным столом стоял аккумулятор. Сухой. На белом полупрозрачном корпусе никаких надписей - только дата 02.90. А шёл август 1992г. Сошлись на 2500 рублях. Признаюсь, сомнения меня одолевали – не туфту ли покупаю? И тут хозяйка меня ошарашила!
-- Если сейчас денег нет – можете завтра занести. Эта фраза вмиг смела мои сомнения.
Электролит принёс друг. Залил, выдержал три часа для пропитки, померил плотность и поставил до утра на подзарядку малым током. Проездил я на этом безымянном аккумуляторе 9 лет (сезонов). "Скончался" он в августе 2001г., день в день начала своей эксплуатации.
______________
9336\2582 / 160 / 6,2
1993г.
11623 ремонт ГТЦ (полировка зеркала цилиндра).
Не растормаживался контур левый передний-правый задний по причине заклинивания поршня в ГТЦ из-за коррозии.
11695 заменил фильтр и масло двигателя.
______________
13635\4300 / 280 / 6,5
1994г.
13635 замена подшипника 256907 ступицы правого переднего колеса (первая).
13663 единичный отказ замка зажигания (не выключал).
15037 ремонт тормозного цилиндра правого заднего колеса.
Греется барабан правого заднего колеса. Разбираю… Передняя колодка перекошена. Её верхний торец упирается не в шлиц поршенька, а рядом. Щёчка шлица отломилась. Пыльник порван. Замены нет. Надо чинить поршень! Подготавливаю заглушку по месту (попался пузырёк с пробкой 16 мм). Хирургическим зажимом за оставшуюся щёчку осторожно извлекаю поршень и сразу ставлю заглушку. Потери «Росы» минимальны.
Что дальше? Поршень алюминевый, шлицевая вставка стальная. Зацепить её не за что. По оси Т-образного хвостовика поршня сверлю отверстие диаметром 2 мм. и, через него, осторожно выбиваю сломанную вставку. Пока знакомый токарь ваял её аналог из титана, я заклепал «технологическое» отверстие имеющейся алюминевой заклёпкой, вставив её изнутри поршня (почему и сверлил «двойкой»). Затем вдавил «самодельную» вставку, собрал и езжу до сих пор.
15733 отказ электронасоса стеклоомывателя задка (коррозия вала крыльчатки).
17107 замена пыльника тормозного цилиндра правого заднего колеса.
17262 заменил фильтр и масло двигателя.
_______________
17155\3520 / 240 / 6,9
1995г.
17401 перекос стекла правой двери (очередной).
После полной разборки и выемки стекла, выявлена причина выпадания ролика из направляющей и перекоса стекла - заводской брак монтажа планки, - вместо 221+/-0,9 мм от переднего обреза стекла, до обоймы было 190 мм.
18724 замена датчика Холла (сам мудак).
19691 замена втулки рейки рулевого механизма (первая); регулировка зазора клапанов.
______________
21621\4466 / 320 / 7,2